Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за декабрь 2024 г.

 

20.12.24

Торога Нурланбек Шакиев принял участие в 3 Народном Курултае

20 декабря, депутаты во главе с Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Нурланбеком Шакиевым приняли участие в первом заседании III Народного Курултая.

 

На Народный Курултай, организованный по инициативе Президента Садыра Жапарова, приглашены около 700 делегатов со всех регионов, этнических представительств и кыргызских диаспор за рубежом.

 

Выступая на мероприятии Торага Нурланбек Шакиев подробно остановился на проводимых в стране реформах. «Вклад Жогорку Кенеша в преобразованиях в нашем государстве очень велик. Об этом заявил и глава государства в ходе празднования Дня независимости, подчеркнув, что депутаты оказывают значительную поддержку в успешной реализации необходимых инициатив. Действительно, парламент оперативно принимает законопроекты, необходимые для продвижения нашего государства, эффективно сотрудничая с исполнительной властью», - сказал он.

 

Кроме того, Торага коснулся двух основных вопросов. «Одним из них является сектор образования. Особое внимание мы должны уделить качеству образования. В следующем году планируется провести крупную реформу, в рамках которой школы перейдут на 12-летнюю систему обучения. Это стратегический шаг, который может создать гибкую, инклюзивную и инновационную систему образования. Главное, чтобы запланированные изменения способствовали прогрессу и улучшению качества обучения», - сообщил он.

 

Вместе с тем Торага Нурланбек Шакиев подчеркнул, что в настоящее время все организации, начиная от детских садов до высших учебных заведений и даже научно-исследовательских учреждений, находятся под контролем Министерства образования и науки. «Однако, даже под руководством самого лучшего руководителя Министерству не не удастся достигнуть обозначенных целей и полностью исправить ситуацию в отрасли. Поэтому я инициировал разделение министерства на две части: Министерство просвещения, которое будет отвечать за детские сады и школы, и Министерство высшего образования и науки, контролирующее высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения», - сказал он, добавив, что данное предложение также получило поддержку Президента.

 

Также Торага в качестве другого приоритетного вопроса назвал экологические проблемы в стране. «В настоящее время все большее внимание уделяется экологическому аспекту, несмотря на то, что проблемы окружающей среды зачастую остаются вне поля зрения. Особенно важно сосредоточить усилия на сохранении и расширении лесных массивов в нашей стране, учитывая, что только 6% нашей территории покрыто лесами. Эта цифра крайне низкая и требует немедленных действий. Хотя мы ежегодно сажаем тысячи саженцев, наша деятельность по увеличению площади зеленых насаждений остается недостаточно эффективной. Поэтому важно не только проводить посадку саженцев, но и заботиться об их росте и развитии в долгосрочной перспективе», - отметил он.

 

Помимо этого, Нурланбек Шакиев поднял вопрос сохранения ледников, являющихся источником пресной воды. «По официальным данным, за последние 70 лет площадь ледников на территории Кыргызстана сократилась на 16%. Если мы не предпримем оперативных действий в такой ситуации, мы можем столкнуться с экологическим кризисом. В качестве одной из профилактических мер мы должны уделить особое внимание воспроизводству лесов. В частности, наряду с повышением статуса уполномоченного органа в этой сфере путем создания отдельного учреждения, мы должны рассмотреть возможность усиления и его ответственности», – обозначил Торага.

 

В завершение своего выступления Торага Нурланбек Шакиев отметил, что на курултае должны обсуждаться не текущие проблемы, а те, которые необходимы и важны для будущего, и призвал делегатов выдвигать значимые инициативы, определяющие вектор развития и перспективы государства.

 

19.12.24

Депутат Жогорку Кенеша  встретился с делегатами III Народного  Курултая

 

Депутат Жогорку Кенеша Медербек Алиев встретился с 30 делегатами III Народного  Курултая, которые являются представителями диаспор и объединений соотечественников из Российской Федерации, США, Канады, Турции, Германии, Кореи, Казахстана, Чехии, Италии и Великобритании.

 

В ходе встречи особое внимание было уделено вопросам в сфере защиты прав кыргызстанцев, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья. Участники мероприятия рассказали о работе диаспор, обозначили актуальные проблемы, с которыми сталкиваются кыргызстанцы, проживающие за рубежом.

 

Депутат Медербек Алиев отметил, что обозначенные вопросы в центре внимания Жогорку Кенеша, подчеркнув, что и в дальнейшем будет продолжена работа в сферах расширения взаимодействия с диаспорами, защиты прав кыргызстанцев. Он выразил уверенность, что озвученные предложения делегатов внесут существенный вклад в дальнейшее развитие Кыргызстана.

 

В Бишкеке обсудили первый опыт мониторинга социальных сетей в ходе выборов местных кенешей специально созданным общественным Советом по мониторингу.

19 декабря, Центральная избирательная комиссия КР совместно с Международным фондом избирательных систем IFES в КР провела круглый стол на тему: "Первый опыт работы Совета по мониторингу социальных сетей на выборах местных кенешей Кыргызской Республики 17 ноября 2024 года".

 

В мероприятии приняли участие представители ЦИК КР, Совета по мониторингу социальных сетей в период выборов, службы информационной политики Администрации Президента Кыргызской Республики, пресс-служб государственных органов, Союза журналистов Кыргызстана, Общественного объединения «Журналисты», медиаэксперты, а также представители СМИ и общественных организаций.

 

Открывая мероприятие Председатель ЦИК Н.Шайлдабекова отметила, что ЦИК КР, понимая важную роль социальных сетей в процессе информирования граждан во время выборов инициировала создание независимого общественного консультативно-совещательного института с участием известных и авторитетных экспертов в медиа-сфере для осуществления мониторинга соцсетей в период выборов. Практика показала, что агитацию политические партии предпочитают проводить в социальных сетях, поскольку таким образом они могут напрямую и в онлайн режиме донести информацию о своих программах до широкого круга избирателей. Однако прошлые выборы продемонстрировали, что именно социальные сети стали местом, где распространялась недостоверная, порочащая честь и достоинство оппонентов и конкурентов информация.

 

Со своей стороны, ЦИК уже давно использует опыт подписания политическими партиями, участвующими в выборах разного уровня, Меморандума, который закрепляет основные принципы ведения избирательной кампании. На состоявшихся 17 ноября 2024 года выборах депутатов местных кенешей впервые исходя из международного опыта обзор которого был представлен Центром гуманитарного диалога (Австрия) в такой Меморандум был включен отдельный раздел, который регламентирует правила ведения предвыборной агитации в соцсетях. Так согласно этим правилам, партии соглашаются использовать исключительно подлинные и официальные аккаунты в социальных сетях, избегать применения фейковых аккаунтов или недостоверных сетей для продвижения своих кандидатов, а также воздерживаться от распространения недостоверной информации о политических оппонентах и избирательном процессе, а также тщательно проверять достоверность всей информации перед её публикацией в интернете.

 

Поэтому было важно, чтобы независимые эксперты беспристрастно проводили мониторинг соблюдения этих правил партиями — подписантами Меморандума. В целом, для оздоровления информационной среды во время выборов ЦИК с 2020 года взаимодействует с Facebook, предоставляя данные обо всех кандидатах, участвующих в тех или иных выборах. Идентификации кандидатов со стороны Facebook, как распространителей политической рекламы, зачастую оказалось достаточным для того, чтобы дисциплинировать партии вести честную этичную агитацию с соблюдением внутренних правил глобальной платформы и предотвращения нарушения законодательства Кыргызстана. Председатель ЦИК подчеркнула, что на встрече с представителем Facebook (Meta) в ноябре текущего года, было сказано, что Meta проводит внутреннюю политику, направленную на поддержку избирательных комиссий в обеспечении честных выборов на платформе Facebook. И здесь большую роль играет библиотека рекламы, где размещаются политические объявления с авторизованных аккаунтов кандидатов и политических партий, а также фиксируется информация о финансировании, включая источники средств.

 

ЦИК важно взаимодействовать с глобальными платформами социальных сетей такими как Facebook, Tik Tok , поскольку их внутренние правила позволяют снизить риски вредного воздействия своих сетей на ситуацию в странах особенно во время выборов, самого сложного и в тоже время важного политического процесса в рамках которого обнажаются какие-то противоречия между политическими силами.

 

«Поэтому для Центральной избирательной комиссии важен первый опыт работы Совета по мониторингу социальных сетей. Если на выборах национального уровня удастся создать эффективный инструмент гражданского контроля за предвыборной агитацией в социальных сетях, это станет хорошей основой для укрепления общественного согласия и повышения стабильности в период выборов» - сказала в заключение Н.Шайлдабекова.

 

Представляя итоги работы Совета по мониторингу соцсетей на прошедших выборах депутатов местных кенешей, руководитель Совета, медиаэксперт Эльмира Токтогулова отметила, что Совет состоит из 15 человек, представляющих СМИ, журналистские объединения, медиаорганизации, а также включает блогеров и преподавателей вузов. За время выборов Совет провел 6 заседаний. По её информации, члены Совета провели мониторинг социальных сетей на предмет соблюдения норм Меморандума, подписанного 39 политическими партиями - участницами выборного процесса. В общей сложности Совет проанализировал более 50 информационных материалов, размещенных в Facebook, Instagram, Telegram.

 

Объектами мониторинга являлись аккаунты партий, кандидатов, представителей и членов партий, СМИ и блогеров, групп, а также контент, создаваемый рядовыми пользователями по теме выборов (только в тех случаях, когда возможно присутствуют нарушения законодательства).

 

Совет по мониторингу соцсетей рассматривал случаи нарушений положений Меморандума, касающихся агитации в социальных сетях, и передавал свои рекомендации Рабочей группе ЦИК по информированию и правилам агитации.

 

В ходе предвыборной кампании в социальных сетях Советом зафиксировано использование языка вражды по признаку пола, возраста со стороны пользователей в адрес ряда кандидатов и партий, распространение дискредитирующих фактов о кандидатах и партиях. Со стороны кандидатов допускались нарушения норм законодательства о выборах - к примеру, использование служебного положения в период выборов. По соответствующим фактам Совет оповещал партии, рабочую группу ЦИК для принятия дальнейших мер по реагированию.

 

Подводя итоги участники мероприятия пришли к выводу, что в целом, политические партии и кандидаты не используют всех возможностей социальных медиа платформ для эффективного взаимодействия с избирателями. Многие партии не используют свои официальные аккаунты для информирования и взаимодействия с избирателями. Некоторые используют только один канал связи, игнорируя другие, ограничиваясь только публикацией предвыборных материалов. Часть аккаунтов политических партий оформлены как аккаунты пользователей, большая часть аккаунтов не верифицирована.

 

В качестве рекомендаций на будущее, участники мероприятия предложили проведение в межвыборный период обучения членов партий и сторонников правилам агитации и информирования в предвыборном процессе, а также работе с контентом и оперативной реакции на изменения в интернет пространстве. Необходимо осуществлять мониторинг упоминаний партии и ее кандидатов в социальных медиа, эффективно реагируя на негативные сообщения и предоставляя разъяснения с корректной информацией.

 

Рекомендуется использовать метрики социальных медиа для оценки успешности предвыборной кампании, включая количество охватов, вовлеченность (лайки, комментарии, репосты) и переходы по ссылкам.

 

Также важно сотрудничать с авторами цифрового контента и лидерами мнений, которые пользуются доверием среди целевой аудитории, для проведения предвыборной агитации.

 

Вместе с тем ситуация будет отличаться на выборах национального уровня (парламентских и президентских). Поэтому Совет обсудил, как нужно улучшить мониторинг, чтобы правила агитации соблюдались, а информационная среда оставалась стабильной в рамках социальных сетей.

 

 

13.12.24

 

ЦИК для оказания методической помощи обеспечит каждого из 6384 избранного депутата местных кенешей сборником нормативно-правовых актов

 

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики №256 от 6 сентября 2024года «О роспуске местных кенешей Кыргызской Республики и назначении выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики» 17 ноября 2024 года состоялись выборы депутатов в местные кенеши Кыргызской Республики.

 

25 ноября 2024 года на заседании Центральной избирательной комиссии утверждены протоколы об итогах голосования и о результатах выборов 33 городских и 231 айылного кенешей.

 

На сегодняшний день в регионах при содействии территориальных избирательных комиссий прошли первые сессии местных кенешей.

 

Понимая особую роль депутатов местных кенешей и важность осуществления ими своей деятельности на основании законодательства, Центральная избирательная комиссия в сотрудничестве с общественным объединением «Институт политики развития» обеспечит каждого каждого депутата местного кенеша (всего по республике избрано 6384 депутата) - сборником нормативных правовых актов, содержащим основные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления. Также в кенеши по всей стране будут предоставлены тексты Конституции Кыргызской Республики.

 

Указанные материалы помогут вновь избранным депутатам местных кенешей организовать свою работу и работу местного кенеша с самого начала строго в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, выполнять эффективно и в полном объеме возложенные на них функции и полномочия с целью обеспечения развития сел и городов и повышения уровня жизни граждан в регионах.

 

Также планируется проведение обучения депутатов местных кенешей Кыргызской Республики по вопросам организации эффективной работы системы местного самоуправления.

 

По итогам состоявшихся 17 ноября 2024 года выборам избраны депутаты в 264 местных кенеша:

- в 33 городские кенеши - 993 депутата, из них 703 мужчин, 290 женщин (29,20%);

- в 231айылный кенеш - 5391 депутатов, из них 3143 мужчин (58,3%) и 2248 женщин (41,7%).

 

10.12.24

 

Заместитель Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Джамиля Исаева приняла участие в работе круглого стола, посвященном 45-летию Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

 

Заместитель Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Джамиля Исаева  10 декабря приняла участие в работе круглого стола, посвященном 45-летию Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на тему: «Национальный диалог по вопросам гендерного равенства и прав женщин». В мероприятии участие приняли Акыйкатчы КР, представители  государственных органов,  международных организаций и гражданского сообщества. 

Заместитель Торага Жогорку Кенеша Джамиля Исаева зачитала текст послания Торага Жогорку Кенеша  Нурланбека Шакиева, где отмечено, что одной из важнейших задач каждого государства является защита прав человека и создание безопасного государства. «Кыргызская Республика присоединилась к мировому сообществу, признав необходимость продвижения гендерного равенства и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В частности, Кыргызстан  присоединился к Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принципам Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин и их продвижения», - отмечено в послании Торага.

Наряду с этим, было обозначено, что парламент Кыргызстана активно взаимодействует с государственными органами и независимыми организациями по вопросам предотвращения насилия, совершенствования законов в сфере защиты прав женщин и детей. Было подчеркнуто, что необходимо обеспечить контроль исполнения соответствующих законов путем системной комплексной оценки результатов деятельности профильных министерств, особое внимание в этом направлении также было уделено национальным механизмам.

 

04.12.24

 Международный день людей с инвалидностью: По итогам местных выборов 26 граждан с инвалидностью избраны депутатами городских кенешей

 

По итогам выборов местных кенешей, состоявшихся 17 ноября 2024 года, депутатами городских кенешей избраны 26 граждан с инвалидностью, что значительно превышает показатель прошлых выборов, когда таких депутатов было всего 4. Этот прогресс стал возможным благодаря законодательным мерам, обязывающим политические партии включать в списки кандидатов не менее одного человека с инвалидностью (статья 49 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»).

 

Для реализации избирательных прав лиц с инвалидностью в Кыргызской Республике внедрен широкий комплекс мер и в первую очередь законодательные.

 

Так, основные права избирателей с инвалидностью закреплены в:

  • Конституции Кыргызской Республики;
  • Законе Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008);
  • Международных договорах, таких как:

- Всеобщая декларация прав человека (1948);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован в 1994 году);

  • - Конвенция о правах инвалидов (ратифицирована в 2019 году).
  • Конституционный Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша»;
  • Конституционный Закон «О референдуме Кыргызской Республики»;
  • Закон «О выборах депутатов местных кенешей»;
  • Положение ЦИК КР «Об обеспечении реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья».

 

Согласно указанным нормативным актам, граждане с инвалидностью имеют равные права избирать и быть избранными, участвуя в голосовании на равных условиях через прямое и тайное волеизъявление.

 

Во исполнение вышеуказанных норм нормативных правовых актов по защите прав избирателей с инвалидностью, в ЦИК КР с 2017 года действует Рабочая группа по обеспечению избирательных прав лиц с инвалидностью, включающая помимо представителей государственных органов, также представителей объединений инвалидов и организаций, работающих с лицами с инвалидностью, что особенно важно для выработки реально необходимых адресных мер для лиц с инвалидностью.

 

Комплекс мер для обеспечения полноценной реализации избирательных прав лиц с инвалидностью включает в себя следующие:

 

Для учёта избирателей лиц с инвалидностью в законодательство было введено требование о том, что специальный уполномоченный государственный орган в сфере социального развития предоставляет в Центральную избирательную комиссию сведения о фактической численности избирателей с инвалидностью с указанием всех анкетных данных по состоянию на 1 февраля и 1 августа каждого года.

 

Эти сведения становятся основой для составления карты потребностей лиц с инвалидностью по каждому участку с указанием вида инвалидности и требуемой помощи (доставка на избирательный участок – социальное такси, помощь на участке, специальный формат бюллетеня для голосования, таких как наличие пандусов, кнопок вызовов, тактильных указателей, достаточного освещения, наличие луп в кабинах для голосования).

 

По состоянию на 1 августа 2024 года в карту потребностей включены 18541 избирателей с инвалидностью, которым необходима помощь на избирательном участке в день голосования.  Из них, мужчин – 9385 (50,6%), женщин – 9156 (49,4%). По возрастным категориям: с 18-30 лет - 4030,                       с 31-60 лет - 9512, свыше 60 лет – 4999 человек.

 

Законодательство о выборах устанавливает четкие требования к обеспечению доступности избирательных участков для лиц с инвалидностью. Избирательные комиссии во взаимодействии с органами местного самоуправления регулярно проводят оценку доступности помещений для голосования. Информация о наличии или отсутствии пандуса у входа в здание избирательного участка фиксируется в карте потребностей.

 

В день голосования, для избирателей с инвалидностью организуется помощь волонтеров, а местные органы власти предоставляют транспорт. Адаптация помещений для голосования и обеспечение доступности избирательных участков являются важными элементами создания инклюзивного избирательного процесса.

 

Стоит отметить, что оснащенность избирательных участков пандусами значительно выросла: в 2017 году она составляла 27%, в 2019 году — 43%, а на выборах в местные кенеши в 2024 году достигла 87% (из 2438 участков пандусы установлены на 2102).

 

Кроме того, обеспечение доступности избирательных участков для людей с инвалидностью способствует улучшению доступности учреждений образования, культуры, здравоохранения и административных зданий, в которых располагаются эти участки.

 

В 2024 году в законодательство о выборах внесены нормы об обеспечении соответствия пандусов избирательных участков установленным стандартам. Эта норма является предметом надзора прокуратуры и стала правовой основой улучшения качества устанавливаемых на участках пандусов.

 

Для избирательных участков, где зарегистрированы избиратели с нарушением зрения, были направлены специальные избирательные бюллетени со шрифтом Брайля и трафареты. В 2024 году изготовлено 983 бюллетеня со шрифтом Брайля:

  • 749 — для городских участков,
  • 234 — для айылных участков.

 

Кабины для голосования адаптированы для избирателей, использующих кресла-коляски. Они оснащены трафаретами, лупами, дополнительным освещением и стульями, что обеспечивает соблюдение тайны голосования.

 

На выборах в местные кенеши была организована возможность голосования вне помещения, которой воспользовались 1979 избирателей с инвалидностью.

 

Центральная избирательная комиссия информирует о выборах избирателей с инвалидностью, используя специальные форматы. Для этих целей выпускаются плакаты и брошюры, адаптированные с применением шрифта Брайля. Все информационные видеоролики сопровождаются субтитрами или сурдопереводом, обеспечивая доступность для людей с нарушением слуха.

 

Также для информирования избирателей с инвалидностью в доступных форматах изготовлены информационные брошюры в доступных форматах, для кандидатов с инвалидностью и для избирателей с инвалидностью.

 

Указанные информационные брошюры переданы Общественному Объединению «Кыргызское общество слепых и глухих», являющемуся крупнейшим объединением граждан с инвалидностью в целях повышения осведомленности о предстоящих выборах депутатов местных кенешей.

 

Выборное законодательство обязывает кандидатов и политические партии включать специальные форматы в свои агитационные материалы в объеме не менее 1% от общего тиража:

  • видеоролики с сурдопереводом и субтитрами — для избирателей с нарушением слуха,
  • печатные материалы со шрифтом Брайля — для избирателей с нарушением зрения

 

Во время подготовки и проведения выборов в ЦИК действует Call-центр, в котором работают до 10 граждан с инвалидностью. Также работала видеосвязь с избирателями по WhatsApp номеру, по которому избиратели с нарушениями слуха и речи получали ответы на свои вопросы языком жестов.

 

На официальном сайте ЦИК создана специальная веб-страница для избирателей с инвалидностью, которая регулярно обновляется.

 

В избирательных комиссиях работают 38 человек с инвалидностью:

  • в аппарате ЦИК из 131 сотрудника — 2 сотрудника с инвалидностью,
  • в 56 территориальных комиссиях из 650 членов — 2 члена с инвалидностью,
  • в 2438 участковых комиссиях из 30 503 членов — 34 члена с инвалидностью.

 

Все эти меры подчеркивают важность создания доступной и инклюзивной среды для участия граждан с инвалидностью в выборах. Обеспечение инклюзивности избирательного процесса было одним из пяти ключевых направлений реформ, проводимых ЦИК КР.

 

 

 

Последние новости