Тагир Осмоналиев - "Необходимость Конституционной реформы: за и против"
Краткий правовой анализ по нарушениям процедур вынесения проекта закона о назначении референдума КР о внесении изменений и дополнений в Конституцию КР:
1. Статьей 2 Закона КР «О введении в действие Конституции КР» об утверждении Декрета Временного Правительства КР от 19 мая 2010 года № 39 «О Президенте КР на переходный период», введен мораторий на внесение изменений в часть 2 статьи 114 Конституции КР до 1 сентября 2020 года.
Часть вторая статьи 114 Конституции КР гласит, что «Изменения в положения третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого разделов настоящей Конституции могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей».
Таким образом, сама инициатива законопроекта «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону КР «О внесении изменений в Конституцию КР» нарушает положения Конституции, Закона «О введении в действие Конституции КР» и Декрета Временного Правительства ввиду прямого запрета на внесение изменений в Конституцию до 1 сентября 2020 года.
2. Статьей 14 Конституционного закона «О референдуме КР» от 23.10.2007г предусматривается издание Президентом КР указа о назначении референдума, в котором определяет дату проведения референдума и формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от 3 до 4 месяцев со дня опубликования указа.
Учитывая вышесказанное, время назначения референдума должно быть в период от 3 до 4 месяцев со дня опубликования указа. Если, к примеру, указ Президента будет издан в конце сентября 2016 года, то референдум должен состояться в любой выходной день в период не ранее конца декабря 2016 года и не позднее конца января 2017 года. А принимая во внимание, что референдум планируется провести 4 декабря 2016 года, то налицо несоблюдение норм Конституционного закона «О референдуме КР» от 23 октября 2007 года.
3. Кроме того инициаторами законопроекта были нарушены ряд процедур в соответствии с Конституцией КР и Законом КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР».
Так законопроект «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону КР «О внесении изменений в Конституцию КР»» инициирован всего несколькими депутатами, а не 2/3 от общего числа депутатов Жогорку Кенеша КР (не менее 80 депутатов), как это предусмотрено в части третьей статьи 114 Конституции КР.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР» законопроект о назначении референдума по внесению изменений в Конституцию принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов не ранее одного и не позднее 3 месяцев со дня поступления законопроекта в Жогорку Кенеш.
Депутаты, инициировавшие законопроект должны его подписать, соответственно на общественное обсуждение выносится законопроект с указанием всех депутатов его инициировавших. Однако, как видно из законопроекта «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону КР «О внесении изменений в Конституцию КР»», вывешенного на сайте Жогорку Кенеша КР для общественного обсуждения, указаны только фамилии 6 (шести) депутатов с оговоркой «и другие».
Также хотелось бы отметить, что в Календарном плане работы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на сентябрь 2016 года, среди законопроектов, инициированных депутатами Жогорку Кенеша, в пункте 66 указан законопроект «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону КР «О внесении изменений в Конституцию КР»» и начато по нему обсуждение во фракциях ЖККР и профильных комитетах, хотя сам законопроект не зарегистрирован в ЖККР.
В Календарном Плане отсутствуют такие важные данные, как регистрационный номер законопроекта, дата ее внесения в Жогорку Кенеш, а субъект права законодательной инициативы указан как – депутаты Жогорку Кенеша, без конкретных фамилий депутатов.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о легитимности и необходимости выдвижения проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию
Анализ
Сама инициатива внесения изменений в Конституцию КР вызвала в обществе резонанс и породила ряд разногласий в политической и общественной среде Кыргызстана сопровождающуюся большими дискуссиями по данному вопросу.
Общество разделились на 2 лагеря: Те, кто «за» внесение изменений в действующую Конституцию КР и те, кто «против».
Проанализировав аргументы каждой из сторон на одной из встреч, организованных «Комитетом Гражданского контроля» выявлен немаловажный тревожный фактор об авторстве инициативы внесения изменений в Конституцию КР, которая принадлежит правящей партии СДПК и аппарату Президента КР, которые в спешном порядке разработали и вынесли на общественное обсуждение данный законопроект, при этом не соблюдая все процедуры по данному вопросу предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. Переговоры проходили в закрытом для общественности режиме с лидерами фракций, стараясь не придавать общественной огласке, о чем сообщили ряд депутатов ЖККР.
Особую обеспокоенность вызывают предшествующие исторические события в Кыргызстане, когда попытки внесения изменений в Конституцию КР со стороны правящей элиты приводили к народным волнениям и последующей смене власти в Кыргызской Республике, которые произошли в 2005 и 2010гг.
В свою очередь от имени гражданского общества призываю все стороны противников и сторонников внесения изменений в Конституцию КР учитывая печальный опыт Кыргызстана с попытками изменения в Основной закон страны отказаться от громких заявлений и личностных обвинений и прийти к консенсусу и действовать в правовом поле по вопросу внесения поправок в Конституцию КР в соответствии с законодательством КР.