Избирательная реформа в Кыргызской Республике: достижения и перспективы.
1. Во исполнение решения Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики от 25 апреля 2014 года № 1 «Честные выборы - залогустойчивого развития страны» в выборный процесс Кыргызстана была внедрена новая избирательная модель, предусматривающая составление списков избирателей и их идентификацию на основе биометрических данных и автоматический подсчет голосов избирателей с использованием автоматически считывающих урн (АСУ).
23 апреля 2015 года Президентом Кыргызской Республики был подписан принятый Жогорку Кенешем конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предусматривающий новый порядок участия граждан в голосовании и новую систему подсчета голосов на уровне выборов главы государства и депутатов парламента. Модель была в краткие сроки реализована на практике Правительством и Центральной избирательной комиссией. Для этого был сформирован Единый государственный реестр населения на основе персональных и биометрических данных, закуплен комплекс технологического оборудования (сервер+АСУ) и разработано программное управление процесса сбора на центральном сервере данных с автоматических урн (Информационная избирательная система ИИС).
В 2015 году впервые в Кыргызстане выборы депутатов Жогорку Кенеша проведены на основе новой избирательной модели. Апробация этой модели на парламентских выборах способствовала исключению фальсификаций в процессе голосования и определения их итогов, в виде каруселей и вбросов бюллетеней, что позволило вернуть доверие граждан к выборам, стало основой проведения демократических и прозрачных выборов в Жогорку Кенеш Кыргызстана.
2. С принятием 21 января 2016 года Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» новая избирательная модель была внедрена в процесс выборов депутатов местных кенешей. На этой основе весной и осенью 2016 года проведены выборы депутатов 444 местных городских и айылных кенешей Кыргызской Республики (33-в марте-мае и 411- в декабре).
3. 31 октября 2016 года был подписан Конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики» № 173. Важнейшим компонентом законопроекта стало внедрение новой избирательной модели с использованием технологий биометрической идентификации избирателей и автоматического подсчета голосов в процесс проведения референдума.
Использование этих технологий и при проведении референдума стало важной основой к тому, чтобы сделать процесс бщенационального голосования -референдума - честным и прозрачным, при котором будет учтен и достоверно подсчитан голос каждого гражданина страны при решении гражданами важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Впервые референдум 2016 года имел реальные цифры участия и итогов голосования населения, что стало еще одним шагом к укреплению народовластия.
Помимо этого, новым и важным в совершенствовании института референдума является регламентация равных прав как сторонников, так и противников решений, выносимых на референдум, на агитацию и доступ к информационным ресурсам, при проведении массовых мероприятий и других видов агитации. Новые правила агитации на референдуме дают возможность и сторонникам и противникам вопросов, выносимых на референдум в полной мере донести до граждан в период агитации свои аргументы и обоснования.
Эти нормы в совокупности с новым порядком голосования предоставляют гражданам возможность сделать свой осознанный и ответственный выбор
в пользу тех или иных решений на референдуме.
Институт референдума исключительно важен для дальнейшего развития современной кыргызской государственности, так как согласно Конституции, референдум наряду с выборами, является высшей формой выражения власти народа. Совершенствование правовой основы и практики проведения референдума несомненно расширит возможности реализации подлинного народовластия через участие в общенациональном голосовании.
Кроме того, и другие правила и процедуры проведения референдума унифицированы с правилами и процедурами действующих законов о выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и местных кенешей, которые уже подверглись значительному реформированию и демократизации. Это касается списков участников референдума, порядка образования участков и формирования избирательных комиссий, порядка голосования, установления итогов голосования, избирательных споров и т.д.
4. Унификация процедур при всех уровнях выборов и референдума важна и для избирателей и для системы избирательных комиссий, организующей референдумы. Единые правила и процедуры делают процесс выборов и референдума более ясным и понятным и главное достоверным для избирателей, более четким для организаторов голосования- избирательных комиссий.
Единые правила и процедуры также делают возможным совмещение голосований разных видов и их одновременное проведение. Практика проведения единых дней голосования, применяемая во всем мире, стала возможной в новом формате и в Кыргызстане. Немаловажным преимуществом такой практики является экономия в будущем финансовых затрат, временных и человеческих ресурсов на проведение голосований.
5. Внедрение новой избирательной модели с применением новых технологий, позволило решить ряд проблем, делавших ранее выборы фактором дестабилизации ситуации в стране:
Прежде всего, на уровне организаторов выборов и референдумов, т.е. в избирательных комиссиях всех уровней, практически ликвидирована основа для коррупции - исключена возможность фальсификации участия в выборах и итогов голосования со стороны органов управления выборным процессом. Комиссии не могут больше влиять на результаты голосования. Это была обязанность власти и она была выполнена.
6. Вместе с тем, невозможность для кандидатов и партий «купить результаты выборов» у комиссий или влиять на голосование через административный ресурс, активизировала подкуп кандидатами и партиями голосов у избирателей. Отсутствие достаточных правовых механизмов в действующем законодательстве не позволяет на сегодня эффективно противодействовать подкупу. Активизация подкупа на выборах в местные кенеши весной 2016 года вызвала недовольство со стороны населения, а также гражданских активистов. По обращению ряда НПО, поддержанной главой государства, в рамках Рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства (образованной Указом Президента) был выработан пакет предложений в законодательство, который находится на рассмотрении в парламенте.
При этом, в целях противодействия подкупу голосов избирателей Центральной избирательной комиссией в сотрудничестве с НПО при поддержке СМИ, была проведена информационная компания «Нет подкупу!» и «Мой голос не продается!». в рамках работы по улучшению политической культуры избирательного процесса будет продолжена работа по комплексному противодействию подкупу, как преступлению, разрушающему моральные устои и наносящему урон огромным усилиям по реформированию выборной системы и укреплению доверия граждан к институту выборов.
7. Апробация новой избирательной модели на выборах в парламент, местные кенеши и в процессе референдума прошла в целом успешно. Осенью 2017 года состоятся выборы главы государства - Президента Кыргызской Республики также на основе новой модели выборов с использованием новых технологий.
Таким образом, будет реформирован в целом механизм участия граждан в голосовании и подведения его итогов.
С учетом практики проведенных на сегодня выборов и референдума Центральной избирательной комиссией совместно с ГРС проводится анализ недостатков выборного процесса, по итогам которого будут приняты меры по совершенствованию практики организации выборов, а также на рассмотрение Рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства внесены предложения по совершенствованию правовых основ выборов.
8. Избирательная система Кыргызстана находится в процессе реформирования. Сейчас пройден первый и наиболее важный этап, внедривший процедуры и порядок голосования, позволившие вернуть доверие к институту выборов.
На последующих этапах путем широкой дискуссии должны быть рассмотрены и приняты решения по типам выборов разных уровней, и органов, в том числе по тем многочисленным предложениям, которые уже сегодня выносятся парламентскими и непарламентскими партиями на обсуждение.
В этом процессе видится весьма эффективной роль Рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства, образованная Указом Президента Атамбаева А.Ш. в 2014 году.
Также важной в процессе выработки стратегии дальнейшего реформирования избирательной реформы должна стать общественная консультативная платформа, образуемая ЦИК КР.
ЦИК КР