Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Дух умеренности должен быть духом законодателя
Шарль Луи Монтескье

Информационный бюллетень

 

 Обзорный мониторинг основных мероприятий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также инициированных законопроектов

 за май 2017 года

 

 

 

Депутатские комиссии

 

18 мая 2017 года на заседании Жогорку Кенеша была создана временная депутатская комиссия по изучению вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Канатбека Кедейкановича Исаева. Данная комиссия создана по инициативе парламентской фракции «Кыргызстан». В состав комиссии вошли депутаты Жогорку Кенеша Дастан Джумабеков, Алмазбек Токторов («Кыргызстан»), Торобай Зулпукаров, Мурадыл Мадеминов, Асель Кодуранова, Мухтарбек Айнакулов (СДПК), Талант Мамытов, Курманкул Зулушев, Бактыбек Райымкулов («Республика -Ата-Журт»), Тынчтык Шайназаров («Онугуу-Прогресс»), Улугбек Ормонов («Бир Бол»), Алмамбет Шыкмаматов («Ата Мекен»).

 

31 мая 2017 года на заседании Жогорку Кенеша принято решение, что вопрос о возбуждении уголовных дел в отношении депутатов Игоря Чудинова и Акылбека Жапарова  будет рассматривать временная депутатская комиссия по изучению вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Канатбека Исаева. Данный вопрос обозначен парламентской фракцией «Бир Бол».

 

23 мая 2017 года Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша  рассмотрел вопрос об исполнении постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Об итогах работы временной депутатской комиссии по изучению использования средств в размере 37 миллионов долларов США совместным предприятием ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции» от 1 декабря 2016 года № 1155- VI.

 

Информацию по данному вопросу  представил заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша Алмамбет Шыкмаматов. Как отметил А.Шыкмаматов, данный вопрос Комитет рассматривал 14 февраля 2017 года, тогда  было принято решение вернуться к  данному вопросу в  мае 2017 года. Такое решение было принято в связи с тем, что председатель ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» Айбек Калиев проинформировал, что  идет стадия переговоров с российской стороной по вопросу проведения международного независимого аудита финансовых средств в размере 37 миллионов долларов США, использованных  совместным предприятием ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции». «На сегодняшний день, Правительство КР вновь обращается  с просьбой продлить срок исполнения до 1 декабря 2017 года»,-отметил А.Шыкмаматов. Депутат Исхак Масалиев обозначил, что ранее представители Правительства КР заверяли, что не будет никаких проблем в случае денонсации Соглашения по проекту строительства  Верхне-Нарынского каскада ГЭС. «Вопрос до сих пор не решается»,- добавил И.Масалиев.

 

По итогам обсуждения, Комитет принял решение рассмотреть данный вопрос на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

Парламентские и общественные слушания

 

Бишкекский филиал МИМРД МПА СНГ

принял участие на парламентских слушаниях по проекту закона

«О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

 

      2 мая 2017 года Бишкекский филиал МИМРД МПА СНГ в лице заместителя директора Коксаева Садыка и советника филиала Тоокебаева Улана в стенах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приняли участие на парламентских слушаниях по законопроекту «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

 

Мероприятие прошло с участием депутатов Жогорку Кенеша, представителей Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, профильных министерств и ведомств, академических кругов, независимых экспертов и специалистов в области избирательного права, международных и неправительственных организаций, а также других активистов гражданского сообщества.

 

Данный законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша и направлен на совершенствование конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и исключение недостатков, выявленных в избирательной системе республики.  Кроме этого, предлагается определить дату выборов Президента КР.

 

Законопроект разработан в рамках работы Рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики» от 22 мая 2013 года № 109, обновленный состав которой утвержден Указом Президента от 11 декабря 2015 года № 276.

 

Бишкекский филиал МИМРД МПА СНГ провел мониторинг

 выборов в местные кенеши

 

В связи с истечением сроков полномочий депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, согласно Указу Президента Кыргызской Республики от 27 марта 2017 года на воскресенье 28 мая 2017 года были назначены выборы депутатов местных кенешей Баткенской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Ошской и Чуйской областей Кыргызской Республики.

 

Выборы назначены в 41 местном кенеше, в 8 городских и 33 айылных кенешах. Из них 21 – очередные,  20 - досрочные. Досрочные выборы прошли в городах Айдаркен, Кадамжай, Жалал-Абад, Таш-Кумыр, Кара-Балта, Кемин. Очередные выборы в городах Ноокат и Кок-Жангак. Очередные выборы прошли в соответствии с календарным планом ЦИК КР, так как у депутатов указанных местных кенешей истек срок полномочий. В свою очередь, также прошли выборы депутатов в местные кенеши, в которых по различным причинам были объявлены роспуски местных кенешей.

 

 

 

В день выборов по республике в 8 утра открылись 214 избирательных участка, в списки избирателей включены 272 тыс. 114 избирателей. Всего избирателям предстояло избрать 811 депутатов, из них - 613 депутатов айылных кенешей и 198 депутатов городских кенешей. Для этого были сформированы 117 избирательных округов. Для участия в выборах зарегистрированы в целом по стране 4 тыс. 423 кандидата (1 тыс. 872 кандидата в депутаты айылных кенешей и 2 тыс. 551 кандидат в городские кенеши).

 

В этой связи, 28 мая 2017 года для мониторинга выборов местных кенешей сотрудники Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ заместитель директора Коксаев Садык, а также советник филиала Тоокебаев Улан приняли участие в качестве наблюдателей на выборах депутатов городского кенеша города Кара-Балта Жайылского района, а также на выборах депутатов Ново-Павловского айыл окмоту Сокулукского района Чуйской области. Организовано наблюдение в избирательных участках №№ 7351, 7352, 7356, 7231.

 

 

 

Голосование шло в штатном режиме. В ходе мониторинга отмечена  высокая активность участия избирателей на выборах. Так, на участке  № 7351 по состоянию на 12:40 ч. явка избирателей составила – 42%, на участке №7352 по состоянию на 12:00 ч. — 33%, на участке  № 7356 по состоянию на 12:20 ч. – 26%, на участке № 7231 по состоянию на 12:20 ч. – 20%.

 

По предварительным данным ЦИК КР, места в Кара-Балтинском городском кенеше смогли занять следующие 6 партий: СДПК  — 2 тысячи 804 голоса, «ЭлАман» — 2 тысячи 34 голоса, «Мекеним Кыргызстан» — 1 тысяча 702,  «Республика» — 1 тысяча 680 голосов, «Акшумкар» — 1 тысяча 463 голоса.

 

После технических сбоев, которые наблюдались во время наблюдения выборов депутатов в местные кенеши КР в декабре 2016 года уполномоченными органами предлагалось внести такие меры, как идентификация граждан избирателей по лицу.   В ходе мониторинга выборов депутатов Кара-Балтинского городского кенеша были проведены беседы с сотрудниками, специалистами ГРС при ПКР о введенных новшествах в системе идентификации избирателей не только по биометрическим данным (т.е. отпечатку рук), но и специалисты отметили, что были случаи, когда проводились и идентификации избирателей по лицу. 

 

По итогам состоявшихся выборов депутатов местных кенешей 118 тыс. 401 избиратель был идентифицирован по отпечаткам пальцев. По биометрической фотографии идентифицировались 712 избирателей. Не идентифицировались 71 человек по причине сильного изменения внешних черт (физические травмы, состояние здоровья: инсульт, паралич и др.). Необходимо отметить,  что на выборах прошедших в декабре 2016 года около 3500 избирателей не смогли пройти идентификацию и проголосовать. Т.е. идентификация по лицу в свою очередь поспособствовала уменьшению таких случаев, когда избиратель не смог пройти идентификацию.

 

 

 

 

По предварительным данным ЦИК, итоги голосования на выборах депутатов 8 городских кенешей, по данным АСУ (автоматически считывающих урн), поступившим с 98% избирательных участков на 21:30 выглядят следующим образом;

 

 

Ноокат (21 мандат)

 

 

 

Голоса, отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное количество мандатов

СДПК

1525

53,60

12

«ЗАМАНДАШ» 

255

8,96

2

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

140

4,92

0

«Республика»

316

11,11

3

«ЭЛДИК-НАРОДНАЯ»

511

17,96

4

Против всех

12

0,42

0

Количество недействительных бюллетеней

86

3,02

0

Всего

2845

 

21

 

 

Кок-Жангак (21 мандат)

 

 

Голоса, отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное количество мандатов

СДПК 

678

52,60

11

Партия коммунистов Кыргызстана

493

38,25

8

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

95

7,37

2

Против всех

15

1,16

0

Количество недействительных бюллетеней

8

0,62

0

Всего

1289

 

21

 

Кемин (21 мандат)

 

 

Голоса отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное кол-во мандатов

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

173

5,00

0

«КЫРГЫЗСТАН»

392

11,33

3

«Республика»

832

24,05

5

«Патриот Ынтымагы»

528

15,26

3

СДПК

1133

32,75

8

«Баба Дыйкан»

276

7,98

2

Против всех

14

0,40

0

Количество недействительных бюллетеней

112

3,24

0

Всего

3460

 

21

 

 

Кара-Балта (31 мандат)

 

 

Голоса, отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное количество мандатов

«Мекеним Кыргызстан»

1702

12,04

4

«Содружество народов Кыргызстана»

571

4,04

0

СДПК

2804

19,84

7

«Жакшылык - Добро»

138

0,98

0

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

265

1,87

0

«Республика»

1680

11,89

4

«Ак Шумкар»

1463

10,35

4

«ЭлАман»

2034

14,39

5

«Кыргызстан»

1030

7,29

3

«ЭЛДИК-НАРОДНАЯ»

1333

9,43

4

«Партия Эмгек»

448

3,17

0

Против всех

108

0,76

0

Количество недействительных бюллетеней

558

 

0

Всего

14134

 

31

 

 

Жалал-Абад (31 мандат)

 

 

Голоса, отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное количество мандатов

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

6294

26,15

9

«БҮТҮН КЫРГЫЗСТАН»

208

0,86

0

«Мекеним Кыргызстан»

3262

13,55

4

«Ата-Журт Мекенчил»

3267

13,57

4

«КЫРГЫЗСТАН»

2476

10,29

3

«Республика»

2257

9,38

3

СДПК

5612

23,32

8

Против всех

103

0,43

0

Количество недействительных бюллетеней

591

2,46

0

Всего

24070

 

31

 

 

 

 

 

 

Кадамжай (21 мандат)

 

 

Голоса, отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное количество мандатов

«Ата-Журт Мекенчил»

240

8,26

2

СДПК

504

17,34

4

«Мекеним Кыргызстан»

718

24,71

5

«Республика»

321

11,05

3

«БҮТҮН КЫРГЫЗСТАН» 

227

7,81

1

«КЫРГЫЗСТАН» 

252

8,67

2

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

567

19,51

4

Против всех

9

0,31

0

Количество недействительных бюллетеней

68

2,34

0

Всего

2906

 

21

 

 

Таш-Кумыр (21 мандат)

 

 

Голоса, отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное количество мандатов

«Мекеним Кыргызстан»

1627

17,57

6

«Ата-Журт Мекенчил»

915

9,88

3

СДПК

2084

22,50

8

«Таш-Кумыр Жаштары»

693

7,48

2

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

1337

14,44

5

«Республика»

1964

21,20

7

«Кыргызстан»

368

3,97

0

Против всех

31

0,33

0

Количество недействительных бюллетеней

243

2,62

0

Всего

9262

 

31

 

 

Айдаркен (21 мандат)

 

 

Голоса, отданные за п/партию

% отданных голосов

Предварительное кол-во мандатов

«Жаны Доор»

135

7,71

2

«Мекеним Кыргызстан»

395

22,57

5

СДПК 

332

18,97

5

«Республика»

364

20,80

5

«ӨНҮГҮҮ-ПРОГРЕСС»

113

6,46

1

«БИР БОЛ» 

72

4,11

0

«Ата-Журт Мекенчил»

250

14,29

3

«БҮТҮН КЫРГЫЗСТАН»

25

1,43

0

Против всех

12

0,69

0

Количество недействительных бюллетеней

52

2,97

0

Всего

1750

 

21

 

 

Согласно Закону Кыргызской  Республики «О выборах депутатов местных кенешей» от 16 июня 2011 года, официальное опубликование результатов выборов осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение 10 календарных дней  со дня определения результатов выборов. 

 

 

О рассмотрении Жогорку Кенешем проекта закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в 3-м чтении.

 

 

31 мая 2017 года на заседании Жогорку Кенеша депутаты рассмотрели проект конституционного закона КР «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в третьем чтении.

 

Законопроект направлен на совершенствование конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и исключение недостатков, выявленных в избирательной системе республики.  Кроме этого, предлагается определить дату выборов Президента КР.  Так, в  статье 48 закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» предлагается  заменить слова «третье воскресенье ноября» на  «третье воскресенье октября. Законопроект также  предлагает внести поправки, в части увеличения избирательного залога  и избирательного порога с 7 до 9 %, обеспечения  принципов открытости процедуры голосования и подсчета голосов, распределения мандатов внутри единого списка кандидатов политической партии и исключения некоторых кандидатов из зарегистрированного списка, отзыва списка кандидатов после голосования до распределения депутатских мандатов.

По итогам обсуждения, законопроект направлен на голосование в третьем чтении.

 

 

Об инициированных законопроектах Жогорку Кенешем,

Правительством КР об изменениях и дополнениях в законы, регулирующие избирательную систему КР

 

 

Министерство юстиции Кыргызской Республики инициировало проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

 

Согласно справке-обоснованию законопроекта, данный проект закона разработан в целях приведения норм конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики, а также иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Согласно статье 68 Конституции Кыргызской Республики должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку, быть кандидатом на должность Президента на досрочных выборах Президента. В этой связи, законопроектом предусматриваются соответствующие изменения в статьи 49 и 53 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», регламентирующие порядок выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты.

 

Также законопроектом предусматриваются изменения в статьи 49 и 60 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в части исключения функций и полномочий государственного органа исполнительной ветви власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере государственной регистрации политических партий.

 

Одновременно законопроектом предусматривается публикация списка зарегистрированных политических партий на официальном сайте государственного органа, то есть на сайте Министерства юстиции, вместо публикации в источниках официального опубликования нормативных правовых актов, предусмотренного действующим конституционным законом.

 

Данный проект конституционного Закона КР «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» официально зарегистрирован в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики и находится на рассмотрении в профильных комитетах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

О деятельности МО, НПО, СМИ и гражданского сектора в области развития парламентаризма и демократии

 

Согласно контент-анализа, в настоящий момент в Кыргызской Республике в преддверии предстоящих президентских выборов активизируется процессы прямой и обратной силы. С одной стороны имеются определенные инициативы, с другой стороны имеются меры противодействия этим инициативам.

 

31 мая 2017 года Жогорку Кенеш отправил на голосование в третьем чтении поправки к закону о выборах президента парламента.

 

В частности, законопроектом о внесении поправок предлагается ввести понятие «общественный наблюдатель» для обозначения представителя некоммерческой организации. В действующем законе такой наблюдатель не отделен от наблюдателей, представляющих кандидата или политическую партию, и имеет одинаковые с ними права и обязанности.

 

Авторы законопроекта предлагают внести в закон о выборах статью 10-1 «Общественные наблюдатели», в которой представлен укороченный список прав.

 

Общественное объединение «Коалиция за демократию и гражданское общество», специализирующее на мониторинге избирательного процесса считает, что согласно законопроекту наблюдателей от некоммерческих организаций лишают права «свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях» (пункт 9 статьи 4 действующего пока еще закона) и «обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом» (пункт 14 статьи 4).

 

По сведениям Коалиции «За демократию и гражданское общество», права наблюдателей от некоммерческих организаций ограничивают под предлогом «необъективности наблюдателей от НКО и возможности сговора организации с целью дезорганизовать проведение выборов».

 

По мнению организации, авторы этих поправок преследуют цель лишить наблюдателей от гражданских организаций права на обжалование решений, действий/бездействий избирательных комиссий, и превратить наблюдателей в статистов, которые будет безучастно и молча наблюдать за нарушениями в случае их возникновения на избирательном участке в день голосования.

 

Напомним, что Кыргызской Республикой ратифицирована Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках  СНГ, где законопроект противоречит части 3 статьи 14 указанной Конвенции, в части лишения наблюдателей от НКО права обжалования решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии.

 

Как отмечают эксперты Коалиции в версии законопроекта, принятой в первом чтении 19 октября 2016 года, никаких поправок, касающихся наблюдателей, не содержалось, однако, они появились после рассмотрения в соответствующих комитетах 16 мая сего года и уже на следующий день, 17 мая, были приняты парламентом.

 

Касательно оппонентов критикующих законопроект, то член ЦИК Кайрат Осмоналиев и инициаторы законопроекта уверены, что ничьи права ущемляться не будут.

 

«Если говорить о поправках, касающихся того, что наблюдатели вправе свободно передвигаться и присутствовать на любых участках, то скажу одно: в выборах всегда участвует много людей, а наблюдателей порой больше, чем самих голосующих. Из-за этого голосование происходит очень хаотично», – подчеркнул К.Осмоналиев.

 

Также, К.Осмоналиев категорически опроверг ряд выводов экспертов Коалиции: «никто не запретит им присутствовать на голосовании или заседании – им просто выделят специальные места, откуда они свободно смогут следить за происходящим. Кроме того, член ЦИКа заявил, что никто не сможет лишить наблюдателей права обжаловать решения и действия избиркомов».

 

К одному из мнений «за» законопроект приведем слова депутата от фракции СДПК М.Айнакунова, который считает, что никто не нарушал прав наблюдателей. «Думаете, если сократится число наблюдателей от неправительственных организаций, выборы не пройдут должным образом? Никто не нарушал их прав. У каждой НПО есть право откомандировать одного представителя на выборы. Они говорят, что хотят и как хотят. Могут контролировать процесс выборов и наблюдатели от партий. Наша главная цель – упорядочить процесс голосования», подчеркнул депутат.

 

Важно отметить, что помимо «Коалиции за демократию и гражданское общество» к публичному обсуждению подключились и другие представители профильных неправительственных организаций. Так, Представитель правовой клиники «Адилет» Бектур Осмонбаев заявил, что парламентарии пытаются ограничить наблюдателей от некоммерческих организаций на выборах.

 

По словам Б.Осмонбаева, это будет мешать мониторингу, потому что один наблюдатель не сможет смотреть «сразу в две стороны» и следить за тем, чтобы не было вбросов.

 

Кроме того, для наблюдателей вводится аккредитация, что, по мнению правозащитников, создает административный барьер. Также депутаты хотят запретить наблюдателям подавать жалобы на решения или действия избирательных комиссий. По мнению Осмонбаева, это лишает смысла работу наблюдателя. «Получится так, что наблюдатель зафиксировал нарушения, а пожаловаться на них не может», — сказал он.

 

Также, депутаты-инициаторы Жогорку Кенеша предлагают запретить кыргызским гражданам аккредитоваться в качестве международных наблюдателей на выборах в Кыргызстане.

 

Полный текст документа можно скачать из раздела "ДОКУМЕНТЫ"

 

 

Последние новости