Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Ответственность - это та цена, которую мы платим за власть
У. Черчилль

Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за июнь 2018 года

Общество, Парламент, Власть

30.06.2018

30 июня — Международный день парламентаризма

22 мая 2018 года в Нью-Йорке, в ходе 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, консенсусом была принята резолюция «Взаимодействие между Организацией Объединенных Наций, национальными парламентами и Межпарламентским союзом». Резолюцией была закреплена совместная инициатива Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ и Межпарламентского союза по учреждению 30 июня Международного дня парламентаризма.

Парламентарии всего мира убеждены в важности и необходимости празднования Международного дня парламентаризма, так Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал: «Парламентарии через законы могут внести существенный вклад в достижение устойчивого развития, в построение мирного и устойчивого общества на здоровой планете. Я хотел бы выразить свою поддержку парламентариям всего мира и воздать должное их усилиям по удовлетворению потребностей людей, которым они служат».

Президент Межпарламентского союза Габриэла Куэвас Баррон также обратилась к мировой общественности: «Международный день парламентаризма является особенно актуальным в это время, когда мы должны защищать демократию и свободу и, как никогда, права человека. Мы солидарны с народами и парламентами, которые представляют народ. Это их день».

Генеральный секретарь Межпарламентского союза Мартин Чунгонг в своем поздравлении отметил: «МПС неустанно работает над укреплением парламентов как фундаментальных институтов демократии. Я хотел бы выразить свое одобрение всем парламентам мира по случаю Международного дня парламентаризма. Мы просим парламентариев больше работать с населением их стран, чтобы улучшить жизнь людей, которых они представляют».

Вице-президент Исполнительного комитета МПС, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам Константин Косачев выделил три типа стран в современном мире: с сильными демократическими системами, где парламенты играют жизненно важную роль; с демократическими системами в развитии, где парламенты начинают играть важную роль; без парламентской демократии. «Через международное сотрудничество мы понимаем, почему парламентская демократия более эффективна, чем любая другая система. Вот почему Международный день парламентаризма так важен», — подчеркнул он.

Напомним, инициатива появления такого праздника в календаре памятных дат ООН, исходила именно от МПА СНГ. Подробнее об этом в интервью с Генеральным секретарем Совета МПА СНГ Юрием Осиповым, опубликованном в газете «Санкт-Петербургские ведомости»:

— Юрий Львович, как и когда родилась идея об учреждении Международного дня парламентаризма?

— В появлении этого праздника одну из ключевых ролей сыграла МПА СНГ. Весной прошлого года в ходе сессии, посвященной 25-летию организации, Совет МПА СНГ принял решение обратиться в Межпарламентский союз с инициативой об учреждении Международного дня парламентаризма.

Межпарламентский союз позитивно оценил нашу инициативу и включил этот пункт в текст резолюции, которая была принята 137-й Ассамблеей МПС в Санкт-Петербурге 18 октября 2017 года. В свою очередь, он уже обратился в ООН, поскольку именно Организация Объединенных Наций принимает решения об установлении международных праздничных дат.

И вот уже в текущем году, 22 мая 2018 года, в ходе 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Взаимодействие между Организацией Объединенных Наций, национальными парламентами и Межпарламентским союзом».

Резолюцией закреплена совместная инициатива МПА СНГ и МПС по учреждению Международного дня парламентаризма — 30 июня.

— Почему выбрана именно эта дата — 30 июня?

— День выбран не случайно. 30 июня 1889 года в Париже состоялась первая международная конференция Межпарламентского союза — крупнейшего и старейшего объединения парламентариев в мире, и именно эта дата стала отправной точкой истории международного парламентаризма.

— Какое место, на Ваш взгляд, займет в нашей жизни новый праздник?

— В 27 странах мира, включая Российскую Федерацию, празднуют День национального парламентаризма, однако парламентаризм давно уже не является явлением сугубо национальным: он приобрел трансграничный характер.

Принятие ООН решения об учреждении Международного дня парламентаризма — демонстрация растущей роли парламентов в сегодняшнем мире. Очень важно использовать новый праздник как повод, чтобы узнать больше о том, как устроен парламент и как он работает, популяризировать парламентаризм, чтобы в конечном итоге использовать эти знания на благо гражданского воспитания будущих поколений.

Учреждение Международного дня парламентаризма будет способствовать привлечению внимания международного сообщества к важной роли парламентариев в обеспечении мира, стабильности, экономического роста и процветания всего мира, а также содействовать развитию положительного имиджа парламентаризма как базовой демократической ценности и традиции.

 

29.06.2018

Торага Жогорку Кенеша КР Д. Джумабеков:«Жогорку Кенеш создал законодательную основу для реформ в разных отраслях, способствовал их реализации в стране»

В прошедшей сессии Жогорку Кенеша были приняты 124 закона и 615 постановлений, направленных на укрепление законодательной базы,  создание законодательных основ для реализации  экономических и правовых реформ, развитие экономики и улучшение благосостояния населения. Президентом КР подписано 108 законов. Были рассмотрены 23697 обращений граждан и проведены 1233 встреч с избирателями. Об этом Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Дастанбек Джумабеков заявил 29 июня в ходе пресс-конференции по итогам четвертой сессии  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики шестого созыва.

 «Как вы сами стали свидетелями, депутаты в период данной сессии работали плодотворно в сфере укрепления и совершенствования законодательной базы страны.  Были приняты важные законы, постановления и решения по приведению в соответствие национальных законов с требованиями ЕАЭС. Жогорку Кенеш создал законодательную основу для реформ в разных отраслях, способствовал их реализации в стране»,- отметил  Д.Джумабеков.

Торага обратил внимание журналистов, что в прошедшей сессии кыргызский парламент  не остался в стороне от важных общественно-политических событий в стране. «Выборы Президента КР впервые проведены  с использованием современных технологий. Можно сказать, что данная политическая кампания не только вызвала интерес у многих стран, но и стала примером проведения честных и прозрачных выборов. Выборы Президента, состоявшиеся по принципу «один человек-один голос», стали показателем развития парламентской демократии в Кыргызстане. Это способствовало дальнейшему развитию демократии и укреплению традиции мирной передачи власти. Международные  и местные наблюдатели дали высокую оценку выборным процессам в нашей стране»,- добавил Торага.

Д.Джумабеков подчеркнул, что парламент  дал политическую оценку по таким вопросам, как оказание недоверия Правительству КР, досрочное освобождение Генерального прокурора, аварии на ТЭЦ г.Бишкек.

Кроме этого, Торага от имени депутатов Жогорку Кенеша выразил благодарность журналистам средств массовой информации, в том числе парламентским корреспондентам, за тесное и плодотворное сотрудничество.

Отметим, что 28 июня 2018 г. завершилась работа четвертой сессии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики шестого созыва. На основании закона «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» депутаты Жогорку Кенеша  с 1 июля будут работать с избирателями в регионах. Очередная пятая сессия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики шестого созыва начнет свою работу в  сентябре 2018 года.

27.06.2018

Сооронбай Жээнбеков: Выборы-2020 должны быть проведены открыто и честно

Парламентские выборы 2020 года должны быть проведены открыто, честно и справедливо. Об этом на заседании Жогорку Кенеша сегодня заявил президент Сооронбай Жээнбеков.

Глава государства напомнил, что выступает за развитие парламентской демократии в Кыргызстане. Он считает необходимым искоренить потенциальную возможность установления авторитаризма в стране.

«Я убежден, что парламентская демократия соответствует природе развития нашего общества. Она способна стать основой устойчивого развития государства и прочного укрепления стабильности в обществе. Наша цель в будущем — последовательная реализация этой важной политической реформы», — отметил президент.

По мнению Сооронбая Жээнбекова, развитие парламентской демократии зависит от Жогорку Кенеша. В частности, от обеспечения справедливых выборов в 2020 году.

«Все изменения в избирательное законодательство, все соответствующие законодательные нормы должны быть приняты и внесены за год до даты выборов. Правила игры должны быть четко определены и не подвергаться изменениям в ходе избирательного процесса. Для всех партий, принимающих участие в выборах, должны быть созданы одинаковые условия, нам необходимо обеспечить настоящую политическую конкуренцию», — сказал Сооронбай Жээнбеков, добавив, что партии после выборов не должны вносить изменения в списки своих кандидатов.

27.06.2018

С.Жээнбеков: Я выступаю за развитие парламентской демократии в Кыргызстане

Я выступаю за развитие парламентской демократии в Кыргызстане и считаю необходимым искоренить потенциальную возможность установления авторитаризма в нашей стране. Об этом 27 июня сказал президент Сооронбай Жээнбеков на заседании парламента.

«Я убежден, что парламентская демократия соответствует природе развития нашего общества. Она способна стать основой для устойчивого развития государства и прочного укрепления стабильности в обществе. Наша цель в будущем – последовательная реализация этой важной политической реформы», - сказал он.

Президент отметил, что для осуществления реформы, прежде всего, должен быть готов сам Жогорку Кенеш.

«Ему следует совместно с правительством взять на себя ответственность и определить направления, которые приведут к достижению достойного уровня жизни народа и эффективному развитию страну. Все этапы парламентских выборов 2020 года должны быть проведены открыто, честно и справедливо. Мы сумели добиться прозрачности процесса подсчета голосов. Необходимо ликвидировать любую возможность подкупа голосов и обеспечить справедливость в период агитации», - сказал он.

С.Жээнбеков отметил, что все изменения в избирательное законодательство, все соответствующие законодательные нормы должны быть приняты и внесены за год до даты выборов. «Правила игры» должны быть четко определены и не должны быть подвергнуты изменениям в ходе избирательного процесса», - сказал он.

По словам президента, государственные органы должны готовиться к данной кампании тщательно, с высокой степенью ответственности. Для всех партий, принимающих участие в выборах, должны быть созданы одинаковые условия, необходимо обеспечить настоящую политическую конкуренцию. Партии должны использовать только законные пути конкурирования, не нарушая норм закона на всех этапах выборов.

«Качество парламента напрямую зависит от качества списков политических партий. Все партии практически создают идеальный список, но мы знаем, что после выборов лидеры партий вносят существенные изменения в эти списки. По завершению голосования партийный список кандидатов в депутаты должен оставаться неизменным. Необходимо обеспечить, чтобы очередность получения мандатов определялась не партийным лидером, а выбором народа, избирателей», - сказал он.

26.06.2018

Без диплома депутатом не станешь

Депутат Жогорку Кенеша Кенжебек Бокоев (фракция Республика Ата-Журт) разработал законопроект, согласно которому не могут быть кандидатами в президенты или депутаты лица, не имеющие диплома об образовании или совершившие тяжкое преступление. Упомянутый законопроект готов и выставлен на сайте Жогорку Кенеша. В соответствии с ним, при отсутствии диплома о высшем образовании, при осуждении за тяжкое преступление, даже если впоследствии судимость была погашена, человек не быть кандидатом в президенты КР или в депутаты ЖК.

В действующих избирательных законах такой нормы нет. Кандидатами могут стать лица, у которых нет высшего образования и те, кто был осужден.

26.06.2018

Лишить недобросовестного депутата мандата никто не сможет

 

26 июня на презентации стратегии совершенствования избирательного законодательства Кыргызской Республики на 2018-2020 годы участники обсуждения подняли вопрос об отзыве мандата у недобросовестного депутата местного кенеша. 

Глава ЦИК Нуржан Шайлдабекова пояснила, что такой механизм в стратегии не прописан, поскольку это народный избранник и лишить его мандата территориальная избирательная комиссия или партия не может.  

Представители гражданского общества просят законодательно закрепить требование об обязательном наличии высшего образования у кандидатов в депутаты. Разработчики стратегии обещали этот вопрос проработать.

А экс-депутат Жогорку Кенеша Феликс Кулов напомнил участникам обсуждения презентации, что электорат Кыргызстана лишен права выбора — в стране проходит не избрание, а голосование. 

 

22.06.2018

В Кыргызстане в связи с занимающими политические должности лицами возобновились дискуссии вокруг вопроса двойного гражданства.

У отдельных подозреваемых чиновников получение гражданства другой страны, доказано, у других – не установлено.

Согласно Основному закону, за двойное гражданство не предусмотрены такие меры наказания, как привлечение к уголовной ответственности или взыскание административного штрафа. Наказание ограничивается увольнением чиновников с занимаемых должностей.

Заявление бывшего депутата Ыргал Кадыралиевой о наличии двойного гражданства у депутата Жогорку Кенеша от фракции "Республика - Ата-Журт" Сагындыка Келдибаева обусловило активизацию дискуссии вокруг данного вопроса.

Согласно Избирательному кодексу, правом избираться депутатом обладают исключительно граждане Кыргызстана, отмечает экс-парламентарий и заявляет, что Сагындык Келдибаев получил мандат путем обмана ЦИК, представив фальшивый документ.

"Согласно известной нам информации, Сагындык Келдибаев до сегодняшнего дня является гражданином России. Кроме того, на территории России имеется несколько относящиеся к нему фирм, и они работают. По закону, депутаты не имеют права заниматься бизнесом. Также имеется информация, что Сагындык Келдибаев 20 июня 2017 года осужден как российский гражданин. Депутат ввел в заблуждение ЦИК, представив справку из консульства. Согласно положению, должен был предоставить справку не из консульства, а спецпредставительства по установлению гражданства при МВД России", - заявила экс-депутат.

В свою очередь Сагындык Келдибаев опроверг слова Ыргал Кадыралиевой и расценил их как черный пиар. Также депутат потребовал доказать его судимость и обратился с заявлением в прокуратуру.

Согласно принятому ЦИК новому положению, в настоящее время при заполнении документов кандидата в депутаты необходимо прилагать справку о гражданстве, а Центризбирком проводит уточнение информации.

Политики с раскрытым двойным гражданством

Сагындык Келдибаев является не единственным в стране подозреваемым в двойном гражданстве чиновником.

Так, несколько дней назад возбуждено новое уголовное дело по подозрению в незаконности паспорта Кыргызстана на в данное время находящегося в заключении экс-мэра столицы Кубанычбека Кулматова.  

Вопрос двойного гражданства Кулматова поднимался до этого в 2011 году, однако Генеральная прокуратура заявляла о доказанности отказа Кулматова от российского гражданства.

До этого в обществе активно дискутировали по поводу гражданства пришедшей на место депутата Аиды Саляновой депутата от фракции "Ата Мекен" Гульнары Клары-Самат.

Причиной появления мнения о двойном гражданстве народной избранницы стал тот факт, что она на протяжении нескольких лет работала в России. ЦИК установил, что она является гражданкой Кыргызстана и вручил ей депутатский мандат.

Что касается в данное время находящегося в казахстанской тюрьме по подозрению в контрабанде экс-депутата Жогорку Кенеша Асылбек уулу Дамирбека, то его двойное гражданство было установлено и подтверждено соответствующими органами 2-х стран.

В 2007 году столкнулся с вопросом двойного гражданство и лидер партии "Республика - Ата-Журт" Омурбек Бабанов. Это обстоятельство послужило поводом для вывода из списка молодого политика, который намеревался попасть в парламент в рядах СДПК. Этот вопрос позже был поднят на парламентских выборах 2010, 2015 гг. оппонентами Омурбека Бабанова, политик тогда заявил, что отказался от гражданства Казахстана. В 2015 году было выявлено двойное гражданство еще одного депутата от фракции "Республика - Ата-Журт" – Жыргалбека Саматова, ЦИК лишил его депутатского мандата. Было доказано, что он имеет российское гражданство.

За двойное гражданство вводят уголовную ответственность

В настоящее время депутаты Жогорку Кенеша готовят законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за двойное гражданство для лиц, занимающих высокие политические должности.

В данный момент документы прошёл общественные слушания и стоит перед направлением на рассмотрение профильного комитета. Такой документ предлагался 7 лет назад, однако был отклонён парламентом.

"Согласно законодательству Кыргызстана, двойное гражданство не допускается. Если будет выявлено двойное гражданство лиц, занимающих важные государственные должности, то никаких мер не предпринимается. Согласно предлагаемому закону, мы предлагаем наказывать чиновников за двойное гражданство штрафами от 300 тысяч до 500 тысяч сомов или же лишением свободы сроком от 3 до 5 лет. В законопроект могут быть еще внесены изменения ", - рассказал лидер парламентской фракции "Кыргызстан" Алмазбек Баатырбеков.

Профессор Алмазбек Акматалиев отмечает, что двойное гражданство применяется в мировой практике. Он поставил ребром вопрос, что будет, если разрешить чиновникам иметь гражданство двух стран, за исключением главы государства и сотрудников ГКНБ. Профессор напомнил, что около 500 тысяч кыргызстанцев имеют двойное гражданство.

"Эти граждане не отказывались от гражданства Кыргызстана. Более того, всё заработанное отправляют своим семьям, обуславливают развитие государства. Неправильно ужесточать к ним отношения, прикрываясь вопросом безопасности. Почему они не могут вернуться в Кыргызстан и стать депутатами городского или сельского финиша? Нельзя проявлять отношение как к шпионам к получившим иностранное гражданство", - сказал Алмазбек Акматалиев.

Согласно законодательству Кыргызстана, в стране нет разрешения на двойное гражданство. Для этого не подписано специальное соглашение ни с одним государством. Значит, кыргызстанцы, обладающее гражданством другой стороны, не могут занимать политические, судебные и муниципальные должности.

Это очень важно для сохранения государственной тайны и конфиденциальности стратегических документов, говорят эксперты.

Так, в соседней России за сокрытие двойного гражданства предусмотрена уголовная ответственность. В Кыргызстане соответствующий законопроект предлагается только сейчас.

 

22.06.2018

Есть намерение увеличить количество женщин-депутатов в парламенте на выборах 2020 года, - вице-спикер ЖК М.Бакиров

На выборах в Жогорку Кенеш в 2020 году есть намерение увеличить количество женщин-депутатов в парламенте. Об этом 22 июня сообщил вице-спикер Жогорку Кенеша Мирлан Бакиров в ходе форума женщин-депутатов местных кенешей.

По его словам, женщины проявляют активность в разных сферах.

«В Кыргызстане по сравнению с постсоветскими странами активно развивается гендерная политика и демократия», - отметил он.

 

 

22.06.2018

В Аламединском районе собрались 100 женщин-депутатов местных кенешей

В селе Лебединовка Аламединского района 22 июня прошел форум женщин-депутатов.

На мероприятие прибыли около 100 женщин-депутатов местных кенешей, Жогорку Кенеша, активистов и членов Женской демократической сети из Чуйской, Таласской, Нарынской и Иссык-Кульской областей.

В рамках конференции участники подняли и обсудили вопросы и проблемы, актуальные для каждой из этих областей, а также возможные пути их решения.

Конференция проведена Форумом женщин-депутатов и Женской демократической сетью в партнерстве с Национальным Демократическим Институтом в КР и Международным Республиканским Институтом в КР при поддержке USAID.

Форум женщин-депутатов Жогорку Кенеша – неформальная платформа женщин-депутатов, объединяющая все фракции с целью обсуждения, согласования и совместного выдвижения решений острых вопросов, касающихся женщин и детей на уровень принятия решений, а также осуществляющая контроль за исполнением принятых решений или закона органами исполнительной власти.

Женская демократическая сеть – неформальное общественное объединение, созданное в 2012 году по инициативе женщин из политических партий, НПО, занимающих активную гражданскую позицию и работающих в местных сообществах, а также депутатов айыльных и городских кенешей всех регионов Кыргызстана при поддержке Международного Республиканского Института. В настоящее время Сеть объединяет более 7000 женщин и 50 организаций Кыргызстана.

19.08.2018

Депутат хочет лишить ЛОВЗ квот в списках партий для избрания в Жогорку Кенеш, - активисты выступили против проекта поправок

Представители гражданского общества считают, что законопроект депутата Жогорку Кенеша Мирлана Бакирова («Онугуу-Прогресс») исключает политические и гражданские права лиц с ограниченными возможностями здоровья и молодежи. Об этом активисты сказали 19 июня на пресс-конференции в АКИpress.

По словам директора общественного фонда «Эгль» Чолпон Омуркановой, 21 мая на сайте ЖК на общественное обсуждение был вынесен проект Конституционного закона «О внесении изменений в Конституционный Закон КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша».

Предлагаемая редакция проекта закона предусматривает исключение статьи об общественных наблюдателях, изменение в части формирования избирательного округа, порядок ознакомления со списками избирателей, статус кандидатов, порядок голосования, а также иные изменения, связанные с внедрением преференциального метода голосования, отметили участники пресс-конференции.

Как сообщила Ч.Омурканова, помимо этого законопроект ставит крест на карьере лиц с ограниченными возможностями здоровья и молодежи, так как он противоречит Конституции и нормам прав человека.

По словам правового эксперта по правам человека Улана Осмонбаева, законопроект затрагивает судьбы 178 тыс. 900 человек с ОВЗ, проживающих в Кыргызстане, и в том числе 654 тыс. 249 граждан молодого возраста.

«В проекте предлагается исключение абзацев 4 и 6 части 3 статьи 60 Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша», где говорится о необходимости учитывать принадлежность к политической партии при определении списка кандидатов, представительство молодых кандидатов не старше 35 лет, а также представительство кандидатов с ОВЗ», - отметил Осмонбаев.

Суть данного проекта в том, что предлагаемые новшества исключают квоты для ЛОВЗ, сообщил президент общественного фонда «Оказание юридической помощи инвалидам» Толкунбек Исаков.

«Законопроект предлагает внедрение преференциального голосования. Если его одобрят, то все квоты для ЛОВЗ автоматически будут исключаться, так как в списке политической партии должны быть два кандидата с ОВЗ и один из них должен числиться до 50 номера. Данный законопроект исключает подобную квоту и включение в список молодежи до 35 лет», - сказал он.

Участники пресс-конференции также сообщили о создании инициативной группы по противодействию преференциальному голосованию в защиту политических прав ЛОВЗ в связи с данным проектом.

По данным Ч.Омуркановой, в группу входят более 30 общественных организаций, которые просят депутата ЖК М.Бакирова отозвать предлагаемый законопроект.

13.06.2018

 

У партий должна быть возможность заранее готовиться к выборам по новым правилам

  

Проект Стратегии совершенствования законодательства КР о выборах на 2018-2020 годы до конца июня вынесут на общественное обсуждение. Об этом заявлено на встрече Сооронбая Жээнбекова и председателя ЦИК Нуржан Шайлдабековой, сообщила пресс-служба президента КР.

По ее данным, обсуждали ход реформы избирательной системы и задачи дальнейшего совершенствования избирательного законодательства страны. Нуржан Шайлдабекова проинформировала о промежуточных результатах работы по совершенствованию избирательной системы.

«Выработаны миссия, видение, проблемы и стратегические цели проекта», — сказала она.

«Изменения в избирательное законодательство необходимо внести задолго до следующих выборов и разъяснять его участникам, чтобы партии и избиратели имели возможность тщательно изучить его и начать планомерно готовиться к выборам, что поможет сформировать у народа доверие к избирательной системе», — подчеркнул президент Сооронбай Жээнбеков.

 

12.06.2018

Предложение депутата исключить квоты ЛОВЗ в списках кандидатов политических партий противоречит конституции, - эксперт по правам ЛОВЗ

Предложение депутата Жогорку Кенеша Мирлана Бакирова исключить квоты лиц с ограниченными возможностями здоровья в списках кандидатов политических партий противоречит конституции. Об этом заявил эксперт по правам ЛОВЗ Жогорку Кенеша Улан Осмонбаев 12 июня на конференции в Бишкеке.
На конференции эксперты правозащитники обсудили законопроект, инициированный депутатом Жогорку Кенеша Мирланом Бакировым, который, по словам экспертов, нарушает права лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Улан Осмонбаев рассказал, что «эти поправки в части избирательного права являются дискриминирующими и важно приостановить антиконституционную инициативу».
По его словам, они нарушают международную конвенцию по правам лиц с ограниченными возможностями здоровья и изъятие квот приведёт к деградации общества.
Помимо того, У.Осмонбаев напомнил, что на повестке дня стоит вопрос ратификации конвенции.

 

11.06.2018

Лидеры стран ШОС подписали по итогам саммита в Циндао более 20 документов

 

В городе Циндао по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, где принял участие президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, 10 июня состоялась церемония подписания документов.

Лидеры стран ШОС подписали следующие документы:

1. Циндаоская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества;
2. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Плана действий на 2018-2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества;
3. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 годы;
4. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении антинаркотической стратегии государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2018-2023 годы и Программы действий по ее выполнению;

5. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Концепции Шанхайской организации сотрудничества по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами;
6. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о разработке проекта Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по продовольственной безопасности;
7. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Концепции сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в области охраны окружающей среды;
8. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Программы действий по реализации положений Совместного обращения глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества к молодежи;
9. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении доклада генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Шанхайской организации сотрудничества за прошедший год;
10. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении доклада совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в 2017 году;
11. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о подписании Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству между Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (2018-2022 года);
12. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о генеральном секретаре Шанхайской организации сотрудничества;
13. Решение Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о директоре Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества;
14. Совместное обращение глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества к молодежи (принимается без подписания);
15. Заявление глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве Шанхайской организации сотрудничества (принимается без подписания);
16. Совместное заявление глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по упрощению процедур торговли (принимается без подписания);
17. Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (принимается без подписания);

Также в рамках заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества подписаны следующие документы:

1. Меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества в области микро-, малого и среднего предпринимательства между министерствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, отвечающими за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность;

2. Меморандум между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об обмене информацией о трансграничном перемещении озоноразрушающих веществ;
3. Регламент информационного взаимодействия круглосуточных контактных пунктов, осуществляемого с использованием каналов оперативной платформы CENcomm RILO-МОСКВА;
4. План совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в сфере туризма на период 2019-2020 годы;
5. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (2018-2022 годы).

Саммит глав государств ШОС проходит 9-10 июня в китайском городе Циндао. На полях саммита С.Жээнбеков провел двусторонние встречи с лидерами Таджикистана, Индии и Монголии. Ключевой частью саммита стало расширенное заседание глав государств ШОС 10 июня.
На сегодняшний день полноправными членами ШОС являются 8 стран: Кыргызстана, Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан. Таджикистан, а также Индия и Пакистан – они стали членами ШОС в 2017 году.
Четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС: Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия. Кроме того, 6 стран являются партнерами по диалогу: Азербайджан, Армения, Королевство Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка.

 

 

 

08.06.2018

В Жогорку Кенеше состоялось обсуждение вопросов совершенствования избирательной системы

 

8 июня, в Жогорку Кенеше  состоялось обсуждение проекта закона «О внесении изменений в конституционный Закон КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». На заседании участие приняли лидеры фракций и депутаты парламента, а также члены рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, созданной Указом Президента.

Депутат Жогорку Кенеша Мирлан Бакиров отметил, что рабочая встреча проводится для обсуждения вышеуказанного законопроекта, который разработан на основании анализа прошедших выборов, учтены недостатки и особенности выборного процесса, а также изучен опыт избирательных систем других государств. Так, проектом закона предлагается отказаться от действующей избирательной модели. А именно, образовать 115 избирательных округов, в каждом из которых партия вправе выдвинуть пять кандидатов. Кроме этого, предлагается основным средством предвыборной агитации избрать совместные теледебаты, дискуссии кандидатов, политических партий. Вместе с тем, вносятся поправки, касающиеся деятельности наблюдателей.

В ходе обсуждения лидер фракции «Бир бол» Алтынбек Сулайманов, депутат Айнуру Алтыбаева высказались против разделения общегосударственного единого избирательного округа на 115 округов. По их мнению, данная норма отбросит назад избирательную систему Кыргызстана. Кроме этого, участники заседания считают, что выдвижение от партий пяти кандидатов станет условием для коррупции.

Члены рабочей группы по развитию избирательной системы отметили, что избиратели республики удовлетворены положительными изменениями действующей системы выборов. Единственно, они просят решить вопросы прекращения продажи голосов избирателями и использования административного ресурса. «Граждане в регионах просят только усилить и укрепить ныне действующую избирательную систему», - сказали члены рабочей группы.

Депутаты Абдывахап Нурбаев, Мирлан Жээнчороев предложили более конкретно обозначить роль международных наблюдателей и четче определить процесс под