Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.
Английский философ Локк

Привлечение депутата парламента к уголовной ответственности согласно законодательству Кыргызской Республики, а также законодательство некоторых зарубежных стран, регулирующих привлечение к ответственности депутатов.

 

Привлечение депутата парламента к уголовной ответственности согласно законодательству Кыргызской Республики, а также законодательство некоторых зарубежных стран, регулирующих привлечение к ответственности депутатов.

В связи с возбуждениями уголовных дел в отношении депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики хотелось бы в этой работе отразить общие черты законодательства, а также особенности возбуждения уголовных дел в отношении некоторых депутатов VI созыва Жогорку Кенеша и затронуть в связи с этим практику привлечения к ответственности в некоторых зарубежных странах.

 

С начала работы VI созыва Жогорку Кенеша уголовные дела возбуждены на 10 депутатов Парламента страны, одно дело возбуждено в Республике Казахстан. Об этом сообщает Генеральная прокуратура. По ее данным, фигурантами уголовных дел стали 2 депутата от фракции СДПК, 1 – от «Республики - Ата-Журта», 2 – от «Кыргызстана», 3 – «Бир Бола» и 3 - от «Ата Мекена».

Из СДПК дела возбуждены на депутатов Музаффара Исакова и Нурмахамата Баяхунова.  Из «Республики - Ата-Журта» - на Омурбека Бабанова, из «Кыргызстана» - на Канатбека Исаева и Дамирбека Асылбек уулу (дело возбуждено в Республике Казахстан), из «Бир Бола» - на Игоря Чудинова, Акылбека Жапарова и Аскара Шадиева, из «Ата Мекена» - на Омурбека Текебаева, Аиду Салянову и Алмамбета Шыкмаматова.

Ниже мы приводим законодательные нормы, согласно которым в Кыргызской Республике можно возбуждать уголовные дела в отношении депутатов Жогорку Кенеша.
           Так, согласно статье 72 Конституции КР, привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений.

           Согласно статье 13 Уголовного кодекса КР, к особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.

Таким образом, чтобы привлечь депутата к уголовной ответственности нужно взять согласие большинства от общего количества депутатов  КР, за исключением случаев с особо тяжкими преступлениями, наказание за которые составляют срок свыше 10 лет или пожизненное заключение.

Более детально порядок привлечения депутатов в уголовной ответственности указан в Законе КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Так, согласно ч.2 ст.139 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» депутат может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Генерального прокурора, за исключением случаев совершения особо тяжкого преступления. Уголовное дело в отношении депутата Жогорку Кенеша может быть возбуждено только Генеральным прокурором.

Согласно ч.7 статьи 137 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата его полномочия досрочно прекращаются.

В статье 140 этого же закона определен порядок рассмотрения Жогорку Кенешем вопроса о даче согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности, согласно которому:

1. При поступлении представления Генерального прокурора, суда о даче согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности Жогорку Кенеш в течение 48 часов во внеочередном порядке рассматривает вопрос о создании специальной депутатской комиссии.

Специальная комиссия рассматривает представление не позднее чем в месячный срок. При необходимости от Генерального прокурора и суда могут быть истребованы дополнительные материалы.

Специальная комиссия при рассмотрении вопроса обязана заслушать депутата, относительно которого решается вопрос, представителя прокуратуры, суда или заявителя (частного обвинителя) и в проекте решения ограничиться интерпретацией, оценкой или уточнением только указанных в представлении фактов.

По итогам рассмотрения представления Генерального прокурора или суда специальная комиссия направляет в Координационный совет справку и проект решения комиссии для включения в повестку дня ближайшего заседания Жогорку Кенеша вопроса о привлечении депутата к уголовной ответственности.

2. Рассмотрение вопроса Жогорку Кенешем начинается с доклада представителя специальной комиссии о результатах ее деятельности и проводится по процедуре полного обсуждения.

В прениях по вопросу принимают участие представители фракции и депутат Жогорку Кенеша, относительно которого решается вопрос о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности.

3. Решение Жогорку Кенеша об удовлетворении представления Генерального прокурора или суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

4. Генеральная прокуратура и суд извещаются в трехдневный срок о принятии мотивированного постановления Жогорку Кенеша.

Жогорку Кенеш при наличии оснований может пересмотреть свое решение.

5. Генеральный прокурор или суд в 3-дневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Жогорку Кенешу о результатах расследования или рассмотрения дела.

6. Отказ Жогорку Кенеша дать согласие на привлечение депутата Жогорку Кенеша к уголовной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного депутата.

Согласно статье 141. Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», признается утратившим силу постановления о даче согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности в случае поступления в Жогорку Кенеш уведомления о прекращении уголовного дела в отношении депутата, на которого ранее Жогорку Кенешем было дано согласие на привлечение к уголовной ответственности, Жогорку Кенеш на ближайшем заседании большинством голосов от присутствующих, но не менее чем 50 голосами депутатов, принимает постановление о признании утратившим силу ранее принятого постановления. Принятое постановление незамедлительно направляется Генеральному прокурору, а также, в случае необходимости, в соответствующий суд.

 

Как указывалось выше, на 10 депутатов нынешнего созыва возбуждены уголовные дела. Остановимся подробнее на некоторых, более резонансных из них и возбужденных без согласия парламента, в связи с их квалификацией как особо тяжких преступлений:

 

  1. 1.      Аида Салянова – фракция «Ата Мекен»

26 декабря 2016 года Генеральная прокуратура КР возбудила уголовное дело в отношении депутата, экс-генпрокурора, депутата «Ата Мекен» Аиды Саляновой по факту злоупотребления служебным положением в бытность ее исполняющей обязанности министра юстиции при возобновлении действия адвокатской лицензии находившегося на тот момент в розыске за совершенные преступления Алексея Елисеева. В настоящее время дело рассматривается в Верховном Суде. Большинство ходатайств защиты отклонены. 

  1. 2.      Музаффар Исаков – «СДПК»

14 февраля 2017 г. Генеральная прокуратура завела уголовное дело в отношении депутата от фракции СДПК Музаффара Исакова по статье «Коррупция». Как установлено проверкой, Исаков будучи в должности главы Таш-Булакского айыл окмоту Сузакского района Джалал-Абадской области, по предварительному сговору и во взаимодействии с должностными лицами районного Госрегистра и архитектуры, в период с 2010 по 2015 годы вынес 315 незаконных постановлений о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 14,34 гектаров, под индивидуальное жилищное строительство. В ходе проверки рядом граждан даны пояснения о реализации им указанных земельных участков по цене от 1,5 до 3000 долларов США.    Расследование уголовного дела было поручено ГКНБ КР. Дело депутата СДПК передано в суд.  

  1. 3.      Алмамбет Шыкмаматов – «Ата Мекен»

         17 февраля 2017 г. Генеральная прокуратура Кыргызстана возбудила уголовное дело на депутата Жогорку Кенеша от фракции «Ата Мекен» Алмамбета Шыкмаматова. Шыкмаматову предъявлено обвинение по статье «Коррупция» Уголовного кодекса КР. По версии следствия Шыкмаматов в 2011 году будучи в составе тендерной комиссии, которая рассматривала предложения по покупке автомобилей, составил фиктивные договоры о покупке у частных лиц пяти автомашин марки «Мерседес-Бенц» Е-класса подставной компанией «Барат Люкс». Также по версии следствия, Шыкмаматов включил в тендерную заявку автомобиль своей жены, продав его за 14 500 долларов США. Но, согласно экспертизе, реальная цена автомобиля составляла около 10 тысяч долларов. В настоящее время дело в отношении парламентария рассматривается в Бишкекском Городском суде.

  1. 4.      Омурбек Текебаев – «Ата Мекен»

         25 февраля 2017 Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении депутата Омурбека Текебаева по результатам материалов ГКНБ. Политика обвиняют по статьям «Коррупция» и «Мошенничество». По данным главного надзорного органа, в ГКНБ КР с письменным заявлением о привлечении к ответственности Омурбека Текебаева обратился владелец ряда телекоммуникационных компаний Российской Федерации Леонид Маевский. «В своем заявлении он указал, что в 2010 году Текебаев, будучи заместителем председателя Временного Правительства КР, получил от него один миллион долларов США, взяв на себя обязательства по созданию для Л.Маевского преференций: на первоначальном этапе – допуску его к управлению ЗАО «Альфа Телеком», а в последующем – продажей ему акций данной сотовой компании за «откат» в размере от 10 до 15 процентов от общей суммы реализации и оказанием политического покровительства. Свои обязательства Текебаев так и не исполнил, а полученные денежные средства возвращать отказался, угрожая физической расправой в случае предъявления каких-либо требований и распространения информации о состоявшемся факте», – говорится в сообщении генпрокуратуры. В настоящее время О Текебаев отбывает наказание в ИВК 47.

 5-6. Акылбек Жапаров, Игорь Чудинов – «Бир Бол»

В мае 2017 года бывший Генеральный прокурор Индира Джолдубаева возбудила уголовное дело в отношении депутатов фракции «Бир бол» Игоря Чудинова и Акылбека Жапарова. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления по статье «Коррупция» по факту незаконного выделения и нецелевого использования в период 2009-2015 годов бюджетной ссуды в размере 200 млн сомов ОАО «Машиноиспытательная станция». Дело находится на стадии следствия.

7. Канат Исаев – «Кыргызстан»

В ноябре 2016 года Генеральная прокуратура возобновила уголовное дело в отношении парламентария, возбужденного по статье «Коррупция», а к весне дело передано в ГКНБ. Депутату уже официально предъявили обвинение, как в начале июня 2017 года возобновили еще одно уголовное дело, ранее потерянное Чуйской областной прокуратурой, о незаконной продаже Токмакской библиотеки. По данным следствия, Исаев, являясь мэром Токмака и действуя по предварительному сговору с другими должностными лицами мэрии, незаконно передал в частную собственность по заниженной цене здание государственной библиотеки — филиала ЦБС № 1 (Центральная библиотечная система) в Токмаке — вместе с земельным участком площадью 500 квадратов за 572 тысячи 116 сомов. Это уголовное дело объединено в одно производство с основным делом в отношении Исаева и других фигурантов. Созданная в парламенте депутатская комиссия, перед своим уходом, вынесла заключение о том, что уголовное дело в отношении Исаева было возбуждено незаконно.

В сентябре 2017 года К. Исаев был арестован по подозрению в подготовке к «массовым беспорядкам» и «насильственному захвату власти". «Исаев, являясь сторонником кандидата на должность президента Омурбека Бабанова, вступив в предварительный сговор с отдельными лицами, в том числе с представителями организованных преступных группировок, осуществляют активные действия, направленные на организацию массовых беспорядков», - заявила Генпрокуратура.

В настоящее время по всем делам Исаева следствие продолжается.

 

8. Омурбек Бабанов – «Республика Ата-Журт»

О Бабанова подозревают в приготовлении насильственного захвата власти, а уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство. Сам же бывший депутат и экс-кандидат в президенты  опроверг обвинения в приготовлении к насильственному захвату власти и организации массовых беспорядков в Кыргызстане.

На официальной странице в Facebook он написал, что обвинения в намерении захватить власть беспочвенны.

28 марта 2018 г, стало известно, что уголовное дело в отношении Бабанова по факту приготовления к насильственному захвату власти и организации массовых беспорядков выделено в отдельное производство. Следствие подтвердило, что экс-депутат Канатбек Исаев планировал захватить власть с участием сторонников кандидата Бабанова под предлогом фальсификации итогов выборов президента 15 октября 2017 года.

Бабанов в свою очередь заявил, что ни он, ни его сопартийцы и сторонники "не имели намерений на противозаконные действия, тем более на захват власти". По его словам, он провел чистую и честную предвыборную кампанию, и все граждане видели искренность его намерений.

В настоящее время по данному вопросу идет следствие. О. Бабанов покинул территорию Кыргызской Республики.

9. Аскар Шадиев – «Бир Бол»

Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении депутата Жогорку Кенеша Шадиева Аскарбека Алимбаевича по ч.3 и 4, п.1 ст. 304 (злоупотребление должностным положением) Уголовного кодекса. Пункт 4 статьи 304 Уголовного кодекса может подпадать под определение особо тяжкого — наказание по этой части предусматривает до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Как сообщала Генпрокуратура, 29 июня 2017 года на имя спикера ЖК Чыныбая Турсунбекова поступил график проведения мероприятий Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ на 2-е полугодие 2017 года, подписанный генеральным секретарем МПА СНГ.

В тот же день данный график для ознакомления был отписан председателю Комитета ЖК по международным делам, обороне и безопасности А.Шадиеву. Согласно полученному графику, перед Советом МПА СНГ вопросы определения лауреата и вручения премии им. Ч.Айтматова не ставились.

Однако 25 августа 2017 года А.Шадиев, по мнению Генпрокуратуры, заведомо зная, что в 2017 году премия им.Ч.Айтматова присуждаться не будет, направил спикеру ЖК обращение о необходимости выделения денежных средств в размере 30 тыс. долларов США для вручения лауреату упомянутой премии. 15 сентября на основании этого обращения запрашиваемые денежные средства были выданы заведующему отделом Комитета А.Закирову, которые в Секретариат МПА СНГ не поступили.

Далее согласно Генпрокуратуре, 18 сентября в Жогорку Кенеш из Секретариата МПА СНГ поступила повестка дня заседания Совета МПА. Эта повестка дня спикером Ч.Турсунбековым была отписана А.Шадиеву для рассмотрения. Несмотря на отсутствие в повестке дня заседания Совета МПА СНГ пункта об определении лауреата премии им.Ч.Айтматова, А.Шадиев обратился с письмом на имя спикера Жогорку Кенеша, где он указал недостоверную информацию о том, что вышеуказанные денежные средства были внесены в Секретариат МПА СНГ.

Если изложить коротко версию Генпрокуратуры — Шадиев знал, что премия присуждаться не будет, но попросил их выдать в виде наличных, а затем сообщил, что деньги внесены в Секретариат МПА СНГ.

В связи с вышеизложенным, время от времени появляющиеся в Кыргызстане предложения об отмене или упрощении снятия депутатского иммунитета от преследований встречают все большее понимание среди простых избирателей, так как они ассоциируются с возможностью депутата уйти от ответственности, воспользовавшись своей неприкосновенностью. Однако особенность статуса заключается в том, что депутат является представителем народа, выражает его интересы в парламенте и как должностное лицо, должен быть защищен от преследования. Составной частью мандата все-таки является неприкосновенность депутата.

Институт неприкосновенности члена парламента имеет мировую практику, и во многих зарубежных странах существует правовой иммунитет для членов представительных органов власти. Более того, парламентский иммунитет является обязательным традиционным элементом обеспечения независимости представительной ветви власти, защиты демократии и парламентаризма в зарубежных странах.

Обратимся к конституциям зарубежных стран:

Российская Федерация

Иммунитет депутата Государственной Думы Российской Федерации закреплен в статье 98 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Кроме того, в части 1 статьи 9 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указано, что депутат Государственной Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.  Части 2 и 3, статьи 9 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» еще более конкретизируют конституционные положения и указывают, что депутат Государственной Думы, без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть: а) привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, переписку. В современной российской правовой системе правовые акты образовывают иерархически упорядоченную систему (иерархию), в соответствии с которой нормы о неприкосновенности депутата Государственной Думы и снятии с него неприкосновенности исходят из закрепленных в статье 98 Конституции РФ положений и конкретизируются в статье 4, а также статьях 9 и 20 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а процедура голосования и другие процессуальные вопросы закреплены в статьях 85-6 Регламента Государственной Думы и статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Неприкосновенность является гарантией статуса депутата Государственной Думы и реализации его полномочий в соответствии с функциями Федерального Собрания. Депутатский иммунитет не является личной привилегией, а носит публично-правовой характер, служит публичным интересам обеспечения независимости и самостоятельности члена парламента в его деятельности. С помощью депутатского иммунитета гарантируется охрана личности парламентария от необоснованных преследований, его беспрепятственная деятельность как лица, осуществляющего важные государственные функции в условиях разделения властей и политических конфронтаций высших органов государственной власти.

В Российской Федерации расследование дела с участием лица, имеющего депутатский иммунитет, связано с большими процессуальными трудностями и необходимостью четкого соблюдения всех законодательных норм и требований. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации особенностям производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц посвящена глава 52, где в пункте части статьи 447 депутат Государственной Думы включен в перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Так, в соответствии с пунктом части статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации. С одной стороны, если посмотреть на процесс снятия неприкосновенности с депутата Государственной Думы, это сложная и долгая процедура, но именно эта сложность и многоступенчатость и гарантирует депутатскую неприкосновенность. Здесь стоит отметить, что без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания допустимо осуществление производства на стадии дознания и предварительного следствия, а для допроса депутата Государственной Думы в соответствии со статьями УПК РФ следствие направляет запрос Генеральному прокурору, в котором обосновывается наличие оснований для лишения депутата неприкосновенности и направления материалов в Государственную Думу для снятия иммунитета с депутата, и в случае подтверждения фактов - последующего привлечения депутата к уголовной ответственности. В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя о возбуждении в отношении парламентария уголовного дела, обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении этого парламентария неприкосновенности, либо мотивированно отказать в выполнении этого запроса. После получения запроса от Генерального прокурора согласно части статьи 20 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты обязаны рассмотреть вопрос о лишении своего коллеги неприкосновенности и поставить его на голосование. Позиция лидеров думских фракций в части ответственности депутатов заявлялась неоднократно: ни партийная принадлежность, ни занимаемая должность не являются препятствием для привлечения депутата к ответственности в установленном Регламентом Государственной Думы и законом порядке. Конечно, все зависит от того, какие документы предоставит Следственный комитет Российской Федерации.

Республика Казахстан

Особенности производства по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, регулируются главой 53 УПК РК. Производство предварительного следствия в отношении депутата Парламента Республики Казахстан регулируется ст. 496 УПК РК. Субъектами депутатского иммунитета являются депутаты Парламента РК, которые, в свою очередь, делятся на депутатов Мажилиса и Сената.

Уголовное дело в отношении депутата Парламента РК может возбуждено только руководителем органа, осуществляющего предварительное следствие и дознание. О возбуждении уголовного дела в отношении депутата Парламента незамедлительно должен быть оповещен Генеральный Прокурор РК. После производства неотложных следственных действий дело, не позднее сорока восьми часов, передается через Генерального Прокурора РК следователю. Предварительное следствие в отношении депутатов в уголовном судопроизводстве обязательно.

Депутат Парламента на момент занятия своей должности и осуществления своих непосредственных полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу или привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты Парламента, кроме случаев, когда депутат совершил тяжкое или особо тяжкое преступление или был пойман на месте преступления. Для того, что привлечь депутата Парламента к уголовной ответственности, Генеральный прокурор РК вносит представление в соответствующую Палату Парламента, в Сенат или Мажилис Республики Казахстан. Представление вносится, перед тем как предъявить депутату обвинения, дачей санкции на арест, решением вопроса о необходимости принудительного доставления депутата в орган уголовного преследования.

Вопрос о санкционировании меры пресечения в отношении депутата в виде ареста или домашнего ареста разрешается Сарыаркинским районным судом г. Астана на основании постановления лица, ведущего предварительное следствие, поддержанного Генеральным Прокурором РК.

Если соответствующая палата Парламента дает свое согласие на арест депутата, но дальнейшее расследование производится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, но с учетом особенностей, предусмотренной главой 53 УПК РК.

Если же согласие соответствующей Палаты Парламента на привлечение депутата к уголовной ответственности не дается, то дело подлежит прекращению.

Надзор за законностью расследования уголовного дела в отношении депутата Парламента РК осуществляет сам Генеральный Прокурор РК. Продление срока ареста или домашнего ареста в отношении депутата Парламента РК в порядке, предусмотренном статьей 153 УПК РК, поддержанное Генеральным Прокурором РК, производится Сарыаркинским районным судом г. Астана. Вопрос о поддержании ходатайства Генеральным Прокурором РК на продление срока ареста свыше девяти месяцев предварительно рассматривается на коллегии Генеральной прокуратуры РК.

Оконченное производством дело с обвинительным заключением передается следователем в установленном законом порядке Генеральному Прокурору РК для направления дела в суд.

Республика Беларусь

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь находятся в категории тех лиц, в отношении которых производится особый порядок уголовного судопроизводства по уголовному делу, согласно ч.2 п.1 ст. 468/1 уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении данных лиц принимается Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, или лицами, исполняющими их обязанности, но с предварительного согласия соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь, согласно ч.2 ст.468/2 уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь не могут быть задержаны или иным образом лишены свободы, кроме случаев совершения особо тяжкого преступления, измены государству, или задержания на месте преступления, согласно ч.3 ст. 468/3 уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

О задержании Депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь незамедлительно должен быть оповещен Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, согласно ч.2 п. 5 ст. 468/3 уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Как и в отношении всех лиц, относящихся к привилегированной категории лиц, в отношении которых проводится особый порядок производства по уголовным делам, в отношении Депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь проводится такой же порядок уголовного судопроизводства. Если в отношении него уголовное дело не было возбуждено или депутат не был привлечен в качестве обвиняемого или подозреваемого по уголовному делу, возбужденному по факту совершения преступления, производство следственных действий, выполняемых с санкций прокурора, может осуществляться только с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности. Личный обыск не допускается, кроме случаев, когда депутат был задержан на месте совершения преступления, согласно п. 2 ст. 468/4 уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

 Привлечение к ответственности депутатов некоторых зарубежных стран:

«Ни один член парламента не может быть привлечен к уголовной ответственности без разрешения палаты, к которой он принадлежит; не может быть подвергнут личному или домашнему обыску, не может быть арестован или иным образом лишен свободы» (ч. 2 ст. 68 Конституции Италии).

«Депутат может быть привлечен к ответственности или арестован за уголовно наказуемое деяние лишь с согласия бундестага. Согласие бундестага требуется, кроме того, на любое другое ограничение личной свободы депутата...» (ч. 2, 3 ст. 46 Основного закона ФРГ).

 «Ни один член парламента за преступления или проступки не может подвергаться аресту и каким-либо другим мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, только с разрешения бюро палаты, в состав которой он входит» (ч. 2, 3 ст. 26 Конституции Франции).

Во многих зарубежных странах различаются процедуры в том, кто может потребовать снятия иммунитета: в Германии заявку должен подать Генеральный прокурор, так же, как в Венгрии и Швеции, в Испании Председатель Верховного суда, в Румынии министр юстиции. Только в Польше иммунитет с депутата может быть снят по запросу другого депутата. Обычно решение в парламентах выносится простым большинством голосов, но в Польше для снятия иммунитета необходимо абсолютное большинство голосов, а в Швеции пять шестых от общего состава парламента. Исследование Европарламента показывает, что в Чехии, Словакии и Литве число удовлетворенных запросов на снятие иммунитета в основном совпадает с общим числом запросов. В Португалии и Словении ниже, в Греции за всю историю был удовлетворен только 3 из 220 запросов, 79 из них были рассмотрены в период с 2000 по 20 год. В Великобритании и некоторых штатах США существует институт гражданского ареста. Его имеет право провести любой гражданин страны, который считает, что у него есть достаточные основания арестовывать мнимого преступника. Проведя такой арест, гражданин должен передать арестованного полиции до выяснения обстоятельств. От гражданского ареста и британские, и американские депутаты защищены иммунитетом, но только на время рабочей сессии парламента.

Иммунитет от уголовного преследования вообще отсутствует в парламентской системе Нидерландов. Во всех остальных странах он у парламентариев есть, но везде его можно и снять. В 2003 г. парламент Чехии отменил норму о пожизненном иммунитете парламентариев. Из 28 стран Европейского союза пожизненная гарантия от преследования за сказанное в парламенте или за голосование действует в 2 странах, однако в 6 странах этот иммунитет можно снять. Например, в Дании и Польше свобода выражения мнения распространяется на членов парламента, но только на срок их мандата. Она может быть снята только с согласия всей палаты, чего еще ни разу не случалось. Основанием для снятия иммунитета может быть то, что сказанное депутатом не имело отношения к исполнению парламентских функций. Свобода слова в некоторых парламентах не означает свободы от дефамации (распространения порочащих сведений). За клевету можно преследовать депутатов парламента Греции, Венгрии, Латвии и Литвы, Великобритании.

Таким образом, мы видим, что во всех демократически развитых странах есть нормы о неприкосновенности депутатов высших законодательных и представительных органов власти, и в то же время везде есть нормы и юридическая процедура снятия этого элемента статуса парламентария. Представляется, что в Кыргызстане было бы меньше случаев снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша, при более тщательном отборе кандидатов в депутаты на съездах партий. Во многом здесь свою роль играют правовая культура и грамотность населения, участие граждан в политических и избирательных процессах. При сегодняшней аполитичности общества, нежелании участвовать в выборах и коррупционных рисках случается, что иногда в органы представительной власти попадают люди, которые используют власть в своих интересах. И это наблюдается не только у нас, но и повсеместно в мировой практике, о чем свидетельствуют и нормы законодательств государств мира относительно порядка привлечения к ответственности депутатов.

Одним из механизмов дальнейшего развития парламентаризма, может стать введение в законодательство инструмента голосования персонально за отдельных кандидатов в предвыборных списках партий, что позволит избирателям отбирать наиболее достойных кандидатов.

Кроме того, необходимо учитывать, что все возбужденные уголовные дела против депутатов 6 созыва Жогорку Кенеша были проведены в обход согласия Парламента. Данная тенденция вызывает озабоченность и делает уязвимыми депутатов в части своей политической деятельности, что противоречит духу парламентаризма.   

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние новости