Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ Январь 2017 г.
Обзорный мониторинг основных мероприятий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
а также законопроектов за январь 2017 года
Депутатские комиссии
18 января 2017 года созданы две временные депутатские комиссии:
- по вопросу о сложившейся ситуации в международном аэропорту «Ош»;
- по изучению вопросов, касающихся фактов сделок, связанных с реализацией объектов, ранее принадлежавших окружению К. Бакиева (М. Бакиев, А. Ширшов, А. Елисеев).
19 января 2017 года создана временная депутатская комиссия по изучению принадлежности груза, находящегося на борту грузового самолета «Боинг – 747», потерпевшего крушение 16 января в селе Дача СУ Сокулукского района Чуйской области.
Парламентские и общественные слушания
- 17 января 2017 года Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению провел общественные слушания на тему: «О ходе реформ в Национальной академии наук Кыргызской Республики».
- 24 января 2017 года прошли общественные слушания по обсуждению новой редакции проекта Закона КР «Об Акыйкатчы (Омбудсмене) КР».
- 30 января на парламентских слушаниях будут обсуждены законопроекты «О внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «Гражданский Кодекс. Часть I», «О внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О залоге», «О внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О банковской тайне» в части защиты имущественных прав граждан и бизнеса и устранения коррупционных рисков и факторов.
Другие мероприятия
- 12 января 2017 года депутаты заслушали информацию председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов об обеспечении исполнения некоторых норм Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» по вручению удостоверений и нагрудных знаков депутатам местных кенешей.
- 24 января 2017 года Комитет по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на заседании рассмотрел кандидатуру депутата Жогорку Кенеша Акылбека Жамангулова на пост Координатора Молодежной Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
- 26 января 2017 года прошел «правительственный день» по социальным вопросам.
- Представители Правительства КР во главе с вице-премьер-министром Чолпон Султанбековой представили информацию по следующим вопросам:
- об исполнении Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 27 марта 2014 года № 3921-V «О состоянии арендуемых и приватизированных земельных участков и помещений, ранее принадлежавших организациям здравоохранения Кыргызской Республики»;
- о состоянии приватизированных земельных участков и помещений, ранее принадлежавших организациям образования, культуры и спорта Кыргызской Республики, а также представляющих историко-культурную ценность;
- об итогах работы рабочей группы Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению по изучению деятельности Национального центра онкологии при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики и вопросу объединения онкологической и гематологической служб республики.
- 31 января 2017 года профильный комитет Жогорку Кенеша рассмотрел и одобрил кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда Кыргызской Республики. На должности судей Верховного суда представлены следующие кандидатуры: Айбек Давлетов, Шералы Камчибеков и Кенешбек Токтомамбетов.
- По инициативе Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с учетом двуязычной правовой системы в законотворчестве издана книга «Методическое руководство по проведению лингвистической экспертизы законопроектов» на кыргызском и русском языках. Данное методическое руководство разработано при содействии ряда ученых. В нем представлена методика проведения лингвистической экспертизы.
Мониторинг законопроектов
По итогам мониторинга инициированных законопроектов, рассматриваемых Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в январе 2017 года, выделяем следующие важные законопроекты, направленные на развитие демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав:
О проекте закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам избирательного процесса»
12 января 2017 года Жогорку Кенеш принял объединенный проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам избирательного процесса»в 3-м чтении. Законопроект направлен на усиление уголовной и административной ответственности за совершение правонарушений в избирательном процессе, а также уточнение некоторых вопросов, связанных с полномочиями и статусом избирательных комиссий. Конкретизируется круг субъектов, которые могут быть причастны к подкупу голосов избирателей. Законопроект был разработан в рамках работы Рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики» от 22 мая 2013 года № 109.
Законопроект предусматривает следующее:
1) В целях повышения ответственности правоохранительных органов и усиления их деятельности в Уголовно-процессуальный кодекс КР вносятся поправки, согласно которым:
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий полностью будет относиться к делам публичного обвинения;
- подкуп голосов избирателей из дел частного обвинения включается в категорию дел частно-публичного обвинения;
2) Следствие по уголовным делам о преступлениях в этой сфере будут осуществлять следователи органов внутренних дел.
3) Усиливаются санкции совершение преступлений, направленных на воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
4) Конкретизируется круг субъектов, которые могут быть причастны к подкупу голосов избирателей.
5) Дополняется новой статьей, предусматривающая административную ответственность за непредоставление ответа или нарушение срока рассмотрения заявления (жалобы) избирательными комиссиями.
6) Уточняются полномочия должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение которых осуществляется судами.
8) В законе «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» уточняется полномочие территориальной избирательной комиссии по досрочному прекращению полномочия депутата местного кенеша.
Также данным законом предусматривается, что на период проведения выборов и референдумов председателю, членам и секретарю территориальных и участковых избирательных комиссий вознаграждение выплачивается в размере, установленном Правительством, взамен установленных законом фиксированных размеров.
О проекте Закона «О выборах в органы местного самоуправления Кыргызской Республики»
31 января 2017 года Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша рассмотрел законопроекты «О выборах в органы местного самоуправления КР» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР» (в Законы «О местном самоуправлении», «О статусе столицы», «О статусе города Ош», «О статусе депутатов местных кенешей»), инициированные депутатом Жогорку Кенеша Кенжебек Бокоев.
Он отметил, что законопроектами предлагаются четко регламентировать процедуру избрания глав органов местного самоуправления, и предлагается внедрить формы прямых выборов для глав айыл окмоту. «Предлагаемые нормы направлены на усиление роли исполнительных органов МСУ, в том числе позволяют избрать на должность главы айыл окмоту более достойных руководителей, заслуживающих доверие населения»,- отметил К.Бокоев.
Проектом закона предлагается объединить нормы регламентирующие избирательную систему глав исполнительных органов МСУ и депутатов местных кенешей в одном законе, вместе с этим предлагается внедрить формы прямых выборов для глав айыл окмоту, и оставить в силе действующую систему опосредованной (косвенной) формы выборов для мэров городов.
Анализ существующей системы косвенных выборов глав айыл окмоту, показывает его множество положительных и отрицательных сторон, при этом отрицательные стороны все больше негативно влияют на результаты деятельности исполнительных органов МСУ в айылных аймаках, отмечает инициатор проекта.
Практика показывает, что прямые выборы глав айыл окмоту не только наиболее демократичны, но и более эффективны в вопросе очищения исполнительных органов МСУ от коррумпированных, криминальных руководителей. Как правило, население хорошо знает друг друга и более решительно избавляется от скомпрометировавших себя чиновников, нежели депутаты, выдвинувшие их из своих рядов. Процедуру прямых выборов успешно преодолевают наиболее сильные в личностном и профессиональном плане кандидаты, аргументирует инициатор законопроекта в справке обоснования.
Проект закона предусматривает следующие новшества:
- увеличение срока полномочий глав исполнительных органов МСУ (глав АО, мэров городов), а также депутатов местных кенешей с четырех до пяти лет;
- усиление квалификационных требований для кандидатов, выдвигаемых на должность главы айыл окмоту или мэра города, в части свободного владения государственного языка;
- введение избирательного залога для кандидатов (самовыдвиженцев), политических партий выдвинувших кандидатов на должность главы айыл окмоту. Размер избирательного залога устанавливается в трехсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя, что составляет 30 000 (тридцать тысяч сомов). Внесенный избирательный залог возвращается кандидатам, политическим партиям после проведения выборов, если за кандидата, кандидата от политической партии проголосовало не менее 15 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, при этом установленная сумма избирательного залога не является окончательным и в процессе обсуждения законопроекта могут быть увеличены или уменьшены по согласованию с инициаторами законопроекта.
О законопроекте, согласно нормам которого, предоставляются права политическим должностным лицам нанимать дополнительного помощника
19 января 2017 года депутаты рассмотрели законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Законопроект инициировали депутаты Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров и Дастан Бекешев. Данный законопроект позволяет обеспечить политическим должностным лицам, имеющим ограничения в здоровье, условия для нормальной работы. Для этого, законопроектом предлагается норма о предоставлении права депутату или члену правительства, имеющему инвалидность, нанять дополнительного помощника.
О проектах законов, вносимых в целях приведения в соответствие с новой редакцией Конституции КР:
Также парламент начал рассматривать проекты законов, целью которых является приведение законодательства в различных сферах в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» от 28 декабря 2016 года, принятым референдумом 11 декабря 2016 года.
Так, 31 января 2017 года Комитет по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики рассмотрел два законопроекта:
- Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере обороны и безопасности»;
- Проект Закона «О внесении изменения в Конституционный закон Кыргызской Республики «О военном положении».
Согласно Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» от 28 декабря 2016 года, принятого референдумом 11 декабря 2016 года, Совет обороны Кыргызской Республики переименован в Совет безопасности Кыргызской Республики. В связи с чем, предлагается внести в рассматриваемые законы изменения редакционного характера, в частности слова «Совет обороны» заменить словами «Совет безопасности». Депутаты без обсуждения одобрили представленные законопроекты в трех чтениях.
Мониторинг деятельности гражданского сектора
По состоянию на январь 2017 года деятельность международных организаций отмечена определенной активностью, которая связана с подготовкой и проведением всенародного голосования (референдума) и проведением выборов депутатов местных кенешей.
Международные организации оказали содействие в целях улучшения возможностей государственных органов, задействованных в избирательном процессе, раскрытию их потенциала для обеспечения эффективной работы, а также лучшей информированности граждан о своих избирательных правах.
Так, 11 декабря 2016 года офисом ПРООН в Кыргызстане была презентована информация о содействии ПРООН в организации проведения референдума и выборов депутатов местных кенешей 11 декабря 2016 года.
Указанное мероприятие проводится в рамках частичного подведения итогов проекта ООН в КР «Поддержка выборов 2015-2017».
В частности, с 7 по 12 ноября 2016 года по всей республике прошли тренинги по обучению специалистов территориальных и участковых избирательных комиссий по использованию автоматически считывающих урн.
Основная цель тренингов подготовка опытных специалистов по работе с автоматически считывающими урнами в ходе прошедших выборов в местные кенеши и к Референдуму по поправкам в Конституцию КР.
«Качественные знания, полученные специалистами, помогут избежать случайные сбои или иные поломки оборудования во время выборов, что, в свою очередь, не даст сорвать процесс голосования», - поделился мнением участник тренинга.
В обучении также принимали участие представители специально образованной группы технической поддержки ЦИК КР, которые будут работать в тесном контакте с избирательными участками в день голосования.
«Такая поддержка со стороны ПРООН очень важна и своевременна. Обучение прошло в Бишкеке и Оше, а также во всех районных центрах страны. Ранее, также при поддержке ПРООН, в Бишкеке и Оше состоялись тренинги для 120 специалистов, которые в настоящее время работают в качестве тренеров», - говорит директор Центра избирательных технологий ЦИК КР Наргиза Абдылдаева.
Далее, в декабре месяце 2016 года в преддверии выборов депутатов местных кенешей в г.Ош прошел Форум женщин-кандидатов в депутаты местных кенешей, организованный совместно с ОБСЕ.
Мероприятие было организованно Центром ОБСЕ в Бишкеке в сотрудничестве с Программой развития ООН (ПРООН), ЮНИСЕФ, ООН Женщины и НПО «Центр Помощи Женщинам».
Форум послужил платформой для диалога между женщинами-кандидатами, депутатами Жогорку Кенеша (Парламент КР), известными общественными деятелями, членами Центрального избирательного комитета, представителями гражданского сектора и международными организациями.
«Женщины составляют более половины населения, а также более половины избирателей в мире, тем не менее, они по-прежнему, остаются непропорционально представлены в выборных органах, на национальном, региональном и местном уровнях», - подчеркнула Диана Дигол, Советник по институциональному развитию Центра ОБСЕ в Бишкеке. «Выдвижение женщин в местные органы самоуправления, несомненно, внесет позитивный вклад в стабильность государства, становление нации и межэтнического мира в Кыргызстане».
Данное мероприятие является продолжением серии тренингов для женщин-кандидатов, которые были проведены в Бишкеке, Иссык-Кульской, Ошской и Баткенской областях в 2016 г. и направлены на усиление потенциала и повышение осведомлённости в области избирательного законодательства. Форум организован в рамках проекта Центра ОБСЕ в Бишкеке по укреплению демократического управления в Кыргызстане.
Одновременно, в г.Бишкек в декабре месяце 2016 года Центр ОБСЕ в Бишкеке оказал поддержку в проведении круглого стола по обсуждению оценки потребностей в обучении сотрудников парламента Кыргызской Республики, которая была проведена Академией государственного управления при Президенте Кыргызской Республики (АГУПКР). Мероприятие было организованно в рамках проекта Центра ОБСЕ в Бишкеке по укреплению демократического управления в Кыргызстане.
В мероприятии приняли участие около 50 участников, включая депутатов и сотрудников парламента (Жогорку Кеңеша), представителей органов государственной власти и Академии.
«Аппарат Жогорку Кеңеша является одним из ключевых звеньев системы государственного управления Кыргызстана, поэтому необходимо изучить имеющийся потенциал и выявить направления для повышения профессионализма сотрудников Аппарата», - сказал Алмаз Насыров, ректор АГУПКР.
Валериу Киверь, Заместитель Главы Центра ОБСЕ в Бишкеке, сказал: «Центр ОБСЕ готов оказать поддержку в обучении сотрудников Аппарата Жогорку Кенеша на основе проведённой оценки потребностей». Он также отметил, что: «наращивание потенциала человеческих ресурсов парламента будет содействовать более качественной реализации его основных функций и успешному развитию парламентской демократии».
Информация о деятельности НПО в рамках развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан
24 января 2017 года Общественное объединение «Коалиция за демократию и гражданское общество» (далее Коалиция) презентовало дайджест о мониторинге деятельности Парламента Кыргызской Республики (Жогорку Кенеша – далее ЖК КР).
Проект Коалиции «Содействие Парламенту, информирование избирателей и наблюдение за выборами», финансируется Американским агентством помощи USAID.
Для полного и объективного мониторинга деятельности Парламента(Жогорку Кенеша) Кыргызской Республики от Коалиции были аккредитованы три парламентских обозревателя.
Данный мониторинг по наблюдению деятельности (Парламента) Жогорку Кенеша Кыргызской Республики охватывает период с 01 декабря по 31декабря 2016 года. Парламентские обозреватели лично присутствуют на заседаниях комитетов, пленарных заседаниях, и на заседаниях фракций Жогорку Кенеша. Из девяти комитетов Жогорку Кенеша Коалицией проводиться мониторинг трех приоритетных комитета: − комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша; − комитет по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша; − комитет по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранения Жогорку Кенеша.
За наблюдаемый период, были рассмотрены следующие наиболее актуальные, по мнению Коалиции Законопроекты: – проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности, Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики)» зарегистрированный за номером 6-30279/16 от 20.12.2016 года, инициированный депутатами ЖК (Абдылдаев М., Джакупова Ч., Зулушев К.).
Мониторинг деятельности госорганов
За январь месяц 2017 года в части взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти отмечена определенная активность, которая связана с подготовкой и проведением всенародного голосования (референдума) и проведением выборов депутатов местных кенешей, а также проведением выборов глав некоторых исполнительных органов местного самоуправления Кыргызской Республики.
Постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 14 января 2017 года № 10 был утвержден График проведения выборов глав некоторых исполнительных органов местного самоуправления Кыргызской Республики.
Согласно указанного Графика проведение выборов глав исполнительных органов местного самоуправления были назначены в период с 20 января по 2 февраля 2017 года и должны были состоятся в 141 административно-территориальной единице (9 городах и 132 айыл окмоту). Однако, вследствие различных обстоятельств выборы состоялись в 108 административно-территориальной единице. В связи с чем, Постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 года № 29 утвержден График проведения повторных выборов.
Так, в связи с тем, что выборы некоторых глав исполнительных органов МСУ не состоялись по причине того, что кандидаты на должность не набрали необходимого количества голосов депутатов местного кенеша, в следующих населенных пунктах назначены повторные выборы: в Беловодском айыл окмоту Московского района, в Интернациональном айыл окмоту Ысык-Атинского района, в Кегетинском айыл окмоту Чуйского района Чуйской области, в Шаркском айыл окмоту Кара-Суйского района Ошской области, а также в городах Таш-Кумыр Жалал-Абадской области и Чолпон-Ата Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области.
Выборы глав Кара-Ойского айыл окмоту Ак-Талинского района, Кара-Коюнского айыл окмоту Ат-Башинского района Нарынской области, Ак-Кудукского айыл окмоту Ысык-Атинского района, Буранинского айыл окмоту Чуйского района и мэра города Кемин Кеминского района Чуйской области не состоялись в связи с отсутствием сессии депутатов местного кенеша.
Кроме того на 20 февраля 2017 года назначены выборы глав Александровского айыл окмоту Московского района Чуйской области и Кароолского айыл окмоту Узгенского района Ошской области. Также в период подготовки и проведения всенародного голосования (референдума) и проведения выборов депутатов местных кенешей Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики велась работа по усовершенствованию Единого государственного реестра населения, а также списков избирателей, составленных на основе сведений избирателей - их биометрических и персональных данных, содержащихся в Едином государственном реестре населения.
С целью подготовки опытных специалистов по работе с автоматически считывающими урнами в рамках различного рода тренингов по всей республике прошли курсы по обучению специалистов территориальных и участковых избирательных комиссий по использованию технических средств, применяемых в избирательном процессе автоматически считывающих урн.
По данным ГРС по состоянию на 1 января 2017 года общее количество граждан, прошедших биометрическую регистрацию составляет – 2 миллиона 942 тыс. человек, или 78% граждан страны в возрасте 16 лет и старше.
Общее количество избирателей составляет – 2 миллиона 313 тыс. 525 человек, из них мужчин – 1 миллион 90 тыс. 902, женщин - 1 миллион 222 тыс. 623 человек. Из списков избирателей исключены 27 тыс. 441 человек. Из исключенных из списков — 24 тыс. 613 умершие и 2 тыс. 828 человек вышли из гражданства.
В списки избирателей были добавлены граждане, которым на момент проведения выборов исполнилось 18 лет, количество таких граждан составило 71 226 избирателей. Всего были заменены 3 647 паспортов 1974 года образца и 46 231 паспортов 1994 года образца. К выборам депутатов местных кенешей и проведению референдума подготовлено свыше 8,5 тысяч операторов по идентификации и более 500 специалистов технической поддержки. Подготовлены и направлены в регионы комплекты оборудования по идентификации общим количеством 5 545 шт. Всего по республике количество ТИК составляет – 52, УИК – 1900.