Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Ответственность - это та цена, которую мы платим за власть
У. Черчилль

Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за август 2024 года

 

28.08.2024 

ЦИК КР провела обучение для кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Сузакскому избирательному округу № 13

28 августа 2024 года, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики в Сузакском районе Джалал-Абадской области провела обучение для кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Сузакскому избирательному округу № 13.

 

Обучение провели: член ЦИК КР - К.А. Маматов, а также сотрудники аппарата ЦИК КР.

 

Целью обучения является информирование кандидатов об особенностях досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, о правилах проведения предвыборной агитации, юридической ответственности, финансировании избирательной кампании, инструментах прозрачности и контроля достоверности в избирательном процессе.

 

Участникам продемонстрированы основные информационные ресурсы на официальном сайте ЦИК КР, которыми могут пользоваться как кандидаты для организации избирательной кампании, так и избиратели для получения достоверной информации:

 

- государственный портал «Тизме» (https://tizme.gov.kg/), который позволяет ознакомиться с актуальным списком избирателей в разрезе избирательных участков;

 

-геоинформационная система «Избирательные участки и округа» (https://gisuiktec.shailoo.gov.kg/Map);

 

- информационная избирательная система, предназначенная для обзора явки и итогов голосования по данным АСУ и ручного подсчета (https://newess.shailoo.gov.kg/ru/home);

 

- веб-ресурс «Открытые данные ЦИК КР» (https://shailoo.gov.kg/ru/otkrytye-dannye-cik/), включающий статистику по выборам и референдумам.

 

- специальный электронный ресурс – Реестр жалоб и обращений, в котором можно ознакомиться с поданными в избирательные комиссии (ЦИК КР, ОИК, УИК) жалобами и заявлениями, принятыми по ним решениями и судебными актами (https://shailoo.gov.kg/kg/registry/).

 

Информацию о кандидатах, их программах и избирательных фондах можно найти на ресурсе ЦИК КР - сайте «Талапкер» (http://talapker.shailoo.gov.kg/).

 

Стоит отметить, что действующее избирательное законодательство создает равные условия для свободной конкуренции всех кандидатов. При этом гарантируется достоверность подсчета итогов голосования и учета участия избирателей.

 

В связи с чем, ЦИК КР призывает кандидатов к соблюдению требований действующего законодательства, правил ведения агитации и ожидает ответственного участия в выборном процессе. В целях законности проведения выборов и обеспечения реализации избирательных прав, рабочие группы ЦИК КР готовы в оперативном порядке предоставлять консультации по всем возникающим вопросам кандидатам и их уполномоченным представителям.

 

В ходе обучения кандидаты получили ответы на интересующие их вопросы.

 

Предвыборная агитация начнется со 2 сентября 2024 года и продлится до 08:00 часов 21 сентября 2024 года. Теледебаты и индивидуальные выступления кандидатов пройдут в эфире НТРК Джалал-Абад.

 

23.08.2024

Список зарегистрированных кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Сузакскому одномандатному избирательному округу №13

 

ФИО

Дата рождения

Образование

Место работы, занимаемая должность

1

Кылычбаев Алтынбек Таирович

 

11.07.1977

 

Университет экономики и предпринимательства, специальность "Экономика и управление на предприятии"

 

Санаторий "Жалал-Абад" заместитель директора

 

2

Сейдахматов Жыргалбек Орозбекович

28.06.1985

Академия МВД Кыргызской Республики, специальность "Юриспруденция"

Председатель Багышского айылного кенеша (полномочия прекращены)

3

Сапарбаев Медербек Мусаевич

08.08.1990

Университет экономики и предпринимательства, специальность “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”

Частный предприниматель

4

Максутов Манас Кутчубекович

09.08.1985

Современный международный университет, направление "Юриспруденция"

Частный предприниматель

5

Бегматов Бейшенбек Саматович

17.12.1987

Жалал-Абадский государственный университет, специальность “Математика”

Частный предприниматель

6

Кошалиев Мелисбек Ысманалиевич

22.09.1985

Ошский государственный юридический институт, специальность "Юриспруденция"

Частный предприниматель

7

Лилиенталь Юлия Викторовна

12.07.1981

Жалал-Абадский государственный университет, специальность "Социально-экономическое образование"

Директор Фонда "Эгамберди Хаджы"

8

Арапбаев Асилбек Ормонович

27.04.1969

Академия права, бизнеса и образования, специальность "Бакалавр экономики"

Руководитель МП "Багыш-Достук"

9

Камбарова Гулмира Бекеновна

03.10.1960

Киргизский государственный университет им. 50 летия СССР, специальность “Физика”

временно не работает

 

 

16.08.2024

В регионах проходят совещания по реализации законов, принятых в рамках административно-территориальной реформы

Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Н. Шайлдабекова провела совещание с местными государственными органами и органами местного самоуправления в Ак-Суйском районе Иссык-Кульской области о задачах по реализации законов в рамках административно-территориальной реформы (далее – АТР), с учетом предстоящих выборов кенешей в городах и айылных аймаках.

 

В совещании приняли участие глава государственной администрации района Насиров М. Ж, главы айыл окмоту: Алтын Арашан а/а - Кулетов Э.М., Каракол а/а - Эмил у. А., Кадыр аке а/а - Кобонбаев Т.Ш., Хан Тенгри а/а - Бараканов С. К., старосты сел (айыл башчылар), представители уполномоченных государственных органов в сфере регистрации населения - Джантаева Э.Н, управления земельными ресурсами – Жаркынбаев С.М., районного управления статистики – Турсункожоев Н.К., а также председатель территориальной избирательной комиссии Хан З.Р.

 

Изменение границ административно-территориальных единиц закреплено законом, принятым Жогорку Кенешом, подписанным Президентом КР и вступившим в силу 2 августа 2024 года.
По всей стране законом предусмотрено укрупнение городов и объединение айылных аймаков. В результате предусмотренных изменений вместо 484 административно-территориальных единиц, сформированы 268 административно-территориальных единиц: 33 города и 235 айылных аймака.
Изменение границ административно-территориальных единиц, а также общее изменение административно-территориальной структуры является основанием для роспуска кенешей и назначения выборов новых местных кенешей.

 

Как ранее сообщал ЦИК, роспуск кенешей предполагается в сентябре, а выборы депутатов местных кенешей могут быть назначены на 17 ноября 2024 года.
В этой связи, Кабинет Министров КР дал поручения государственным органам в сфере регистрации населения, управления земельными ресурсами (кадастр) и статистики в кратчайшие сроки внести все необходимые изменения в системах регистрации населения, административно-территориальных границ, адресного регистра и т.д связанных с АТР.

 

ЦИК и ТИК в свою очередь координируют местные государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам формирования избирательных округов, с учетом объединения айылных аймаков и укрупнение городов для предстоящих местных выборов айылных и городских кенешей.
Согласно изменению законодательства, схемы и границы избирательных округов формируются по предложению органов местного самоуправления.
Избирательные округа образуются на основе данных, представляемых уполномоченными государственными органами в сфере регистрации населения, управления земельными ресурсами и органами местного самоуправления.

 

Избирательные комиссии разъясняют на местах правила определения количества мандатов в местных кенешах и правила формирования избирательных округов:

 

1. Численный состав местных кенешей устанавливается с учетом численности населения соответствующей административно-территориальной единицы, кроме кенешей городов Бишкек и Ош. А именно:
1) кенеши городов Бишкек и Ош - 45 депутатов;
2) городские и айылные кенеши:
• до 6000 населения в административно-территориальной единице – 11 депутатов,
• от 6001 до 20 000 – 21 депутат,
• от 20 001 и выше – 31 депутат.
(ст. 31 Закона КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления»)

 

2. Избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий.

 

3. При образовании избирательных округов должно соблюдаться требование о примерном равенстве многомандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей, как правило, не более чем на 15 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 20 процентов.
(ст. 10 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей»)

 

В Ак-Суйском районе до АТР было 14 айылных аймаков, в результате АТРом объединены в 4 айылных аймака:

1. аймаки Тепке, Каракол и Отрадное объединены в Каракольский айылный кенеш. Если ранее в каждом айылном кенеше было 11 депутатов, то теперь в объединенном кенеше предполагается 21 депутат;

 

2. аймаки Ак-Чий, Ак-Булун, Боз-Учук и Жыргалан объединены в айылный кенеш Хан Тенгри, с количеством депутатов - 21;

 

3. аймаки Кереге-Таш, Энильчек и Теплоключенка объединены в айылный кенеш Кадыр Аке, с количеством депутатов - 31;

 

4. аймаки Октябрь, Кара-Жал и Бору-Баш объединены в айылный кенеш Алтын Арашан, с количеством депутатов - 21.

 

Айылный аймак Челпек объединен с городом Каракол.

На текущий момент численность населения в Ак-Суйском районе – 75 132, а численность избирателей (18 лет и старше) – 45 081 граждан.

 

Соответственно всего по району предпологается 94 депутата, вместо 214 мандатов до реформы. При этом, не менее 30% мандатов зарезервированы для депутатов - женщин.

 

Ранее было образовано 35 многомандатных округов, сейчас предстоит заново определить количество и схемы избирательных округов, с учетом новых административно-территориальных единиц.

 

Н. Шайлдабекова особо отметила обеспечение равного представительства членов местных сообществ в айылных кенешах, с соблюдением требований законодательства.

 

Предполагается, что первый этап подготовительных работ по округам будет завершен до конца августа 2024 года. В рамках первого этапа при формировании предварительных округов должны быть также проведены разъяснительные работы по оптимальному обеспечению представительства айылов в кенешах.

 

Сформированные избирательные округа будут утверждены ЦИК после назначения выборов депутатов местных кенешей.

 

На совещаниях озвучено много вопросов, также было пояснено что на отделенных участках Ак-Суйском районе будет организовано передача оборудования с применением беспилотных дронов.

Рабочие совещания по вопросам, связанных с подготовкой выборов после изменения границ в рамках АТР будут проведены в 3-х дневный срок во всех районах республики.

 

Оптимизация представляет органы местного самоуправления – кенешей будет проведена на ряду с принятыми мерами по формированию исполнительными органами МСУ.

 

Председатель выразила надежду, что АТР и принимаемые меры по оптимизации местных самоуправлении в перспективе принесут активные результаты и перспективы по развитию регионов и улучшения благосостояния граждан

 

11.08.2024 

Изменены некоторые правила проведения выборов депутатов местных кенешей

2 августа 2024 года Президентом Кыргызской Республики подписан Закон Кыргызской Республики ««О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», который официально опубликован и вступил в силу 6 августа 2024 года.

 

Принятым Законом не предусмотрено изменение основного порядка проведения выборов: городские кенеши по прежнему избираются по пропорциональной системе –через выдвижение партиями списков кандидатов, а выборы в айылных кенешах – по мажоритарной системе в многомандатных округах.

 

Согласно принятым поправкам меняются некоторые правила выборов депутатов местных кенешей:

 

- на выборах в городские кенеши снижен избирательный порог для политических партий с 7% до 5 %;

 

- при выдвижении списка кандидатов партии выдвигают кандидатов в количестве, равном количеству мандатов в кенеше (ранее в полтора раза больше);

 

- отменен избирательный залог для кандидатов в депутаты айылных кенешей (ранее сумма залога составляла 1000 сом);

 

- расширяются механизмы реализации активного избирательного права лиц с инвалидностью. Так, часть 7 статьи 49 дополнена пунктом, который обязывает политические партии включать не менее 1 кандидата - лица с ограниченными возможностями здоровья при формировании списка кандидатов от политических партий в городские кенеши; установлены конкретные требования к доступности избирательных участков для лиц с инвалидностью;

 

- увеличено максимальное количество избирателей на каждом участке с 2500 до 3000;

 

- усилены требования к недопустимости злоупотребления административным ресурсом. Так, в статье 17-1 в перечень лиц, привлечение которых недопустимо для осуществления деятельности способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата добавлены работники территориального общественного самоуправления;

 

- усилены требования к кандидатам, выдвигающимся в депутаты местных кенешей, в части участия в выборах должностных лиц. Так, внесено разграничение о том, кто приостанавливает временно, а кто прекращает полномочия полностью в случае намерения баллотироваться в депутаты местного кенеша.

 

В частности полностью прекращают полномочия в случае участия в выборах: государственные и муниципальные политические служащие, за исключением депутатов, руководители государственных и муниципальных предприятий, юридических лиц с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений;

 

- установлено, что кандидаты и партии, в случае если отданные за них голоса признаны недействительными в результате нарушений законодательства о выборах, не вправе принимать участие в следующих выборах; в таких случаях также не подлежит возврату внесенный партией избирательный залог; 

 

- отдельные процедуры уточнены в связи с цифровизацией - идентификация избирателей может осуществляться с использованием электронных документов, все данные о кандидатах предоставляются в ЦИК в электронном виде, исключены требования по предоставлению кандидатами и политическими партиями справок об отсутствии судимости.

 

При этом, проверка кандидатов на отсутствие судимости и др. осуществляется с применением системы электронного межведомственного взаимодействия и специальных форм подтверждения со стороны госорганов, что должно повысить ответственность за информацию в ходе проверки кандидатов на соответствие законодательству;

 

- территориальные избирательные комиссии разрабатывают схему и границы избирательных округов по предложению органов местного самоуправления (ранее -  с участием органов местного самоуправления);

 

Также уточнено, что определение округов основывается на данных, предоставляемых уполномоченными государственными органами в сфере регистрации населения, управления земельными ресурсами, органами местного самоуправления не позднее 3 календарных дней после назначения дня выборов;

 

- статьей 32-1 при проведении выборов предоставляется возможность применения дистанционного или электронного голосования. Но при этом решение о проведении дистанционного, электронного голосования принимается при назначении выборов.

 

Также предусмотрен ряд уточнений процедур подведения итогов голосования.

 

Как сообщалось ранее, выборы депутатов местных кенешей возможно будут назначены на ноябрь 2024 года соответствующим Указом Президента Кыргызской Республики.

 

06.08.2024

 

ЦИК КР информирует относительно вопроса о роспуске и назначении новых выборов депутатов местных кенешей в связи с АТР

 

В рамках административно-территориальной реформы на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики,  Жогорку Кенешем Кыргызской Республики были приняты ряд законов:

 

1) Закон Кыргызской Республики «Об административно-территориальных единицах на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики», который вступил в силу 2 августа 2024 года;

 

2) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в рамках административно-территориальной реформы», который подписан 29 июля 2024 года и ожидается его официальное опубликование;

 

Принятым Законом КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в рамках АТР» установлено, что со вступлением в силу настоящего закона местные кенеши подлежат роспуску в связи с изменением границ соответствующих административно-территориальных единиц, влекущих реорганизацию, а также в связи с изменением общей структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков и городов (ст. 15 настоящего Закона КР).

 

Согласно части 4 статьи 42 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» «Указ Президента о роспуске местного кенеша в связи с реорганизацией должен быть издан не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона о соответствующей административно-территориальной единице, если в самом законе
не установлен иной срок».

 

Учитывая вышеуказанные требования закона, после вступления в силу ЗКР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в рамках административно-территориальной реформы», в сентябре возможно принятие решения Президентом Кыргызской Республики о роспуске местных кенешей и назначение новых выборов депутатов местных кенешей.

 

Исходя из законодательства КР, выборы депутатов местных кенешей назначаются Президентом не позднее чем за 60 календарных дней до дня выборов.

 

Соответственно, выборы депутатов местных кенешей могут быть назначены на ноябрь 2024 года, возможно на 17 ноября 2024 года.

 

Последние новости