Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.
Английский философ Локк

МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ К ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ в период с 29 августа по 7 сентября 2017 года

 

Выборы являются одним из необходимых условий демократического правления, поскольку они представляют собой механизм, при помощи которого население страны на основе процедуры, установленной законодательством, свободно изъявляет свою волю по вопросу о том, кто имеет законное право на осуществление властных полномочий от его имени и в его интересах.

 

С приближением даты проведения выборов Президента Кыргызской Республики мониторинг деятельности участников избирательного процесса свидетельствует о продолжающейся активности направленной на всестороннюю подготовку и проведение выборов, назначенных на 15 октября 2017 года.

 

I - О ходе процедуры регистрации Центральной избирательной комиссией КР кандидатов в президенты КР

 

Согласно постановлениям Центральной избирательной комиссии от 5 сентября 2017 года, следующие лица официально зарегистрированы кандидатами в президенты и получили удостоверения:

  1.          Токтайым Уметалиева;
  2.          Улукбек Кочкоров;
  3.          Арсланбек Малиев;
  4.          Таалатбек Масадыков;
  5.          Камчыбек Ташиев;
  6.          Арстанбек Абдылдаев.

 

Вышеуказанные кандидаты сдали все необходимые документы в качестве кандидатов на президентский пост, согласно статье 53 конституционного закона "О выборах Президента Кыргызской республики и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики".

 

По состоянию на 5 сентября число официальных кандидатов на президентские выборы достигло 13-ти. Это;

  1.           Темир Сариев;
  2.           Омурбек Бабанов; 
  3.           Сооронбай Жээнбеков; 
  4.           Бакыт Торобаев; 
  5.           Адахан Мадумаров;
  6.           Эрнис Зарлыков;
  7.           Азимбек Бекназаров;
  8.           Токтайым Уметалиева;
  9.           Улукбек Кочкоров;
  10.           Арсланбек Малиев;
  11.           Таалатбек Масадыков;
  12.           Камчыбек Ташиев;
  13.           Арстанбек Абдылдаев.

 

4 сентября 2017 года на заседании Центральной избирательной комиссии КР был рассмотрен вопрос об отказе в регистрации кандидата О.Текебаева. Напомним,  что 7 августа 2017 года ЦИК приняла от уполномоченного представителя кандидата О.Текебаева подписные листы в количестве 38 643 подписей. Однако, решением ЦИК от 17 августа 2017 года №48, по результатам проверки представленных подписных листов  кандидата О.Текебаева в количестве 38 643 подписей были признаны недостоверными за нарушение порядка финансирования.

 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 53 конституционного Закона для регистрации кандидатов на должность Президента КР необходимо представить документ, подтверждающий внесение избирательного залога. По состоянию на 31 августа 2017 года, кандидатом О.Текебаевым не был представлен документ, подтверждающий внесение избирательного залога.

 

В связи с несоблюдением требований, установленных конституционным Законом КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» О.Текебаеву отказано  в регистрации кандидатом на должность Президента КР.

 

Также прекращены полномочия уполномоченных представителей кандидата О.Текебаева по выборам и финансовым вопросам А.Жолдошбекова и А.Токтакуновой.

 

4 сентября 2017 года, на заседании Центризбиркома КР, утвержден Протокол Рабочей группы по приему и проверке подписных листов «О результатах проверки подписных листов кандидата на должность Президента Кыргызской Республики И.Масалиева».

 

От уполномоченных представителей кандидата на должность Президента Кыргызской Республики И.Масалиева поступило 36 673 подписей избирателей.

 

В ходе проверки Рабочей группой подписных листов в поддержку кандидата на должность Президента Кыргызской Республики И.Масалиева, поступила информация из Контрольно-ревизионной группы (КРГ) при ЦИК КР о том, что расходы из избирательного фонда кандидата на должность Президента Кыргызской Республики И.Масалиева, были произведены 18 августа 2017 года, других расходов из избирательного фонда кандидата до 18 августа 2017 года произведено не было.

 

По результатам проведенной проверки, Рабочей группой установлено, что значительная часть представленных подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента КР И.Масалиева была собрана до 18 августа 2017 года.

 

В соответствии с Инструкцией «О порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Кыргызской Республики и проверки достоверности подписей в подписных листах, представленных кандидатами и (или) их уполномоченными представителями", утвержденной Постановлением ЦИК КР №165 от 17.06.2017 года, все подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов из средств избирательного фонда кандидата признаются недостоверными подписями.

 

Согласно заключению Рабочей группы выявлено недостоверных и недействительных  30 470 подписей, от общего количества принятых подписей. Достоверными определены 6 203 подписей, что не достигает минимального порога, установленного законодательством Кыргызской Республики.

 

Кроме того, 4 сентября 2017 года, также утвержден Протокол Рабочей группы по приему и проверке подписных листов кандидата на должность Президента Кыргызской Республики К.Исаева. От уполномоченных представителей кандидата К.Исаева поступило 37 621 подписей избирателей.

 

В ходе проверки выявлены нарушения Инструкции «О порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Кыргызской Республики и проверки достоверности подписей в подписных листах, представленных кандидатами и (или) их уполномоченными представителями", утвержденной Постановлением ЦИК КР №165 от 17.06.2017 года:

   -  абзаца 1 пункта 57 «подпись избирателя, выполненная от имени одного лица  другим лицом»;

   - абзаца 5 пункта 57 «сведения об избирателе внесены в подписной лист избирателем не собственноручно»;

   -  абзаца 1 пункта 58 «подпись лица, не обладающего активным   избирательным правом».

 

Согласно заключению Рабочей группы по приему и проверке подписных листов, выявлено недостоверных и недействительных подписей 2 080, что в исчислении от общего количества принятых подписей составляет 10 400 подписей.

 

На основании заключения Рабочей группы по проверке подписных листов, достоверными определены 27 221 подписей, что не достигает минимального порога, установленного законодательством Кыргызской Республики.

 

4 сентября 2017 года в рамках соблюдения международных обязательств по обеспечению демократических выборов в Кыргызской Республике, состоялась встреча председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Н.Шайлдабековой с Миссией международного наблюдения Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) во главе с Послом и Главой Миссии Александром Кельчевским.

 

В ходе встречи стороны обсудили вопросы, связанные с деятельностью Штаба Миссии БДИПЧ/ОБСЕ на выборах главы государства 15 октября 2017 года.

 

Александр Кельчевски отметил, что главной задачей Миссии БДИПЧ/ОБСЕ является наблюдение за выборами Президента Кыргызской Республики, которые, как ожидаются, будут соответствовать международным требованиям, обязательствам ОБСЕ и законодательству Кыргызской Республики.

 

Также посол сообщил, что ожидается прибытие директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ/ОБСЕ) господина Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир. Всего же международных наблюдателей от Миссии БДИПЧ/ОБСЕ ожидается порядка 400 человек.

 

Для справки:

 

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) было создано государствами-участниками в целях оказания содействия государствам в соблюдении обязательств по человеческому измерению — в том числе, касающихся выборов.

 

Наблюдение за выборами – один из главных компонентов деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), имеющей своей целью поддержку прав человека, демократии и верховенства права на всей территории Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

 

Все 57 государств-участников ОБСЕ придают особое значение проведению демократических выборов. В документе Копенгагенского совещания -конференции по человеческому измерению (1990 г.) государства провозгласили, что «воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства».

 

Помимо этого, в Копенгагене государства-участники договорились по целому ряду обязательств, в которых с беспрецедентной на тот момент детализацией были указаны признаки истинно демократических выборов. Основные принципы выборов, сформулированные в этих обязательствах, можно коротко изложить следующим образом: выборы должны быть всеобщими, равными, справедливыми, тайными, свободными, прозрачными и подотчетными.

 

II - Информация о деятельности общественных (и иных) организаций по подготовке и проведению выборов Президента Кыргызской Республики

 

В целях усовершенствованию избирательной системы, избирательных прав граждан, а также подготовки к предстоящим президентским выборам на сайте Государственной регистрационной службы Кыргызской Республики shailoo.srs.kg появилась техническая возможность проверить историю своих перемещений с одного избирательного участка в другой.

 

Так избиратели, которые заполняли формы 2 или 3 при нажатии на надпись «показать» в рубрике «История перемещений» увидят на нижней стороне сайта дату заполнения анкеты, текущий избирательный участок, где будут голосовать и предыдущий участок, откуда и были перемещены.

 

По состоянию на 25 августа 2017 года по республике 4 тыс. 891 избиратель заполнили Форму 2 и 328 граждан Форму 3. До 30 сентября принимаются от избирателей заявления Форм 2 и 3.

 

Кроме того, Центризбирком совместно с Городским информационным сервисом «2ГИС Бишкек» нанесли на карту данные об участковых избирательных комиссиях, находящихся на территории города Бишкек. Также частично внесены данные об участковых избирательных комиссиях по Чуйской и Иссык-Кульской областям.

 

Ожидается, что городской сервис подскажет пользователям адреса, номера УИК, график работы и маршрут. Для получения информации об избирательном участке необходимо ввести его номер в строку поиска, к примеру, №1003 и он моментально отобразится на карте.

 

Если номер участка не известен, можно посмотреть ближайший к дому. Для этого нужно отметить его на карте, далее в поиске начать набирать «избирательные участки». Сервис предложит справку и расположение на карте. Посмотреть избирательные участки можно по ссылке:  http://go.2gis.com/jxyat.

 

В рамках мероприятий по улучшению качества предоставления государственных услуг, улучшения информированности населения издано Постановление Правительства Кыргызской Республики от 28 августа 2017 года за №542, подписанный Премьер-министром Сапаром Исаковым на новом посту.

 

6 сентября 2017 года председатель регистрационной службы Дастан Догоев в информационном агентстве КАБАР дал пресс-конференцию по разъяснению данного постановления. В рамках реализации программы “Таза Коом” ГП “Кыргыз почтасы” из структурного подразделения Министерства транспорта и коммуникаций переходит в структуру Государственной регистрационной службы при Правительстве КР. Д.Догоев сообщил, что в почтовых отделениях будут установлены информационные киоски. Их количество составит 427 или же в стольких аильных аймаках данные компактные центры обслуживания населения будут оказывать на первоначальном этапа 10 видов государственных услуг. Оборудования для таких информационные киосков приобретены благодаря японскому гранту в размере 5,6 млн долларов.

 

По республике функционируют 54 отдела паспортной и регистрационной работы, 52 отдела записей актов гражданского состояния и 49 территориальных управлений (отделов) Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество, находящихся в ведении ГРС. В свою очередь, ГП «Кыргыз почтасы» имеет самую разветвленную сеть территориальных филиалов и отделений – более 400 разветвленных почтовых отделений связи. В структуре ГРС «Кыргыз почтасы» будет вторым по счету государственным предприятием после ГП «Инфоком». Также в структуре ГРС имеются три департамента и архивное агентство.

 

Ниже приведены виды госуслуг, которые будут оказываться в информационных киосках:

 

№/№

Наименование государственной услуги

Наименование выдаваемого документа

 

Услуги по линии АИС «ЗАГС» 

 

1

Государственная регистрация рождения

Свидетельство о рождении

2

Государственная регистрация заключения брака

Свидетельство о заключении брака

3

Государственная регистрация установления отцовства

Свидетельство об установлении отцовства

4

Государственная регистрация смерти

Свидетельство о смерти

5

Присвоение гражданам персонального идентификационного номера (ПИН)

Присвоение ПИН

 

Услуги по линии АИС «Паспорт» 

 

1

- Прием от граждан Кыргызской Республики достигших возраста 16 лет документов на оформление идентификационной карт – паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года;

- прием от граждан Кыргызской Республики документов на оформление общегражданского паспорта Кыргызской Республики.

-Выдача идентификационной   карты - паспорта гражданина КР – (ID-карт);

 

 

- выдача общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики.

 

 

2

- Прием от граждан Кыргызской Республики документов на оформление идентификационной карты - паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года в связи с истечением срока действия паспорта (обмен);

- прием от граждан Кыргызской Республики документов на оформление общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики в связи с истечением срока действия паспорта (обмен);

Выдача идентификационной карты - паспорта гражданина КР –(ID-карт).

 

 

- выдача общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики.

 

Услуги по линии АИС «АСБ»

 

1

Регистрационный учет и снятие с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания

Листок убытия

2

Выдача адресной справки

Адресная справка

 

Услуги АИС «Адресный регистр»

 

1

Ведение адресного регистра

Справки из системы ЕИСН

 

Планируется, что информационные киоски начнут свою работу с начала октября.

 

III - Обзор деятельности международных

и неправительственных организаций

 

5 сентября 2017 года на базе информационного агентства Би-Би-Си в Бишкеке члены общественного фонда "Гражданская платформа" провели пресс-конференцию по вопросу подготовки к предстоящим президентским выборам.

 

Согласно сообщению, на президентских выборах прогнозируются главным образом два основных нарушения закона: использование административного ресурса и подкуп избирателей. По словам наблюдателей, последние изменения в выборное законодательство усложнили привлечение к уголовной ответственности за подкуп избирателей.

 

Ожидается, что особенно сильным будет контроль за подкупом голосов. Как сообщила руководитель фонда А.Усупбекова - "Сразу после поступления информации от наших наблюдателей о подкупе избирателей мы обратимся в правоохранительные органы, а те, в свою очередь, предпримут меры для пресечения такого процесса. Но сейчас стало очень трудно противодействовать подкупу избирателей. В действующем законодательстве не сильны механизмы привлечения к ответственности за такие действия. Но МВД и ЦИК совместными усилиями могут решить этот вопрос, признав как фактор влияния на предстоящих выборах".

 

Напомним, что с 15 августа текущего года Общественным фондом "Гражданская платформа" ведется мониторинг выборного процесса. Подготовлены 515 наблюдателей, 15 из них для долгосрочного, 500 для краткосрочного наблюдения. Наблюдатели будут следить за организацией выборного процесса, соблюдением законности в день голосования и деятельностью ответственных уполномоченных органов при выведении итогов голосования.

 

В рамках мероприятий по обучению участников выборного процесса в зале заседаний муниципальной администрации по Октябрьскому административному району города Бишкек прошло обучение по избирательному процессу  для председателей домовых комитетов района и сотрудников местных территориальных управлений (МТУ).

 

Целью тренинга является информирование, обучение основам и правилам участия на выборах, отстаивание избирательных прав в случаях нарушений во время проведения выборов. Обучение проведено специалистами Общественного фонда «Гражданская платформа», З.Турумбековой и Л.Атабаевой.