Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

В ЦИК КР прошли общественные консультации по инициативе "Прозрачность финансирования выборов (референдумов) и избирательной кампании кандидатов, политических партий, инициативных групп"

 

 

 

Отличительной чертой проведения избирательных кампаний в современных условиях является возрастающее влияние финансовых факторов на стратегию и тактику предвыборных действий кандидатов. Становится очевидным, что наличие необходимых финансовых ресурсов у данных субъектов избирательного процесса является важным условием проведения эффективной избирательной кампании. Вместе с тем избирательные комиссии сталкиваются с возрастающим количеством коллизий по вопросам финансирования избирательных кампаний.

 

По инициативе «Прозрачность финансирования выборов (референдумов) и избирательной кампании кандидатов, политических партий, инициативных групп» OGP (Открытое правительство) 26 июля в здании Центральной избирательной комиссии КР прошли общественные консультации, где прияли участие представители национального демократического института международных отношений (НДИ), ОО "Коалиция за демократию и гражданское общество", Государственного агентства по финансовому надзору и отчетности при Правительстве КР, БФ МИМРД, ОО "Центр Медиа Развития" и СМИ.

 

Как сообщила член ЦИК Атыр Абдрахматова, со стороны ЦИК было внесено предложение в проект Национального плана действий по данному вопросу.

 

 

«Правовые нормы по финансированию деятельности политических партий должны быть направлены на открытость и прозрачность деятельности политических партий, а именно их финансирования. Выборы - дорогостоящий процесс не только как для государства, так и для кандидатов (политических партий). Финансирование мероприятий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств бюджета. Граждане должны знать не только общий объем расходов государства, затраченных на организацию и проведение выборов, но и каждую статью расходов, оценить насколько эффективно были использованы бюджетные средства.

В настоящее время Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за финансированием избирательной кампании кандидатов, политических партий, инициативных групп, публикует обобщенные данные о поступлениях и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, инициативных групп. Для осознанного волеизъявления избирателей необходимо обеспечить не только информацией о кандидате (полит. партии, инициатив. группы), их предвыборными программами, но и информацией о финансировании их избирательной кампании, о лицах (организациях), внесших средства в избирательный фонд, каждую статью расходов, в том числе данными о физических и юридических лицах, которые по заказу кандидата предоставили услуги, либо осуществили какую-либо деятельность. Избиратели, СМИ, неправительственные организации осуществляющие мониторинг выборов, должны иметь возможность верифицировать источники поступления в избирательный фонд кандидата.» отметила А.Абдрахматова.

В настоящее время Центральная избирательная комиссия создает из числа членов ЦИК и привлеченных экспертов- Контрольно-ревизионную группу, которая

-   проводит проверку целевого использования денежных средств нижестоящими избирательными комиссиями;

осуществляет контроль за финансированием избирательной кампании кандидатов, политических партий, инициативных групп (далее: кандидатов),

публикует еженедельные отчет о движениях денежных средств из избирательных фондов кандидатов;

публикует обобщенные данные о поступлениях и расходовании средств избирательных фондов кандидатов.

Главной целью предложенного обязательства является содействие осознанному выбору избирателей через прозрачность финансирования избирательной кампании кандидатов, а также прозрачность и подотчетность государства по финансировании выборов (референдумов).»

 

«Во всем мире фонды открыты. У нас же есть данные только об общей сумме фондов кандидатов, сколько потрачено и сколько осталось. Главный вопрос заключается в источниках. Должен быть анализ средств, анализ доходов юридических или физических лиц, которые решили внести определенную сумму в фонд кандидата. У нас в этой части законодательства имеются пробелы» - резюмировала она.

 

 СПРАВОЧНО: Финансирование избирательных фондов кандидатов регулируется Кодексом КР от 29 мая 1999 года N 39 «О выборах в Кыргызской Республике», а также Инструкцией ЦИК от 14 июня 2017 года № 158 об избирательных фондах кандидатов.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Политические   партии,   избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, создают  избирательные фонды после регистрации их уполномоченных  представителей Центральной избирательной комиссией. Кандидаты, баллотирующиеся  только  в  составе  списка кандидатов, выдвинутых   политическими  партиями,   избирательными  блоками,    не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные   фонды  кандидатов,    политических    партий, избирательных блоков могут создаваться за счет следующих средств:

- собственных средств кандидата, политической партии, избирательного блока;

- средств,   выделенных  кандидату  выдвинувшей   его   политической партией, избирательным блоком;

- добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

 

Запрещаются добровольные пожертвования в избирательные фонды:

- иностранных государств, иностранных государственных органов, учреждений и предприятий, других иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств, иностранных граждан, международных организаций, зарегистрированных в Кыргызской Республике юридических лиц, участниками которых являются иностранные граждане и юридические лица;

- лиц без гражданства;

- органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- государственных и муниципальных учреждений и предприятий;

- юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в уставном капитале, а также пользующихся льготами по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;

- воинских частей, военных учреждений и организаций;

- правоохранительных органов, судов;

- организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;

- религиозных организаций;

- анонимные пожертвования.

    Не допускается внесение в избирательный  фонд  кандидата  денежных средств юридическими лицами,  имеющими задолженность перед  бюджетом или  Социальным  фондом  КР.

 

Денежные средства, поступающие в избирательные фонды   кандидатов,   политических   партий,   избирательных   блоков, исчисляются   от   минимального  месячного   размера   оплаты   труда, установленного  законом  КР на  день назначения выборов.  Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвращаются  гражданам и  организациям.  

 

Средства избирательных фондов могут использоваться только на:

- финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на предвыборную агитацию, сбор подписей в поддержку кандидата, а также оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера;

- выпуск и распространение агитационных материалов;

- оплату объявлений и выступлений кандидата в средствах массовой информации;

- оплату затрат, связанных с проведением предвыборных собраний, встреч с избирателями;

 - других целевых мероприятий по предвыборной агитации;

 - оплату труда граждан за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанных с проведением выборной кампании;

- оплату аренды помещений, оборудования, командировочных расходов, услуг связи;

 - приобретение канцелярских товаров и оплату других расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей предвыборной избирательной кампании.

 

Последние новости