Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества
Ж.Ж. Руссо

Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за декабрь 2020 года

 

 29.12.20

ЦИК рекомендовала ОТРК предоставить бесплатное эфирное время участникам, придерживающимся другого правления на тех же условиях и в том же объеме

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на заседании 29 декабря 2020 года решила принять к сведению обращение Руководителя группы агитации «За парламентскую республику» Бекешева Д.Д.

24 декабря 2020 года в адрес ЦИК КР письменно обратился Руководитель группы агитации «За парламентскую республику» Бекешев Д.Д., который в своем письме указал, что 23 декабря 2020 года с 19:00 до 20:00 часов на канале ОТРК прошла агитация за президентскую форму правления, где в частности с 01:24 до 04:12 минуты Кыяс Молдокасымов говорил, что нужно поддержать президентскую республику. Кроме этого данное видео было опубликовано на видеохостинге YouTube по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Flkb2USGHC4&feature=youtu.be. Заявитель попросил ЦИК отреагировать и обратиться в соответствующие органы для привлечения к ответственности ОТРК.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 8 Положения о Рабочей группе по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии от 26 июня 2020 года №115, Рабочей группой в рамках мониторинга нарушений допущенных субъектами избирательного процесса были выявлены нарушения со стороны ОТРК.

Так, по ссылке http://www.ktrk.kg/kg/media/video/19478 на официальном интернет портале ОТРК была опубликована передача «МАЕК» под названием «Башкаруу формасын эл тандайт», где со стороны ОТРК были приглашены эксперты Конституционного совещания.

Для объективного и всестороннего рассмотрения данного материала на заседание Рабочей группы были приглашены Руководитель группы агитации «За парламентскую республику» Бекешев Д.Д. и заместитель Генерального директора ОТРК по телевещанию – Ж.Уракунова, продюсер «Ала-Тоо 24» - С.Соурбаева и исполнительный директор по правовым вопросам – М.Толонов.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, изучив в совокупности указанные в ссылке видеоролики, отмечаем следующее. Данное видео вышло 23 декабря 2020 года в информационной программе «Ала-Тоо 24». В действительности в информационном блоке новостной передачи «Ала-Тоо 24» на протяжении более 3-х минут ОТРК освещает информацию о президентской форме правления.

При этом Законом Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики» от 11 декабря 2020 года №6 на 10 января 2021 года на всей территории Кыргызской Республики назначен референдум (всенародное голосование).

Между тем ОТРК 23 декабря текущего года на своем информационном блоке освещает только одну из вопросов формы правления.

Относительно опубликованной передачи «МАЕК» по ссылке http://www.ktrk.kg/kg/media/video/19478 на официальном интернет портале ОТРК стоит отметить следующее:

Для обсуждения нового проекта Конституции Кыргызской Республики были приглашены эксперты Конституционного совещания: кандидат экономических наук – А.Кадыралиев, кандидат юридически наук – А.Абакирова и независимый эксперт, юрист – А.Мамбеткадыров.

На заседании Рабочей группы представители ОТРК согласились с доводами членов Рабочей группы и выразили свою готовность предоставить бесплатно эфир с участием независимых экспертов по вопросам парламентской формы правления, а также дать разъяснения посредством информационной программы «Ала-Тоо 24» с участием предоставления интервью экспертам в области парламентской формы правления.

Вместе с тем, конституционным Законом Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон «О референдуме»), указано, что «информирование участников референдума - деятельность по подготовке и распространению информации в период кампании референдума, способствующая побудить участников референдума к участию на референдуме, способствующая осознанному волеизъявлению граждан и гласности референдума. Информирование участников референдума не должно содержать элементы или признаки агитации».

В соответствии со статьей 2 конституционного Закона «О референдуме»), «агитация по вопросам референдума – деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос».

В этой связи стоит отметить, что в освещенной телепередаче «Ала-Тоо 24» на канале ОТРК содержит признаки агитации по вопросам референдума.

Согласно части 2 статьи 23 конституционного Закона «О референдуме», «Со дня вступления в силу закона о назначении референдума граждане Кыргызской Республики вправе проводить агитацию за или против вопроса (вопросов), вынесенного (вынесенных) на референдум».

Согласно части 5 статьи 29 конституционного Закона «О референдуме», «В случае нарушения телерадиоорганизацией, редакцией периодического печатного издания, группой «за», группой «против» и иными участниками референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума избирательная комиссия должна обратиться в правоохранительные органы, суд, а также иные государственные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении телерадиоорганизации, редакции периодического печатного издания и их должностных лиц, членов групп «за», групп «против», иных участников референдума к ответственности, установленной законодательством Кыргызской Республики».

Согласно статье 25 конституционного Закона «О референдуме», «Государственные телерадиоорганизации обязаны обеспечить группе «за», группе «против» равные условия для проведения агитации по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на референдум».

Общий объем эфирного времени, которое государственная телерадиоорганизация обязана предоставить группе «за», группе «против», должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. При этом не менее половины общего объема платного эфирного времени должно быть предоставлено группе «за», группе «против» исключительно для совместного проведения дебатов, иных аналогичных агитационных мероприятий по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на референдум. К использованию этой доли платного эфирного времени группа «за», группа «против» должны быть допущены на равных основаниях. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет увеличения объема платного эфирного времени, предоставляемого в соответствии с настоящей частью.

С учетом изложенного выслушав пояснения и доводы участников процесса, Рабочая группа с учетом изучения представленных материалов, информации представленной заявителем относительно предоставления ОТРК возможности бесплатно организовать передачу в целях равного освещения информации с участием независимых экспертов (в количестве 3-х экспертов), приверженных к парламентской формы правления, а также дать разъяснения посредством информационной программы «Ала-Тоо 24» с участием предоставления интервью экспертов в области парламентской формы правления.

ЦИК КР приняла решение рекомендовать Общественной телерадиовещательной корпорации предоставить бесплатное эфирное время участникам, придерживающимся другого правления на тех же условиях и в том же объеме.

Решение принято на основании изложенного руководствуясь статьей 2 Конституции Кыргызской Республики, конституционным Законом Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики», статьями 6, 7 и 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» и Положением «О Рабочей группе по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации» от 26 июня 2020 года №115.

 

 

25.12.20

В Бишкеке обсудили международный и национальный опыт противодействия подкупу голосов на выборах

25 декабря, в Бишкеке состоялся круглый стол на тему «Подкуп голосов в избирательном законодательстве: международный и национальный опыт», организованный Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики и Представительством Международного фонда избирательных систем (IFES) при поддержке USAID.

В мероприятии приняли участие представители ЦИК, правоохранительных органов, международных организаций.

Председатель ЦИК КР Н.Шайлдабекова отметила значимость темы противодействия подкупу голосов.

“Подкуп голосов действительно является одним из самых сильных факторов, влияющих на волеизъявление избирателей. Мы видели на последних выборах, насколько были серьезные последствия влияния подкупа. Возмущенное общество не приняло итоги выборов, несмотря на то, что в процессе реформы избирательной системы Кыргызской Республики мы достигли достоверности подсчета итогов голосования. Нерешение проблем подкупа может исключать ценность развития других компонентов реформы, направленной на расширение достоверности и прозрачности выборов. Именно это и случилось в Кыргызской Республике на последних парламенстких выборах.

Подкуп в нашей стране всегда был разным по своему характеру и содержанию. Мы видим, что он эволюционировал: если в годы, когда не было достоверных выборов, субъектами подкупа являлись, в основном, комиссии, другие административные органы, которые могли повлиять на результат, то после введение новой избирательной модели в 2015 году, постепенно с увеличением достоверности выборов главным субъектом подкупа становится избиратель.

Когда мы сказали, что каждый голос учтен и это можно проверить рядом внедренных инструментов гражданского контроля, мы посчитали, что реализовали народовластие, при котором итоги выборов определяет действительно народ, тогда этот голос стал еще более ценным товаром для недобросовестных кандидатов. Поэтому в рамках реализации Стратегии совершенствования избирательного законодательства подкуп был переведен из категории преступлений частного характера, расследуемых на основе заявлений потерпевших, в категорию преступлений частно-публичного характера, как подрывающий процессы реализации народовластия через выборы. Мы изменили санкции за подкуп, характер самого преступления, увеличили круг субъектов, которые привлекаются за подкуп голосов”, - рассказала она.

Глава ЦИК отметила, что в КР есть правовая основа, в которой учтены все необходимые компоненты для противодействия подкупу голосов избирателей.

“Готовясь к этим досрочным выборам Президента КР, к следующими за ними выборам в местные и Жогорку кенеши, важно построить комплексную систему противодействия подкупу голосов, когда хорошая правовая база будет соединена с эффективной практической работой. Поскольку мы формируем через выборы очень важные институты“, - сказала она.

По словам Ренаты Левовски, директора Представительства Международного Фонда Избирательных Систем (IFES) в КР, не существует идеальной модели правореализационной деятельности.

“Каждая отдельная страна характеризуется собственными уникальными политическими, социальными, экономическими условиями, которые влияют на формирование подходов по противодействию подкупу голосов. Но необходимо также помнить о международных договорах и конвенциях, участником которых является и Кыргызстан, в том числе.

67 статья Конвенции  ООН по борьбе с коррупцией, которую Кыргызстан ратифицировал еще в 2005 году, посвящена именно теме содействия прозрачности и призывает государство принимать законодательные меры, направленные на повышение прозрачности процесса финансирования политических партий и кандидатов. Исходя из международного опыта, данную проблему можно решить только комплексно, вовлекая законодательные, релевантные исполнительные органы, а также гражданское общество, которое отслеживает надлежащее исполнение закона”, - сказал она.

Член ЦИК Тынчтык Шайназаров рассказал о работе, проводимой в рамках деятельности Координационной группы оперативного реагирования (КГОР) ЦИК КР по противодействию подкупу.

“В соответствии с ч.4 ст.43 конституционного Закона “О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР”, в целях оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства и информирования граждан сформированы координационные группы оперативного реагирования на всех уровнях избирательных комиссий. Это КГОР при ЦИК, КГОР в 54 территориальных избирательных комиссиях. В состав групп вошли члены избирательных комиссий, представители органов прокуратуры, МВД, ГКНБ. Разработан алгоритм действия координационных групп. Обеспечены каналы поступления информации – телефоны, WhatsApp и т.д. На 24 декабря 2020 года совместно с ОФ “Гражданская платформа” были проведены 16 обучающих тренингов на предмет реагирования на выявление нарушений законодательства. Было обучено 300 сотрудников органов прокуратуры, 500 сотрудников МВД”, - рассказ он.

Участники обсудили проблему подкупа голосов с разных точек зрения, в том числе международный опыт, проанализировали существующую ситуацию в КР.

 

 

21.12.20

ЦИК КР аккредитовала еще 42 международных наблюдателя

 Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на заседании 21 декабря 2020 года постановила аккредитовать 42 представителя различных миссий в качестве международных наблюдателей на досрочных выборах Президента Кыргызской Республики:

По состоянию на 21 декабря 2020 года ЦИКом аккредитовано ЦИКом аккредитовано 120 международных наблюдателей из 23 стран мира, представляющих 15 международных организаций.

Представительство Фонда Ханнса Зайделя в КР - 1

Представительство Международного Фонда избирательных систем (IFES) - 1

ЦИК Молдовы - 2

МПА СНГ - 34

Миссия СНГ - 28

ЦИК Азербайджана - 1

БДИПЧ ОБСЕ - 34

ЦИК РФ - 1

Фонд им.К.Аденауэра - 1

Посольство Японии в КР - 4

Посольство РФ в КР - 2

Посольство Монголии в КР - 1

Посольство Азер.Республики в КРv - 2

ЦИК Республики Узбекистан - 2

Миссия ССТГ - 6

 Постановление принято руководствуясь статьей 10 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», пунктами 2 и 21 части 1 статьи 7 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», пунктами 3.4 и 3.5 части 3 Положения «О порядке деятельности, статусе и полномочиях международных (иностранных) наблюдателей на выборах и референдумах Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 9 ноября 2016 года № 197.

 

 

16.12.20

Бесплатные виды услуг на сайте КНИА «Кабар» для кандидатов в президенты

 Бесплатные виды услуг на сайте КНИА «Кабар» для кандидатов в президенты во время агитационного периода с 15 декабря 2020-года  по 9 января 2021 года:

  1. публикация одного рекламно-информационного материала (объемом не более 3 страниц (А4) + до 5 фотографий);
  2. размещение одного видеоролика (не более 3 минут).

 При этом агентство оставляет за собой право:

- не принимать к публикации рекламно-информационный материал, содержание и/или оформление которых противоречит действующему законодательству Кыргызской Республики, а также внутренней политике редакции;

- в случае необходимости редактировать рекламно-информационный материал с точки зрения правописания и стилистики.

 Контакты по вопросам публикации:  0773 92 23 83,    kabar@kabar.kg

 

 

16.12.20

Увеличилось количество избирательных участков за рубежом к предстоящим выборам Президента КР и референдуму

На основании предложений МИД и БТИК, ЦИК 20 ноября 2020 года за № 370 приняла постановление об образовании 45 избирательных участков за рубежом на базе загранучреждений МИД Кыргызской Республики.

В целях расширения географии обеспечения реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих за ее пределами к предстоящим 10 января 2021 года досрочным выборам Президента Кыргызской Республики и референдума по определению формы правления Кыргызской Республики, принято решение о целесообразности образования трех дополнительных избирательных участков, участков референдума в гг. Москва и Тюмень на базе представительств Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в Российской Федерации (г. Москва – 2 участка, г. Тюмень -1 участок).

После принятия настоящего постановления ЦИК, общее количество избирательных участков, участков референдума за рубежом к предстоящим выборам Президента Кыргызской Республики и референдуму увеличилось до 48 в 28 странах мира. Из 48 участков за рубежом - 15 расположены на территории Российской Федерации, 5 из которых в г. Москва.

Справочно: на выборах Президента КР в 2017 году за рубежом всего было образовано 37 участков в 26 странах. На выборах депутатов Жогорку Кенеша в октябре 2020 года за рубежом было образовано 45 участков (12 из которых в России).

Избирательные участки на базе представительств Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики в городах Москва и Тюмень открываются впервые в истории. Это стало возможным благодаря комплексной и оперативной работы ЦИК, проведенной во взаимодействии с МИД, ГСМ и ГРС.

 Информация по 48 избирательным участкам, участкам референдума в 28 странах мира

Россия – 15 участков: Москва – 5 участков, по 1 участку в 10 городах: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Красноярск, Иркутск, Якутск, Южно-Сахалинск, Сургут, Тюмень;

Германия – всего 3 участка в гг. Берлин, Франкфурт-на-Майне, Бонн;

По 2 участка: Казахстан – в гг. Нур-Султан и Алматы, Китай – в гг. Пекин и Гуанчжоу, ОАЭ – в гг. Абу-Даби и Дубай, Турция – в гг. Анкара и Стамбул;

По 1 участку в гг. Ашхабад, Баку, Брюссель, Вашингтон, Вена, Доха, Душанбе, Женева, Исламабад, Киев, Куала-Лумпур, Лондон, Минск, Нью-Дели, Париж, Рим, Сеул, Ташкент, Тегеран, Токио, Эль-Кувейт, Эр-Рияд.

 

 

16.12.20

ЦИК утвердила форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на своем заседании 15 декабря 2020 года постановила утвердить форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме (всенародном голосовании) по определению формы правления Кыргызской Республики, назначенного на 10 января 2021 года.

Решение принято в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызcкой Республики «О референдуме Кыргызской Республики», статьей 2 Закона Кыргызcкой Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики» от 11 декабря 2020 года № 6, статьей 7 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики».

Согласно постановлению ЦИК КР, изготовление бюллетеней для голосования будет осуществляться в ОАО «Учкун», расположенном по адресу: город Бишкек, улица Ибраимова, 24.

 

 

14.12.20

ЦИК утвердила схемы и границы избирательных участков референдума

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на заседании 14 декабря 2020 года постановила утвердить схемы и границы участков референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики, назначенного на 10 января 2021 года, в границах, утвержденных постановлениями ЦИК КР от 20 января 2020 года №5, 30 января 2020 года №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 11 февраля 2020 года №35.
Данными постановлениями утверждены схемы и границы 2 428 избирательных участков на территории Кыргызской Республики сроком на 5 лет.
ЦИК также утвердила для проведения референдума 45 участков за пределами Кыргызской Республики, образованных постановлением Центризбиркома от 20 ноября 2020 года №370.
Постановление принято в соответствии со статьей 21 конституционного Закона Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики» и Законом Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики» от 11 декабря 2020 года № 6, руководствуясь статьями 7, 18, 20 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики».

 

 

14.12.20

ЦИК определила банковские учреждения для открытия специальных счетов фондов групп «за» и «против»

 Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на своем заседании 14 декабря 2020 года постановила определить ОАО «РСК Банк» и ОАО «Айыл Банк» банковскими учреждениями для открытия специального счета фондов групп «за» и «против» в ходе референдума Кыргызской Республики, назначенного на 10 января 2021 года.

Решение принято в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики», руководствуясь пунктом 5 статьи 43 конституционного Закона Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики» и пунктом 13 статьи 7 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики».

 

 

 

 

11.12.20

Ормоков Эрнисбек избран мэром города Джалал-Абад

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на своем заседании, 11 декабря 2020 года, постановила утвердить итоги голосования и результаты выборов мэра города Джалал-Абад Джалал-Абадской области, состоявшихся 3 декабря 2020 года, назначенные постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 13 ноября 2020 года № 309.

На должность мэра города Джалал-Абад было зарегистрировано 2 кандидата – Ормоков Эрнисбек Абдижалилович выдвинутый депутатами коалицией большинства «Ак-Тилек», Зияйдинов Эрнист Эгенбердиевич выдвинутый депутатами фракцией «Республика».

В голосовании участвовали 28 депутатов из 31 депутата Джалал-Абадского городского кенеша, Ормоков Э.А. получил 28 голосов, Зияйдинов Э.Э. получил 0 голос, за позицию «против всех кандидатов» - 0 голос.

Протоколом о результатах повторных выборов Джалал-Абадской территориальной избирательной комиссии от 3 декабря 2020 года, определено, что Ормоков Эрнисбек Абдижалилович избран мэром города Джалал-Абад.

На итоги голосования и результаты повторных выборов мэра города Джалал-Абад Джалал-Абадской области жалоб и заявлений не поступало.

Решение принято на основании протоколов об итогах голосования и результатах выборов мэра города Джалал-Абад , поступивших от Джалал-Абад территориальной избирательной комиссии, в соответствии со статьями 6, 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», статьей 43 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении».

 

 

11.12.20

В Кыргызстане созданы все условия для достоверного учета голосов избирателей

 Об этом сказала председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Нуржан Шайлдабекова на круглом столе “Особенности работы информационного сопровождения выборного процесса, роль молодежи в выборах и предотвращении подкупа голосов”.

Она рассказала, что в стране есть определенные избирательные достижения и что еще предстоит сделать для подлинного соответствия избирательной системы Кыргызстана установленным международным стандартам демократических, справедливых выборов.

“Достоверность была поставлена как приоритетная задача при реформировании избирательной системы. Могу уверенно сказать, достоверность подсчета голосов достигнута Центризбиркомом и является важным достижением реформирования национальной избирательной системы. Такой уровень достоверности имеется далеко не во всех странах мира. Десятилетиями в нашей стране фальсифицировали именно итоги голосования, не был обеспечен принцип “Один избиратель – один голос”. Подтасовки итогов голосования требовали создания такой системы, при которой эти грубейшие фальсификации были бы исключены. Наши технологии идентификации избирателей, подсчета голосов через автоматически считывающие урны обеспечивают достоверность выборов, которую нам еще предстоит понять и оценить”, - рассказала Нуржан Шайлдабекова.

Было отмечено, что большую роль в выборном процессе Кыргызстана играет молодежь, которая представляет более 30% от общего числа избирателей. При этом активность молодежи, как показали выборы 2017 года, на 15% ниже активности представителей старшего поколения.

“На прошлых выборах 2017 года приняло участие 1,7 млн. избирателей. Кандидат, набравший 900 тысяч, стал президентом. Так что молодежь, которой в стране 1,5 млн человек, сама может выбирать главу государства, парламент. Нужно только активно голосовать”, - отметила председатель Центризбиркома. Она также сделала акцент на инклюзивности избирательной системы республики.

“В отношении ЛОВЗ обеспечена доступность участков и доступ к информации. Законодательство Кыргызстана относительно участия ЛОВЗ в выборах признано ОБСЕ передовой практикой. Введена карта потребностей по каждому избирательному участку, в которой прописаны увечья по каждому избирателю с ОВЗ. Есть обязательность выпуска информационных материалов шрифтом Брайля, специальными форматами не менее 1%. На прошедших выборах все кандидаты это требование соблюдали. ЦИК, в свою очередь, издал материалы, в том числе Конституцию, специальными форматами и передал в библиотеки и вузы. В 2017 году всего 29% избирательных участков было оснащено пандусами, в октябре 2020 – уже 75%. Сейчас перед органами местной власти поставлена задача 100%-ой доступности избирательных участков”, - сказала Н.Шайлдабекова.

Говоря о финансовой прозрачности, которая обеспечивается Центральной избирательной комиссией, глава ЦИК КР рассказала, что была начата проверка лиц, которые внесли в избирательные фонды суммы, несоотносимые с их доходами.

“Очень важно, чтобы те, кто претендуют на политические должности были честны в части налоговых отчислений. Такая подотчетность политиков перед гражданами принята в любом демократическом обществе”, - сказала она.

Круглый стол был организован представительством Международного фонда избирательных систем в КР (IFES) при поддержке USAID и объединил представителей средств массовой информации и активных пользователей социальных сетей. Участники обсудили значение достоверности предоставления информации для организации свободных и справедливых выборов, значение активности молодежи в выборном процессе, который является главным механизмом волеизъявления общества. Представители СМИ подняли вопросы повышения правовой культуры избирателей, механизмы преодоления точек напряженности, которые сопровождают выборный процесс в Кыргызстане.

На круглом столе также были презентованы итоги мониторинга СМИ в период парламентских выборов 2020 года, проведенного ОФ “Центр Медиа развития”.

         

 

10.12.20

ЦИК КР и БДИПЧ ОБСЕ обсудили подготовку предстоящих досрочных выборов Президента КР

 10 декабря 2020 года состоялась встреча председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР Н. Шайлдабековой с членами миссии БДИПЧ ОБСЕ во главе с Тамаш Месеричем.

На встрече обсуждались вопросы, касающиеся деятельности БДИПЧ ОБСЕ  на досрочных выборах Президента КР.

ЦИК КР проинформировала, что на данный момент проходит процесс регистрации кандидатов на должность Президента КР, который продлится до 14 декабря 2020 года (включительно). С 15 декабря начнется агитационный период.  Сокращение сроков проведения досрочных выборов Президента КР на четверть будут восполнены активной программой теледебатов.

Также, ведется активная работа, связанная с инклюзивностью выборов, уточнением списков избирателей, в том числе, в виду отмены заявления об изменении избирательного участка (Форма 2).

При поддержке Программного офиса ОБСЕ в КР, ЦИК КР во всех областях проводит обучающие тренинги для правоохранительных органов по противодействию подкупу избирателей и использования административного ресурса на выборах Президента Кыргызской Республики, назначенных на 10 января 2021 года.

Совместно с Правительством КР проводится активная работа по подготовке к проведению выборов в рамках Закона: проведение информационно-консультативной работы среди избирателей по прохождению биометрической регистрации, уточнению себя в списках избирателей, а также оперативному реагированию в случаях использования административного ресурса, подкупа избирателей и других нарушениях Закона, работа по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на участках.

Глава миссии БДИПЧ ОБСЕ Т. Месерич выразил благодарность Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики за приглашение наблюдать за предстоящими выборами. Он сообщил, что кроме него, в миссию входят 13 экспертов, которые уже прибыли в Бишкек. Также ожидается прибытие 22 долгосрочных наблюдателей, которые будут распределены по всей стране в соответствующих регионах с 15 декабря.

Т. Месерич отметил, что наблюдатели будут внимательно следить за основными аспектами выборов, включая регистрацию кандидатов и избирателей, ход избирательной кампании, деятельность избирательных комиссий и государственных структур, соблюдение избирательного законодательства и разрешение избирательных споров в соотвествии со стандартами в рамках ОБСЕ.

Миссия БДИПЧ ОБСЕ по итогам своей работы через 2 недели предоставит промежуточный отчет. Полный отчет по мониторингу досрочных выборов Президента КР будет представлен в течении 8 недель после выборов.

 

 

7.12.20

ЦИК КР аккредитовала 12 международных наблюдателей

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на заседании 7 декабря 2020 года постановила аккредитовать 12 представителей БДИПЧ ОБСЕ в качестве международных наблюдателей на досрочных выборах Президента Кыргызской Республики.

По состоянию на 7 декабря 2020 года ЦИКом аккредитовано 55 международных наблюдателей из 14 стран мира, представляющих 7 международных организаций.  

Представительство Фонда Ханнса Зайделя в КР – 1 наблюдатель;

Представительство Международного Фонда избирательных систем (IFES) – 1 наблюдатель;

ЦИК Молдовы – 2 наблюдателя;

МПА СНГ – 34 наблюдателя;

Миссия СНГ – 4 наблюдателя;

ЦИК Азербайджана – 1 наблюдатель;

БДИПЧ ОБСЕ – 12 наблюдателей.

Постановление принято руководствуясь статьей 10 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», пунктами 2 и 21 части 1 статьи 7 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», пунктами 3.4 и 3.5 части 3 Положения «О порядке деятельности, статусе и полномочиях международных (иностранных) наблюдателей на выборах и референдумах Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 9 ноября 2016 года № 197.