Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества
Ж.Ж. Руссо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ группы наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств на выборах Президента Кыргызской Республики 15 октября 2017 года

 

В соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 июня 2017 года № 1681-VI «О назначении выборов Президента Кыргызской Республики» 15 октября 2017 года состоялось голосование по выборам Президента Кыргызской Республики. 11 июля 2017 года в адрес Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ было направлено приглашение Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Н. К. Шайлдабековой принять участие в мониторинге подготовки и проведения выборов. Распоряжением Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств В. И. Матвиенко координатором группы наблюдателей от МПА СНГ, участвующих в мониторинге выборов Президента Кыргызской Республики, назначен заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне В. М. Заварзин.

В группу международных наблюдателей от МПА СНГ вошли депутаты и представители высших законодательных органов власти семи государств — участников МПА СНГ, сотрудники Секретариата Совета МПА СНГ и эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ) общей численностью 29 человек. 2 В основу деятельности группы международных наблюдателей от МПА СНГ были положены принципы политической нейтральности, объективности, невмешательства в избирательный процесс.

Наблюдатели руководствовались принятыми в рамках СНГ документами, касающимися организации наблюдения за выборами и референдумами в странах Содружества, а также соответствующими положениями избирательного законодательства Кыргызской Республики. Для обеспечения успешной работы международных наблюдателей от МПА СНГ на базе МИМРДа МПА СНГ и его Бишкекского филиала была создана экспертная группа из числа высококвалифицированных специалистов, которая осуществляла подготовку аналитических и информационно-справочных материалов, связанных с проведением выборов Президента Кыргызской Республики.

На этапе долгосрочного мониторинга подготовки к проведению выборов эксперты сосредоточили свои усилия на анализе избирательного законодательства, регулирующего выборы Президента Кыргызской Республики, на предмет его соответствия международным стандартам избирательного права; деятельности органов избирательного администрирования и иных уполномоченных органов государственной власти Кыргызской Республики по подготовке к проведению выборов; выдвижении и регистрации кандидатов, агитационной кампании и других значимых вопросах подготовки к выборам. Результаты долгосрочного мониторинга выборов Президента Кыргызской Республики были отражены в «Заключении о соответствии законодательства, регулирующего выборы Президента Кыргызской Республики, международным стандартам демократических выборов» и «Отчете экспертной группы по долгосрочному мониторингу».

Как было установлено в ходе юридической экспертизы, правовое регулирование подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики в целом соответствует международным стандартам в области 3 демократических выборов. Национальное законодательство обеспечивает проведение обязательных и периодических выборов главы государства на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обладает надлежащими механизмами защиты избирательных прав, тем самым создавая нормативные предпосылки для соблюдения международных обязательств в электоральной сфере. Вместе с тем международные наблюдатели от МПА СНГ рекомендуют уточнить положения избирательного законодательства, касающиеся запрещения подкупа избирателей с момента назначения выборов, так как коррупция в этой сфере недопустима вне зависимости от конкретных периодов электорального цикла.

Подготовку и проведение выборов Президента Кыргызской Республики осуществляли Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов (ЦКВПР), 54 территориальные избирательные комиссии, 2 375 участковых избирательных комиссий, из них 37 — за пределами республики. При формировании составов территориальных и участковых избирательных комиссий была реализована процедура вхождения в них представителей зарегистрированных политических партий, а также местных органов представительной власти. Принятие Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Кыргызской Республики и его последовательная реализация способствовали четкому определению сроков проведения различных организационных, информационных и иных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов. Наблюдатели констатируют, что система избирательных органов Кыргызской Республики функционировала в соответствии с национальным законодательством.

Для организации взаимодействия между избирательными комиссиями и Государственной регистрационной службой 4 при Правительстве Кыргызской Республики были приняты необходимые положения, регулирующие порядок и сроки передачи данных об избирателях и регламентирующие зоны ответственности различных субъектов при подготовке к проведению выборов. Результатом работы избирательных комиссий и Государственной регистрационной службы по уточнению списков избирателей стало дополнительное включение в список избирателей более 110 тысяч граждан.

Международные наблюдатели отмечают усилия Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики по обучению членов территориальных и участковых избирательных комиссий и составлению для них методических материалов. На официальном сайте ЦКВПР своевременно публиковались законодательные акты и иные документы, регулирующие процедуру выборов Президента Кыргызской Республики, постановления и решения комиссии, а также большой объем информационно-справочных материалов.

На должность Президента Кыргызской Республики было выдвинуто 59 кандидатов, из которых ЦКВПР, рассмотрев поданные документы, в установленные сроки зарегистрировала 13 кандидатов. Процесс выдвижения и регистрации кандидатов для участия в выборах прошел с соблюдением требований национального законодательства. Национальные и региональные средства массовой информации широко освещали все этапы предвыборного процесса, информируя граждан об их избирательных правах и особенностях голосования в текущей избирательной кампании. Агитационная кампания кандидатов на должность Президента проходила активно.

Международные наблюдатели отмечают, что кандидатам были обеспечены равные условия доступа к средствам массовой информации и предоставлены равные возможности для ведения агитации. Подтвержденных случаев ограничения доступа к средствам 5 массовой информации по политическим соображениям или вмешательства органов власти в ход агитационной кампании отмечено не было. По результатам мониторинга можно сделать вывод, что закрепленный национальным законодательством порядок рассмотрения электоральных споров был эффективен. Новацией данной избирательной кампании стал запуск на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики системы подачи жалоб и обращений в комиссию в режиме онлайн.

Поступающие в комиссию жалобы и принимаемые по ним решения фиксировались в электронном реестре, доступном на сайте ЦКВПР. В рамках проведения долгосрочного мониторинга члены группы от МПА СНГ из числа экспертов с 18 по 20 сентября 2017 года посетили города Бишкек и Ош, а также Жалал-Абадскую, Ошскую и Чуйскую области. Они провели встречи с руководителями органов избирательного администрирования и государственной власти, а также с кандидатами на должность Президента и их представителями.

Наблюдатели отметили, что все мероприятия кампании проходили в соответствии с установленными сроками. Во время проведения встреч наблюдателям не было высказано жалоб или претензий к действиям органов, ответственных за подготовку к выборам. 14 октября 2017 года международные наблюдатели от МПА СНГ во главе с координатором группы наблюдателей В. М. Заварзиным провели встречу с Председателем ЦКВПР Н. К. Шайлдабековой, в ходе которой они были проинформированы об изменениях в избирательном законодательстве, а также о новом порядке подачи и обработки жалоб и обращений граждан.

В тот же день первый вице-премьер-министр, руководитель Штаба по оказанию содействия при подготовке и проведении выборов Президента Кыргызской Республики Т. С. Абдыгулов проинформировал международных наблюдателей от МПА СНГ о механизме взаимодействия 6 Штаба с ЦКВПР по обмену оперативной информацией, мерах по предотвращению и устранению возможных технических сбоев на участках и обеспечению безопасности в день голосования.

Кроме того, в тот же день наблюдатели присутствовали при голосовании граждан вне помещений избирательных комиссий, а также проверили на участках наличие и готовность технических средств, необходимых для организации процесса голосования, в частности присутствовали при проведении тестирования автоматически считывающих урн и контрольной передаче данных на сервер ЦКВПР.

В день голосования, 15 октября 2017 года, наблюдатели от МПА СНГ посетили 103 избирательных участка в Бишкеке и населенных пунктах Нарынской, Иссык-Кульской и Чуйской областей Кыргызской Республики и провели наблюдение на четырех зарубежных избирательных участках в Баку, Минске, Москве и Санкт-Петербурге. Наблюдатели от МПА СНГ присутствовали на различных этапах выборов: от открытия участков до подведения участковыми избирательными комиссиями итогов голосования. Посещенные избирательные участки были открыты вовремя и обеспечены документами, необходимым оборудованием и информационными материалами.

На избирательных участках присутствовали наблюдатели от кандидатов, представители средств массовой информации и общественные наблюдатели, что, по мнению международных наблюдателей, способствовало открытости голосования. На большинстве посещенных участков сбоев в работе системы биометрической идентификации избирателей и автоматически считывающих урн зафиксировано не было. Международные наблюдатели считают необходимым отметить, что дополнение процедуры идентификации возможностью проведения ее по цифровому изображению лица позволило исключить имевшие место ранее случаи недопуска избирателя к процедуре голосования. 7 При этом не удалось полностью избежать возникновения сбоев в работе используемых технических средств, в связи с чем наблюдатели рекомендуют продолжить деятельность по совершенствованию технического обеспечения голосования. Ряд посещенных избирательных участков были расположены в помещениях, площадь которых не позволяла создать комфортные условия для избирателей и членов участковых комиссий. Возникающее на этих участках скопление людей затрудняло процесс наблюдения за голосованием и приводило к созданию очередей у входов на участки. Во время осуществления мониторинга международные наблюдатели посетили четыре территориальные избирательные комиссии, в том числе избирательную комиссию Бишкека, где им были предоставлены обобщенные сведения о явке избирателей на момент посещения, об имевших место сбоях в работе оборудования и о принятых мерах для их устранения.

Международные наблюдатели от МПА СНГ считают, что опыт Кыргызской Республики по применению технических средств с целью повышения доверия к результатам голосования можно рекомендовать для использования избирательными органами других государств, однако обращают внимание, что порядок голосования на участках не в полной мере позволяет соблюсти принцип тайного голосования при введении заполненных бюллетеней в автоматически считывающее устройство.

В день голосования координатор группы наблюдателей от МПА СНГ В. М. Заварзин провел встречу с главой миссии БДИПЧ ОБСЕ А. Кельчевским. В ходе встречи стороны обменялись впечатлениями от наблюдения за процессом выборов, согласившись с тем, что совершенствование избирательного законодательства и правоприменительной практики соответствует обязательствам в электоральной сфере, принятым на себя Кыргызской Республикой.

8 По итогам проведенного мониторинга группа международных наблюдателей от МПА СНГ пришла к следующим выводам. Избирательное законодательство Кыргызской Республики соответствует международным стандартам проведения выборов и обеспечило основу для демократических выборов Президента страны. Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов, территориальными и участковыми избирательными комиссиями, Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики, уполномоченными органами государственной власти Кыргызской Республики проделана значительная работа по подготовке к голосованию. Модернизация системы биометрической идентификации избирателей, а также автоматически считывающих урн повысила качество и надежность их работы. Участие в избирательной кампании большого числа кандидатов на должность Президента обеспечило состязательность, предоставив избирателям реальную возможность выбора.

Средства массовой информации предоставили гражданам Кыргызской Республики сведения о кандидатах и ключевых положениях их программ. Проведение предвыборной агитации не было осложнено необоснованными ограничениями и не нарушало прав кандидатов. Национальным наблюдателям были созданы необходимые условия для исполнения ими своих функций в рамках законодательства. Закрепление прав общественных организаций на участие в наблюдении за выборами положительно отразилось на открытости и гласности избирательного процесса. Органами государственной власти Кыргызской Республики в ходе организации и проведения выборов обеспечивалось соблюдение статуса международных наблюдателей и оказывалось содействие в 9 реализации их полномочий. Состоявшиеся 15 октября 2017 года выборы Президента Кыргызской Республики соответствуют требованиям национального законодательства и международным стандартам проведения демократических выборов, явились свидетельством соблюдения международных обязательств Кыргызской Республики и предоставили гражданам возможность свободного волеизъявления.

В. М. Заварзин

М.М. Тагимов

Р. А. Алиев

М. Д. Бопазов

А. Б. Бабуханян

А. И. Лисицын

С. С. Манукян

О. Сафаров

И. А. Корж

Д. Г. Гладей

 

Бишкек, 15 октября 2017 года