Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

Избирательная реформа в Кыргызской Республике: достижения и перспективы.

 

1.  Во  исполнение     решения    Национального      совета   по  устойчивому     развитию Кыргызской  Республики   от   25   апреля   2014  года №      1  «Честные   выборы   -   залогустойчивого      развития     страны»     в  выборный      процесс     Кыргызстана      была внедрена      новая    избирательная      модель,     предусматривающая         составление списков избирателей  и их идентификацию  на основе  биометрических данных и автоматический   подсчет   голосов   избирателей   с   использованием   автоматически считывающих   урн   (АСУ).

23    апреля   2015   года  Президентом      Кыргызской      Республики      был   подписан принятый Жогорку Кенешем  конституционный  Закон Кыргызской Республики «О  внесении   изменений   и   дополнений   в   конституционный   Закон   Кыргызской Республики      «О   выборах     Президента     Кыргызской      Республики     и   депутатов Жогорку      Кенеша      Кыргызской       Республики»,      предусматривающий  новый порядок  участия   граждан   в   голосовании   и   новую   систему   подсчета   голосов   на уровне    выборов    главы    государства   и  депутатов    парламента.    Модель    была   в краткие     сроки    реализована     на   практике    Правительством       и   Центральной избирательной         комиссией.       Для     этого     был     сформирован        Единый государственный   реестр   населения   на   основе   персональных   и   биометрических данных,   закуплен     комплекс     технологического     оборудования      (сервер+АСУ)     и разработано   программное   управление   процесса   сбора   на   центральном   сервере данных с автоматических урн (Информационная избирательная система ИИС).

В    2015   году  впервые     в  Кыргызстане      выборы    депутатов    Жогорку     Кенеша проведены   на  основе   новой   избирательной  модели.  Апробация   этой  модели   на парламентских        выборах     способствовала       исключению       фальсификаций        в процессе     голосования    и определения     их  итогов,  в  виде  каруселей    и  вбросов бюллетеней,  что  позволило  вернуть  доверие   граждан   к   выборам,  стало   основой проведения       демократических       и  прозрачных      выборов     в   Жогорку     Кенеш Кыргызстана.

2.   С   принятием     21  января    2016   года  Закона    Кыргызской      Республики     «О внесении     изменений     в  Закон   Кыргызской Республики       «О   выборах   депутатов местных      кенешей»     новая   избирательная     модель    была    внедрена    в  процесс выборов    депутатов   местных    кенешей.   На   этой   основе   весной    и  осенью   2016 года проведены   выборы   депутатов        444   местных   городских и   айылных   кенешей Кыргызской Республики (33-в марте-мае и 411- в декабре).

3.   31  октября  2016  года   был  подписан   Конституционный   Закон   Кыргызской Республики     «О  референдуме    Кыргызской    Республики»    №   173.  Важнейшим компонентом     законопроекта    стало  внедрение   новой  избирательной    модели   с использованием      технологий   биометрической     идентификации     избирателей   и автоматического  подсчета голосов  в   процесс проведения референдума.

Использование   этих   технологий   и при   проведении   референдума стало    важной основой    к  тому,  чтобы   сделать  процесс бщенационального      голосования  -референдума - честным и прозрачным, при котором будет учтен и достоверно подсчитан     голос   каждого   гражданина     страны при    решении    гражданами важнейших      вопросов    государственной     и  общественной     жизни. Впервые референдум     2016  года  имел  реальные   цифры   участия   и  итогов  голосования населения, что стало еще одним шагом к укреплению народовластия.

Помимо   этого,   новым   и   важным   в   совершенствовании   института референдума является   регламентация    равных   прав   как  сторонников,   так  и  противников решений, выносимых на референдум, на агитацию и доступ к информационным ресурсам,     при    проведении     массовых     мероприятий      и   других    видов агитации. Новые   правила   агитации   на   референдуме  дают   возможность   и сторонникам      и   противникам     вопросов,    выносимых      на  референдум     в полной    мере   донести   до  граждан    в  период  агитации    свои  аргументы    и обоснования.

Эти нормы в совокупности с новым порядком голосования предоставляют гражданам  возможность сделать свой осознанный  и   ответственный   выбор

в пользу тех или иных решений на референдуме.

Институт     референдума     исключительно     важен   для   дальнейшего    развития современной     кыргызской    государственности,   так  как  согласно  Конституции, референдум     наряду  с  выборами,   является  высшей   формой   выражения    власти народа. Совершенствование          правовой    основы    и   практики    проведения референдума   несомненно   расширит   возможности   реализации   подлинного народовластия через участие в общенациональном голосовании.

Кроме       того,     и     другие     правила  и  процедуры       проведения референдума унифицированы с   правилами   и   процедурами     действующих законов о выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и местных кенешей, которые   уже   подверглись   значительному   реформированию      и  демократизации. Это касается списков участников референдума, порядка образования участков и формирования      избирательных    комиссий,   порядка   голосования,   установления итогов голосования, избирательных споров  и т.д.

4. Унификация процедур при всех уровнях выборов и референдума важна и для    избирателей    и   для   системы    избирательных      комиссий,    организующей референдумы.  Единые     правила    и  процедуры     делают    процесс    выборов    и референдума более ясным и понятным и главное достоверным для избирателей, более четким для организаторов голосования- избирательных комиссий.

Единые      правила     и   процедуры      также    делают    возможным       совмещение голосований      разных     видов    и  их   одновременное       проведение.     Практика проведения      единых    дней   голосования,     применяемая     во   всем   мире,   стала возможной  в   новом   формате  и   в   Кыргызстане.  Немаловажным   преимуществом такой практики является экономия в будущем финансовых затрат,  временных и человеческих ресурсов       на проведение  голосований.

5.  Внедрение       новой      избирательной        модели с применением новых технологий, позволило          решить    ряд   проблем,     делавших      ранее   выборы фактором дестабилизации ситуации в стране:

Прежде     всего,   на  уровне    организаторов     выборов    и  референдумов,      т.е.  в избирательных   комиссиях   всех   уровней,   практически ликвидирована   основа для коррупции - исключена возможность фальсификации участия в выборах и итогов    голосования     со  стороны    органов   управления     выборным     процессом. Комиссии      не   могут  больше     влиять   на  результаты    голосования.    Это   была обязанность власти и она была выполнена.

6.  Вместе   с   тем,   невозможность   для  кандидатов   и  партий   «купить   результаты выборов»     у  комиссий    или   влиять   на  голосование     через  административный ресурс,  активизировала подкуп  кандидатами и партиями  голосов у избирателей. Отсутствие        достаточных        правовых       механизмов         в     действующем законодательстве      не  позволяет    на   сегодня   эффективно     противодействовать подкупу.  Активизация   подкупа  на выборах   в   местные   кенеши   весной   2016  года вызвала   недовольство   со   стороны   населения,  а также   гражданских   активистов. По обращению ряда НПО,  поддержанной главой государства,  в рамках Рабочей группы        по      совершенствованию           избирательного         законодательства (образованной      Указом     Президента)     был   выработан     пакет   предложений     в законодательство, который находится на рассмотрении в парламенте.

При этом,  в   целях противодействия   подкупу   голосов  избирателей Центральной избирательной   комиссией   в   сотрудничестве  с   НПО  при   поддержке   СМИ,  была проведена     информационная        компания     «Нет   подкупу!»     и  «Мой    голос   не продается!». в   рамках    работы    по   улучшению      политической      культуры    избирательного процесса      будет   продолжена      работа    по   комплексному       противодействию подкупу,    как  преступлению,      разрушающему      моральные     устои  и  наносящему урон огромным усилиям по реформированию выборной системы и укреплению доверия   граждан  к   институту   выборов.

7.  Апробация    новой   избирательной   модели   на   выборах   в   парламент,   местные кенеши  и в   процессе референдума прошла в   целом успешно.  Осенью  2017  года состоятся    выборы     главы   государства   -  Президента    Кыргызской      Республики также на основе новой модели выборов с использованием новых технологий.

Таким     образом,   будет   реформирован      в  целом   механизм    участия   граждан   в голосовании и подведения его итогов.

С    учетом    практики     проведенных       на   сегодня    выборов     и  референдума Центральной      избирательной     комиссией     совместно   с  ГРС   проводится    анализ недостатков   выборного   процесса,   по   итогам   которого   будут   приняты   меры   по совершенствованию   практики   организации   выборов,          а   также   на   рассмотрение Рабочей     группы     по   совершенствованию        избирательного     законодательства внесены предложения по совершенствованию правовых основ выборов.

8. Избирательная   система Кыргызстана находится   в   процессе  реформирования. Сейчас    пройден    первый    и  наиболее   важный    этап,  внедривший     процедуры    и порядок голосования,  позволившие вернуть доверие к институту выборов.

На   последующих   этапах   путем   широкой   дискуссии   должны   быть   рассмотрены и  приняты решения   по  типам   выборов разных уровней,  и   органов,  в том  числе по    тем   многочисленным       предложениям,      которые    уже    сегодня   выносятся парламентскими и непарламентскими партиями на обсуждение.

В    этом   процессе    видится    весьма   эффективной      роль   Рабочей    группы    по совершенствованию         избирательного     законодательства,     образованная     Указом Президента Атамбаева А.Ш.  в   2014   году.

Также   важной   в   процессе   выработки   стратегии   дальнейшего   реформирования избирательной        реформы      должна      стать   общественная       консультативная платформа, образуемая ЦИК КР.

 

 

 

ЦИК КР

Последние новости