Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

Информационная справка по вопросу об освобождении И. Джолдубаевой от должности Генерального прокурора Кыргызской Республики.

 

Как нам известно, 8 февраля 2018 года, в государственной резиденции «Ала Арча» прошло заседание Совета безопасности Кыргызской Республики под председательством Президента  КР Сооронбая Жээнбекова. Рассматривался вопрос "об актуальных мерах борьбы с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах Кыргызстана". На этом заседании Совета безопасности Сооронбай Жээнбеков обрушился с критикой на государственные органы, которые должны бороться с коррупцией.В числе этих государственных органов С.Жээнбеков отметил и недоработки Генеральной Прокуратуры. Как отметил Президент «к сожалению, государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции».

 

На заседании Президент потребовал принять срочные меры для очищения рядов правоохранительных, надзорных и судебных органов от нечистоплотных сотрудников. Президент отметил «Мы обязаны избавиться от людей, которые бросают тень на всю систему. Требования будут очень жесткими. Мы не будем откладывать решения в долгий ящик. Да, согласно Конституции, полномочия президента изменились, но меня избрал народ. По Конституции обеспечение народовластия — прямая обязанность главы государства. Поэтому, если будут нарушаться законы и ущемляться права человека, я как всенародно избранный президент буду вмешиваться, независимо от того, в какой сфере это происходит».

 

Как указано выше была подвергнута критике работа Генеральной Прокуратуры. Однако Президент дал всем правоохранительным органам время для устранения недоработок.

 

Несмотря на предоставленное время, руководство Государственного Комитета Национальной Безопасности и Генеральной Прокуратуры не справились с поставленными задачами.

 

В результате 7 апреля 2018 г. глава ГКНБ Абдиль Сегизбаев и его заместитель, директор Службы анализа и прогнозирования рисков национальной безопасности ГКНБ Болот Суюмбаев ушли в отставку. Глава ГКНБ и его заместитель уволились по собственному желанию.

 

10 апреля 2018 г. в Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту поступило представление от президента Сооронбая Жээнбекова об освобождении от должности генерального прокурора Индиры Джолдубаевой.  В этом случае Президент КР прибегнул к своему Конституционному праву и на основании ст. 64 Конституции КР направил представление об освобождении Генерального Прокурора в Жогорку Кенеш КР.  

 

Справочно: ч 4. статьи 64 Конституции Кыргызской Республики гласит: 4. Президент: 1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша.

 

Представление Президента было принято 10 апреля 2018 г. Комитетом по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша. Известно, что в представлении главы государства на Индиру Джолдубаеву было отмечено: нарушаются права обычных граждан, «в последние годы сотрудники, которые нарушают законы, и в целом правоохранительные органы не борются с тем, что нарушаются права обычных граждан. Наоборот, увеличивается тенденция коррупционных нарушений, и в связи с этим в обществе увеличивается недовольство. К примеру, в 2016 году за служебные преступления оправдали 118 чиновников, а в 2017 году уже 158, то есть на 40 человек больше», — сообщалось в документе. В документе также было отмечено, что органы прокуратуры из надзорного органа превратились в тех, кто нарушает закон и нарушает права граждан, лишая их свободы. Также в документе указывались недостатки отчета генпрокурора за 2017 год: «генпрокурор не смогла справиться с ответственностью, которая возлагалась на нее и не исполнила замечания ЖК о работе», указано в представлении. Не смотря на то, что на заседании Совета безопасности в феврале 2018 года были высказаны недостатки работы по антикоррупционной политике, «однако никаких результатов после заседания не видно. В связи с этим система утратила доверие общества», - отмечалось в документе.

 

Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша в соответствии с частями 2 и 4 статьи 76 Конституции КР и пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР» 10 апреля рассмотрел данное представление и рекомендовал Жогорку Кенешу дать согласие на досрочное освобождение И.Джолдубаевой от должности Генерального прокурора КР.

 

После всех данных процедур 11 апреля 2018 г. Жогорку Кенеш, на своем заседании, поддержал представление президента Сооронбая Жээнбекова об освобождении от должности генерального прокурора Индиры Джолдубаевой. Представление Президента КР С.Ш. Жээнбекова о досрочном освобождении от должности Генерального прокурора КР представил руководитель Аппарата Президента КР Мухаммедкалый Абылгазиев. В результате «за» освобождение проголосовали 105 депутатов, «против» 2, зарегистрировано было всего 107 депутатов.

 

Согласно действующему законодательству Кыргызской Республики, Президент вправе предложить освободить от должности генерального прокурора только в одном случае – в случае "неудовлетворительной" работы последнего. Согласно части 4 статьи 64 Конституции Президент освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. Либо досрочное освобождение главного прокурора может инициировать одна треть депутатов при условии, если за данную инициативу проголосует две трети парламента. Таким образом, генерального прокурора может "убрать" президент с согласия не менее половины парламента, либо две трети парламента, с которыми глава государства обязан согласиться". Также генеральный прокурор может добровольно уйти в отставку.

 

 

Как мы видим, впервые в истории независимого Кыргызстана, Президент направил представление в Парламент об освобождении Генерального прокурора, тем самым задействованы конституционные механизмы взаимодействия президентско-парламентской демократии. Стратегия развития антикоррупционных действий и кадровые перестановки, происходят в правовом поле, в рамках действующего законодательства. Происходящие перемены показывают, что некоторые элементы парламентской формы правления уже установили конкурентную среду и обеспечивают сменяемость власти. Руководители властных структур должны помнить, что, в случаи выполнения незаконных указаний вышестоящих лиц, в дальнейшем они не будут иметь общественной поддержки и понесут ответственность. Это будет сигналом для всех, что не надо выполнять незаконных указаний, что надо действовать только в рамках закона. Данные процессы подтверждают курс становления Кыргызстана как правового государства, нацеленного на развитие демократии, парламентаризма и прав человека.

Последние новости