Тезисы Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики на конференции «Развитие демократии: опыт избирательных кампаний, роль законодательства и новых технологий в выборном процессе»
г. Бишкек 17 июня 2016 года
Уважаемые участники конференции!
Разрешите поприветствовать вас от имени Правительства Кыргызской Республики и пожелать всем участникам сегодняшней конференции успехов и плодотворной работы.
В 2016 году Кыргызская Республика будет отмечать 25 летие с момента обретения независимости. Наша страна является достаточно молодой демократией. С исторической точки зрения нам сложно судить о большом опыте избирательного процесса, формировании устоявшихся политических предпочтений избирателей, становлении стабильного избирательного права и других процессов, связанных со свободным волеизъявлением граждан.
За 25 лет Кыргызская Республика пережила множество изменений избирательного законодательства, менялись формы политического устройства, требования законов не совершенствовались, а подгонялись под личные интересы правящих кланов, что не в коей мере нее способствовало росту политической конкуренции и консолидации общества.
Ситуацию удалось переломить только после 2010 года, когда новые власти страны поставили своей целью провести прозрачные и честные выборы. В истории нашей страны это был беспрецедентный случай, когда оппозиционная властям партия заняла первое место по результатам парламентских выборов. Без преувеличения можно сказать, что с этого момента история избирательного процесса в Кыргызской Республике открыла новую главу.
Граждане нашей страны почувствовали, что они являются полноправными субъектами политической жизни и только от их голоса зависит будущее развитие нашей страны. Это также подтвердилось и на Президентских выборах 2011 года. По итогам выборов избранный Президент Атамбаев Алмазбек Шаршенович одним из своих приоритетов поставил задачу на законодательном уровне закрепить принцип неотвратимости в проведении честных и прозрачных выборов, после чего началась большая работа по совершенствованию законодательства и внедрению современных технологий в избирательный процесс.
Первым этапом подготовки к выборам стало то, что в начале 2014 года Решением Национальной стратегии по устойчивому развитию на 2013-2017 годы, направленного на проведение честных и прозрачных выборов в парламент республики, Правительству КР было поручено создать Единый государственный реестр населения КР, содержащий, в том числе, и биометрические данные граждан.
Таким образом, честные и прозрачные выборы стали идеей консолидирующей общество, власти и все политические силы в стране. Нам удалось добиться участия всех политических сил в разработке избирательного законодательства, в том числе и оппозицию и неправительственные организации. Кроме того заложенные инициативы позволили параллельно повысить доступ граждан к получаемым государственным услугам и снизить коррупционные проявления через механизмы беометрической регистрации.
Создание единого государственного регистра населения стало большим, долгосрочным, стратегическим государственным проектом, который объединит существующие базы данных государственных органов в единый информационный ресурс, что позволяет эффективнее и в минимальные сроки формировать качественные и актуальные списки избирателей. В ходе парламентских выборов 2015 года эта технология позволила обеспечить максимальный учет избирателей, при этом точно было определено количество избирателей фактически проживающих на избирательных участках и количество граждан, находящихся на заработках за пределами территории Кыргызской Республики и как следствие недопустить незаконных приписок и повторного голосования избирателей.
Основой для формирования единого государственного реестра населения стал принятый в 2014 году Закон «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики».
Вторым ключевым фактором успешности нашей работы стало проведение масштабной организационной и информационной работы. Для проведения парламентских выборов 2015 годас применением новых технологий требовались значительные финансовые и человеческие ресурсы. Хотелось бы отметить, что Правительством Японии, Корейской стороной, Посольством Швейцарии и ПРООН была оказана неоценимая помощь по материальному и техническому сопровождению парламентских выборов 2015 года.
Национальная кампания по сбору биометрических данных граждан Кыргызской Республики стартовала в 2014 году, не только по всей стране, но и за ее пределами, для реализации которой было привлечено более 3 тыс. человек.
Итогом всей проведенной работы стало то, что в день выборов 4 октября 2015 года на выборах депутатов Жогорку кенеша Кыргызской Республики, приняли участие 1 630 122 кыргызстанца, где явка составила 59% избирателей.
В настоящее время сбор биометрических данных продолжается. На май 2016 года биометрическую регистрацию прошли 77 процентов граждан Кыргызской Республики в возрасте от 16 лет и старше.
Наиболее важным направлением Национальной кампании стала работа по обеспечению безопасности персональных и биометрических данных граждан Кыргызской Республики.
Уполномоченные сотрудники прошли соответствующие курсы обучения международного стандарта. Эксплуатация информационной системы осуществляется с жестким ограничением прав и уровней доступа персонала к центральной базе данных, специализированному оборудованию и электронным носителям, ведется учет лиц, допущенных к работе с информационной системой и биометрическими данными.
Проведена большая работа по обеспечению безопасного хранения ключей электронной подписи используемых в биометрической регистрации. Доступ к системе и базе данных ограничен и открыт исключительно узкому кругу технических специалистов, наделенных определенными правами и уровнем доступа. Кроме этого проведен внешний аудит безопасности системы.
Третьим важным этапом стало то, что 23 апреля 2015 года Президентом республики был подписан конституционный Закон, направленный на усовершенствование избирательного процесса, что обеспечило возможность внедрения новых технологий непосредственно в процесс голосования на избирательных участках.
- 1. Биометрическая верификация по отпечатку пальца для подтверждения данных избирателя.
- 2. Идентификация избирателя по персональным данным, т.е. по ПИН, ФИО, паспортные данные;
- 3. Подсчет голосов избирателей через электронные урны, что позволило уже через 30 мин. После закрытия избирательных участков получить результаты выборов.
Необходимо особо отметить, что после ручного пересчетаголосов избирателей соответствие данных с электронной системой составило 99,9 %.
Все преобразования, инициированные Президентом Кыргызской Республики Атамбаевым Алмазбеком Шаршеновичем, показали положительные результаты, которые повлияли на весь выборный процесс и в процессе голосования, в частности, устранены дублирование списков избирателей, предотвращены взбросы избирательных бюллетеней.
Кроме того, по мнению таких международных наблюдателей и организаций, как Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, БДИПЧ/ОБСЕ, а также экспертов, местных партий и неправительственных организаций, выборы депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики с использованием новейших технологий признаны самыми открытыми и свободными за всю историю независимого Кыргызстана.
Заключение.
На сегодняшний день в Кыргызской Республике проводится дальнейшая целенаправленная работа по развитию и приумножению достижений, совершенствуется нормативная база.
В систему идентификации избирателей внесены корректировки, направленные на отказ от ручной идентификации избирателей путем автоматического считывания машиносчитываемая зона (MRZ – зоны) ID – карты, что позволит исключить ошибки при идентификации избирателей и сократить их сроки. Все изменения уже успешно применены в марте и мае месяце текущего года на выборах депутатов местных кенешей, состоявшихся в ряде районов республики.
Уважаемые участники конференции, уважаемые гости. Впереди нам предстоит пройти еще большой путь к демократическим преобразованиям. Нам предстоит создать устойчивую политическую систему, повысить политическую конкуренцию внутри политических партий, в том числе через механизмы праймерез, повысить правовоую культуру граждан и уверенность, что только от их выбора зависит будущее страны.