Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества
Ж.Ж. Руссо

Информационная справка БФ МИМРД МПА СНГ относительно введения в действие изменений в ст. 72 Конституции КР.

 

 

Как нам известно, с 1 декабря 2017 года введены в действие изменения в некоторые статьи Конституции КР. В числе этих изменений заслуживает внимания и изменения в ст. 72. Конституции КР.

 

 

Прежняя редакция

Действующая редакция с 01.12.2017 г.

Статья 72.

 

1. Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений.

2. Депутат Жогорку Кенеша не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной или муниципальной службой, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

 

Статья 72.

 

1. Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений.

2. За исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, депутат Жогорку Кенеша не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной  или муниципальной службой, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

3. Депутат Жогорку Кенеша может быть назначен на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша. Порядок и условия реализации и ограничений других полномочий депутата, назначенного на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра определяется законами.

Отставка, освобождение от должности и прекращение исполнения обязанностей Премьер-министра или первого вице-премьер-министра депутатом Жогорку Кенеша влечет восстановление его депутатских полномочий в полном объеме.

 

 

 

 

По поводу изменений в статью 72 Конституции КР, мнения в обществе разошлись. Часть юристов, политологов, общественных деятелей выступили с поддержкой данной инициативы, а некоторые выступили против. Приводим к Вашему вниманию краткие доводы двух сторон.

 

Поддержавшие данные изменения утверждают, что согласно п 2. Справки – обоснования, подготовленному депутатами ЖК КР, изменения произведены для «уточнения принципов взаимодействия ветвей государственной власти в целях повышения устойчивости парламентской коалиции и, соответственно, исполнительной ветви власти». В этой связи изменения в статью 72 Конституции призваны укрепить статус Премьер-министра и первого вице-премьер-министра, а также создать условия для использования в работе Жогорку Кенеша опыта, накопленного депутатом на службе в исполнительной власти. Сочетание работы в Правительстве с деятельностью депутата является нормой в подавляющем большинстве стран с парламентской формой правления. Это придает значительный импульс повышению эффективности и координации двух ветвей власти. Если депутат будет иметь возможность совмещать свою депутатскую деятельность с работой на ответственных должностях в Правительстве без утраты депутатского мандата, то независимость Правительства повысится многократно».

 

Инициаторы изменения и их сторонники  исходили из того, что совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство. Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

 

Выразившие иную, отличную от инициаторов и их сторонников, позицию юристы, политологи и общественные деятели утверждают, что согласно введенным новшествам, повысилась степень устойчивости Премьер-министра. Под «устойчивостью»  подразумевается его способность находиться во власти в целом.

 

Получилось так, что Премьер-министр, а также Первый Вице-премьер, сохраняют за собой депутатский мандат и после отставки возвращаются к законодательной деятельности.

 

Что хорошего или плохого могут нести с собой новшества относительно роли и места Премьер-министра среди высших органов власти? С точки зрения повышения устойчивости Правительства, предлагаемые новшества выглядят адекватными и могущими нести положительный эффект. Однако, в условиях доминирования одной политической группировки это может вести к узурпации власти и манипулированию Парламентом под угрозой его роспуска. Если учесть, что вместе с повышением риска роспуска Парламента предлагается существенно снизить способность Конституционной палаты осуществлять конституционный надзор, то система сдержек и противовесов рискует быть нарушенной.

 

В действующей редакции, по мнению противников данных изменений, содержится прямой конфликт интересов. Исполнительная и законодательная власть это две разные ветви власти (согласно п.2. и п.4. Ст 3. Конституции КР Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах разделения государственной власти и разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления), и они не имеют право вмешиваться в деятельность друг друга. Получилось, что Премьер-министр и Вице-премьер-министр (в случае, если они одновременно являются и депутатами ЖК ) сначала голосуют за принятие законопроектов, а потом сами же их исполняют. В результате происходит недозволительное смешение в одном лице исполнительных и законодательных функций, что недопустимо с точки зрения принципа разделения властей. Разделение властей – это, прежде всего, правовая форма демократии. 

 

Несогласные с этими изменениями специалисты придерживаются того мнения, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата. Они убеждены в том, что профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе, не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Запреты совмещения депутатской деятельности с иной, обусловлены объемами работы депутатов, а также необходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями. Также, существенным признаком правового государства, каковым объявляет себя Кыргызская Республика, согласно п1. Ст.1 Конституции КР, является определенное разделение полномочий властей, прерогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной властей. В целом это разделение должно свидетельствовать о стремлении данного типа государства предотвратить монополизацию власти и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений. Осуществляя свой внутренний суверенитет на основе разделения властей, правовое государство, по мнению противников изменения, должно добиваться сбалансированности и стабильности политического развития.

 

Необходимость и плодотворность разделения властей в правовом государстве диктуется и необходимостью уравновешивания интересов и сил влияния на власть со стороны различных элитарных группировок, которые контролируют исполнительные, законодательные, судебные и иные органы власти. Ведь даже несмотря на общность основных ценностей и целей государства, корпоративные интересы отдельных частей правящего, политического класса, амбиции отдельных политиков могут стать мощным фактором политической дестабилизации в государстве.

 

 В любом случае, нужно констатировать факт того, что изменения в ст.72 Конституции КР введены и действуют с 01 декабря 2017 г.

 

Было бы логичным и целесообразным приостановить действие депутатского мандата на время назначения на должности Премьер Министра или первого вице-премьер-министра. Приостановление действия депутатского мандата на период работы Премьер Министром или первым вице-премьер-министром немного сгладило бы образовавшуюся небольшую полемику в обществе относительно данного вопроса. 

 

 

Заместитель директора

БФ МИМРД МПА СНГ

Иманалиев Ш.Д.

Последние новости