Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Народу нужны не отвлеченные, а прописные истины
А. де Ривароль

Кыргызские выборы: Не интеллектуальные, а денежные затраты

 

В ЦИК разработана стратегия по совершенствованию избирательного законодательства на 2018-2020 годы. Разработанный распоряжением президента Сооронбая Жээнбекова специальной рабочей группой проект стратегии до этого прошел обсуждение в областях и завтра, 26 июня, будет выставлен на общественные слушания.

Затем документ будет представлен на рассмотрение Нацсовету по устойчивому развитию страны.

Обновляются требования к кандидатам

Председатель Центральной избирательной комиссии Нуржан Шайлдабекова рассказала Би-Би-Си о наиболее значимых моментах проекта стратегии.

Проектом выставлены новые требования к кандидатам в президенты, депутаты Жогорку Кенеша и местных кенешей. Отныне баллотирующиеся на выборах в местные кенеши граждане должны обладать средним или средним профессиональным образованием, а кандидаты в депутаты парламента или в президенты – высшим образованием.

В случае выявления сокрытия двойного гражданства кандидатом любого уровня, предусматривается соответствующая административная и уголовная ответственность.

Кандидаты, осужденные по тяжелым статьям, после погашения судимости не смогут участвовать на выборах в течение 10 лет, а получившие наказание по особо тяжелым статьям – в течение 15 лет после погашения судимости.

Контроль за выборными деньгами

В целях обеспечения равноправия кандидатов и партий и честной конкуренции вводятся финансовые ограничения.

"Мы ставим финансовое ограничение на президентских выборах, связанное с избирательным фондом. Ограничение финансовых расходов во время выборов парламент снял в июне прошлого года. Это стало фактором, негативно влияющим на выборы. Мы увидели на прошлых выборах, что это может послужить первейшим фактором", - сказала Шайлдабекова.

По словам председателя ЦИК, на прошлых выборах расходы отдельных кандидатов в президенты достигли 240 млн сомов, самые малые расходы составили 1 млн 200 тыс. сомов.

Финансовый контроль предусмотрен и на парламентских выборах, сейчас объем избирательных фондов для партий обозначен в 500 млн сомов, но будут введены меры по снижению этой суммы.

Кандидаты в президенты в дальнейшем должны обнародовать доходы не только свои, но и близких родственников. Ещё одно важное требование: у кандидата в президенты не должно быть заграничных банковских счётов и активов.

Избирательная модель не меняется

Стратегия также охватывает рекомендации по форме проведения парламентских выборов 2020 года.

"Всё равно для парламентской системы нужны сильные партии. Если мы ставим цель укрепить партии как институт парламентаризма, то необходимо предоставить партиям время, возможности, создать условия. Я думаю, развитию партий способствует пропорциональная избирательная система. В следующем избирательном цикле мы собираемся рассмотреть открытые списки или виды и формы преференциального голосования", - отметила Нуржан Шайлдабекова.

"Введение сейчас преференциальной избирательной системы несет угрозу разрушения внутренней структуры только формирующихся партий и иерархии при принятии решений. Но в целом мы поддерживаем преференциальные выборы. Однако, рассмотрев практику других стран, мы пришли к выводу о необходимости постепенного перехода. Переход необходимо делать после относительного укрепления партии", - добавила председатели ЦИК.

Президент через Центризбирком предпринимает действия по совершенствованию избирательного законодательства, в парламенте инициируются законопроекты к следующим выборам в Жогорку Кенеш.

Кто финансирует партии?

Для покрытия расходов по избирательным кампаниям партийные лидеры вынуждены привлекать располагающих финансовыми средствами лиц, считает депутат Айнуру Алтыбаева. По ее мнению, необходимо оказывать государственную поддержку политическим партиям.

В этой связи она разработала законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О политических партиях", который выставлен на общественное обсуждение. Значимость закона – в открытости источников финансирования партий.

"С приближением парламентских выборов 2020 года ежедневно будет возникать по одной партии. Но какими будут идеологические направления этих партий, из кого они будут состоять, какие будут программы? Вот такие возникнут вопросы. Партии декларативно заявляют о своём демократическом или ином курсе, но в действительности их идеология зависит от того, кто их финансирует. На сегодняшний день финансовые источники партий остаются сокрытыми и не афишируются", - сказала Алтыбаева.

Депутат считает, что финансовым состоянием каждой партии должны интересоваться и следить Минюст и Счетная палата.

Также, согласно закону "О политических партиях", на прошлых парламентских выборах предусматривалась финансовая поддержка партий, завоевавших 5% от общего числа избирателей. Алтыбаева не конкретизировала, какой будет размер государственной поддержки, отметив, что это будет зависеть от возможностей правительства.

В 2010 году в Кыргызстане государственная власть перешла к парламентской системе, изменилась роль политических партий. В парламент стало возможным попасть только через партии.

В преддверии выборов 2015 года говорили, что идут торги за первые строчки в партийном списке и продажа мандатов. По мнению экспертов, вследствие этого в Жогорку Кенеш пришли сильные не интеллектом, а деньгами, в результате сформировался олигархический парламент.

Последние новости