Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за январь 2024 года
30.01.2024
Состоялся республиканский форум женщин «Биз биргебиз»
30 января, прошел республиканский форум женщин «Биз биргебиз» с участием депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Айсаракан Абдибаевой, Шарапаткан Мажитовой, Винеры Раимбачаевой, Динары Ашимовой, Нилуфар Алимжановой, Аиды Исатбек кызы, Лейлы Луровой, Жылдыз Садырбаевой.
В работе форума приняли участие женщины - депутаты айылных и городских кенешей, активистки со всех областей республики. Были обсуждены вопросы в сфере предотвращения насилия в отношении женщин и девочек. Поднимались вопросы о гендерном равенстве, роли женщин в социальной, экономической и политической сферах. «К сожалению, увеличивается количество фактов насилия в отношении женщин и девочек. Необходимо нам совместно работать над контролем исполнения соответствующих законов и принять резолюцию форума», - отметила депутат Шарапаткан Мажитова.
29.01.2024
ЦИК КР рассмотрела задачи избирательных комиссий в рамках проводимой в стране административно-территориальной реформы в айылных аймаках и городах Кыргызской Республики
29 января 2024 года, ЦИК КР рассмотрела задачи избирательных комиссий в рамках проводимой в стране административно-территориальной реформы в айылных аймаках и городах Кыргызской Республики.
29 декабря 2023 года принят Указ Президента Кыргызской Республики №370 «О проведении административно-территориальной реформы в пилотном режиме на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики».
Указом предусмотрено проведение административно-территориальной реформы (АТР) в пилотном режиме на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики.
В Указе определены задачи государственным органам, полномочным представителям Президента Кыргызской Республики в областях, местным государственным администрациям, органам местного самоуправления,
в т.ч. городов Бишкек и Ош; утверждена Дорожная карта по проведению административно-территориальной реформы в пилотном режиме.
В реализацию Указа, в целях принятия в рамках полномочий ЦИК своевременных и качественных необходимых мер, связанных с административно-территориальной реформой, для эффективного взаимодействия ЦИК с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в рамкахАТР, ЦИК КРкак центральный орган по подготовке и проведению выборов, определила ряд задач для ЦИК и территориальных избирательных комиссий:
- проведение информационно-разьяснительной работы о целях
и порядке проведения административно-территориальной реформы
в пилотном режиме,
- координация и организационно-методическое обеспечение работы территориальных избирательных комиссий по организации деятельности местных кенешей вновь организованных айылных аймаков и городов, проведению выборов председателей во взаимодействии с полномочными представителями Президента Кыргызской Республики в областях, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, в т.ч. городов Бишкек и Ош, согласно пункту 5 Дорожной карты, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 29 декабря 2023 года №370 (график, координация избирательных комиссий, взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления и др.)
- выработка предложений о необходимых изменениях в законодательство о выборах депутатов местных кенешей, с учетом проведения административно-территориальной реформы;
- ведение постоянного мониторинга и анализ хода реализации административно-территориальной реформы в пилотном режиме с целью выработки поэтапных мер в рамках полномочий ЦИК по подготовке и проведению выборов;
- принятие организационных, методических и финансовых мер, связанных с реализацией вышеуказанных задач.
Следует отметить, что в настоящее время всего по республике - 484 местных кенешей, из них 32 городских и 452 айылных кенешей.
Количество мандатов депутатов местных кенешей – 9062 (г/к 920, а/к 8142), избирательных округов – 1418.
- город Бишкек 45 мандатов, 1 изб.округ;
- по Баткенской области 827 мандатов, 141 изб.округа;
- по Ошской области 1981 мандатов, 373 изб.округа;
- по Джалал-Абадской области 1696 мандатов, 279 изб.округа;
- по Чуйской области 1882 мандатов, 239 изб.округа;
- по Таласской области 628 мандатов, 89 изб.округа;
- по Нарынской области 884 мандатов, 122 изб.округа;
- по Иссык-Кульской области 1074 мандатов, 173 изб.округа.
В 93 местных кенешах (18 городских и 75 айылных кенешах) административные границы оставлены без изменения, в т.ч.:
- по Баткенской области 25 м/к (5 городских: г.Баткен, г.Кызыл-Кия, г.Сулюкта, г.Кадамжай, г.Раззаков и 20 айылных кенешей).
В Баткенском, Лейлекском районах, городах Баткен и Сулюкта Баткенской области приостановлено проведение административно-территориальной реформы до завершения делимитации и демаркации государственной границы; - по Ошской области 30 м/к (2 городских: г.Узген, г.Ноокат и 28 айылных кенешей);
- по Джалал-Абадской области 14 м/к (4 городских: г.Кара-Куль, г.Базар-Коргон, г.Кочкор-Ата, г.Көк-Жангак и 10 айылных кенешей);
- по Чуйской области 18 м/к (5 городских: г.Кемин, г.Орловка, г.Шопоков, г.Каинды, г.Токмок и 13 айылных кенешей);
- по Таласской области 2 м/к (1 городской: г.Талас и 1 айылный кенеш);
- по Нарынской области 2 м/к (1 городской: г.Нарын и 1 айылный кенеш);
- по Иссык-Кульской области 2 айылных кенеша.
В 391 местных кенешах (14 городских и 377 айылных кенешах) предусмотрены изменения административно-территориальных границ
В результате, после данных изменений предусматривается 268 местных кенешей, из них 33 городских и 235 айылных кенешей.
- по Баткенской области было всего 37 м/к, после изменений – 32 м/к;
- по Ошской области было всего 91 м/к, после изменений – 61 м/к;
- по Джалал-Абадской области было всего 76 м/к, после изменений – 47 м/к;
- по Чуйской области было всего 112 м/к, после изменений – 56 м/к;
- по Таласской области было всего 38 м/к, после изменений – 17 м/к;
- по Нарынской области было всего 64 м/к, после изменений – 28 м/к;
- по Иссык-Кульской области было всего 64 м/к, после изменений – 25 м/к.
ЦИК КР утвердила Стратегический план на 2024-2027гг.
Стратегический план ЦИК КР является документом, определяющим стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов управленческой деятельности ЦИК по подготовке и проведению следующего избирательного цикла и дальнейшему совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики.
В межвыборный период перед ЦИК стоит главная задача – приложить все усилия для осуществления дальнейших реформ избирательной системы, стремясь к обеспечению устойчивости и дальнейшему достижению еще большей инклюзивности, прозрачности, законности предстоящего избирательного цикла.
Стратегический план ЦИК КР на 2024-2027гг. определяет стратегические задачи по дальнейшему совершенствованию условий реализации избирательных прав граждан и повышению инклюзивности избирательного процесса, совершенствованию технологий достоверности и прозрачности выборов, обновлению программно-технического комплекса, повышению уровня правовой культуры избирателей и развитию гражданского образования, повышению эффективности деятельности, укреплению институциональных возможностей и инновационных подходов ЦИК КР, совершенствованию взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, укреплению партнерств с заинтересованными организациями, в том числе международными партнерами по вопросам деятельности в избирательной сфере.