Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Ответственность - это та цена, которую мы платим за власть
У. Черчилль

Количество граждан, включенных в списки избирателей на выборах Президента КР в 2017 году больше на 264 473 человека чем на парламентских выборах в 2015 году

 

25 мая 2018 года состоялось заседание обновленного состава Наблюдательного комитета по Программе «Укрепление демократии через реформу избирательной системы», реализуемой в рамках Соглашения между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой, подписанного в 2016 году.

На заседании рассмотрено достижение плановых индикаторов текущего этапа избирательной реформы в Кыргызской Республике.

Так было отмечено, что в рамках программы исполнены следующие индикаторы:

1. Повышение доверия к избирательным процессам – уровень доверия оценивается (согласно условиям Соглашения) по результатам опроса населения Кыргызстана, проводимого по методике Института Гэллапа. Согласно итогам опроса, проведенного Международным Республиканским институтом (МРИ) по заказу ЦИК КР по указанной методике, уровень доверия к выборам в КР неуклонно растет.

Так, в 2017 году – результаты национального опроса, проведенного МРИ, показали динамику увеличения показателя доверия к избирательным процессам на 5% (в 2016г.- 44 % опрошенных, в 2017г. – 49%), а также снижение уровня недоверия на 6% (в 2016г. – 44% опрошенных, в 2017 г. – 38%);

2. Явка избирателей на выборах (2017 года в сравнении с 2015 годом) -

15 октября 2017 года явка избирателей на президентские выборы составила 1 697 868 граждан Кыргызстана или 56,11% от общего числа 3 025 770 включенных в списки избирателей граждан.

4 октября 2015 года явка избирателей на парламентские выборы составила 1 589 479 граждан или 57,56 % от общего числа 2 761 297 включенных в списки избирателей граждан.

Хотя явка избирателей в 2017 году в процентном отношении на 1,45 % меньше чем в 2015 году, в суммарном выражении в 2017 году в выборах приняло участие на 108 389 человека больше чем в 2015 году.

При этом еще не учтены голоса 6746 избирателей (0,22% от общего количества избирателей) так как территориальными избирательными комиссиями в 2017 году были приняты решения признать итоги голосования на 8 избирательных участках недействительными.

Увеличение общего числа избирателей, включенных в списки для участия в выборах Президента Кыргызской Республики 2017 года, по сравнению со списком избирателей на парламентских выборах 2015 года, составило 264 473 человек. Из них, 173 818 избирателей включены в список в период с 1 января до 15 октября 2017 года.

3. Улучшение инклюзивности Единого реестра населения (ЕГРН), главного источника для списка избирателей.

По состоянию на 15 октября 2017 года биометрическую регистрацию прошли 3 137 595 граждан (на 1 января 2017 года количество граждан, прошедших биометрическую регистрацию, составляло 2 902 899 человек).

Активность граждан по прохождению биометрической регистрации в 2017 году по сравнению с 2016 годом повысилась - 234 696 граждан зарегистрировали свои данные.

Этому способствовали помимо желания участвовать в выборах главы государства, также и меры по выдаче с мая 2017 года электронных идентификационных карт – паспортов образца 2017 года, которые в этот период выдавались гражданам на бесплатной основе, а также расширение пунктов сбора данных и мобильные группы по сбору данных.

Из 3 137 595 человек, сдавших на 15 октября 2017 года биометрические данные, включены в списки избирателей 3 025 770, что составляет 96,44 % от общего числа сдавших биометрические данные.

Остальные 111 825 человек (3,56%) прошедшие биометрическую регистрацию, не достигли 18-летнего возраста.

За весь период формирования списков избирателей из списков исключены 44 612 человек, из них — 41 291 умершие и 3 321 человек, вышедшие из гражданства.

Разница в количестве избирателей, включенных в списки (3 025 770), от количества граждан, имеющих действительные паспорта в возрасте 18 лет и старше (3 768 275), составляет 742 505 человека.

Формирование списка избирателей на основе ЕГРН велось на основе уточнения имеющихся списков и вновь собранных биометрических данных.

Для информирования граждан и уточнения данных, списки избирателей размещены на совместном портале ЦИК и ГРС «tizme.kg” (автоматическая выгрузка из ЕГРН) в режиме регулярной актуализации, в разрезе участков, городов, районов и республики в целом. При этом, есть статистика для анализа данных, услуга обратной связи и отражение истории перемещений каждого избирателя.

4. Один из индикаторов касается правовых механизмов борьбы с подкупом. Выработанный Рабочей группой по совершенствованию избирательной системы в июне 2016 года законопроект, включавший наряду с усилением ответственности за подкуп голосов избирателей, также перевод подкупа из категории дел частного обвинения в категорию преступлений частно-публичного обвинения, был принят Жогорку Кенешем в январе 2017 года с исключением данной нормы. В настоящее время соответствующий законопроект вновь вносится в ЖК в порядке законодательной инициативы членов Рабочей группы. Кроме того, предлагается ввести административную ответственность наряду с уголовной, так как, учитывая высокие санкции в действующем законе за подкуп, граждане часто отказываются от претензий в ходе судебного рассмотрения (11 дел прекращено в суде за примирением сторон).

5. Один из индикаторов касается разработки и утверждения новой Стратегии, касающейся реформы избирательной системы и выработки парламентского плана действий по пакету законодательных реформ.

Члены Наблюдательного Комитета были информированы о проводимой работе в этом направлении. Так разработка проекта Стратегии ведется Рабочей группой по совершенствованию избирательного законодательства в Кыргызстане, образованной Указом Президента КР, включающей в себя депутатов Жогорку Кенеша, представителей государственных органов, политических партий, гражданского общества, независимых экспертов.

Образованы несколько подгрупп, которыми проведен SWOT- анализ и определены проблемы по соответствующим направлениям работы.

11 мая 2018 года в г. Бишкек состоялся Общественный диалог «Пути совершенствования избирательного законодательства Кыргызстана. Определение стратегических направлений избирательного процесса» который стал площадкой для диалога среди общественности по обсуждению путей совершенствования избирательной системы. В ходе диалога участникам была предоставлена возможность внести свои замечания и рекомендации для выработки проекта "Стратегии совершенствования законодательства о выборах Кыргызской Республики на 2018-2020гг". В настоящее время проводятся общественные диалоги в регионах страны. По результатам обсуждений и разработки, проект Стратегии будет представлен в Национальный совет по устойчивому развитию КР.

Члены Наблюдательного комитета одобрили текущий ход реализации программы «Укрепление демократии через реформу избирательной системы». В состав Наблюдательного Комитета входят члены ЦИК, представители Европейского Союза, Аппарата Президента, министерств иностранных дел, финансов, экономики, ГРС, гражданского общества.

Последние новости