Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за август 2018 года
Информационный бюллетень
Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ
за август 2018 года
30.08.2018
Мэрам городов Бишкек и Ош рекомендовано сдать тест на владение государственным языком по системе «Кыргызтест»
В ЦИК поступило заявление Мамыркуловой Канышай с требованием признать незаконным решение Бишкекской ТИК об утверждении состава Комиссии по языку, отменить решение Комиссии по языку о свободном владении кандидатом на должность мэра города государственным языком и обязать мэра города Бишкек пройти оценку уровня знания государственного языка по системе «Кыргызтест», которое на сегодняшний день проходят кандидаты в Президенты КР.
1. Порядок проведения выборов Президента регулируется КЗ «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР». 5 июня 2017 года были внесены изменения в данный конституционный Закон, которые включают в себя новый порядок установления уровня владения госязыком кандидатом в президенты - через систему «Кыргызтест». Однако, в Законе «О статусе столицы» нет требований о прохождении кандидатами тестирования по системе «Кыргызтест».
2. Постановлением Правительства от 21 ноября 2017 года № 757 определен перечень государственных служащих обязанных владеть государственным языком в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей определен, так «государственные гражданские служащие и муниципальные служащие, занимающие высшие, главные, старшие и младшие группы административных должностей, обязаны владеть госязыком в объеме и на уровне не ниже базового уровня (А2) с 2019 года, среднего уровня (В1) с 2020 года и уровня выше среднего (В2) с 2021 года». Согласно реестру государственных и муниципальных должностей, должность мэра является политической муниципальной должностью.
3. В соответствии с Положением «О Комиссиях по языку по выборам мэров городов Бишкек и Ош», 26 июля 2018 года в целях установления свободного владения государственным языком кандидатом на должность мэра г. Бишкек Бишкекской ТИК утвержден состав Комиссии по языку по выборам мэра города Бишкек. 31 июля 2018 года решением Бишкекской ТИК № 8/1 установлено соответствие кандидата на должность мэра города Бишкек Суракматова А. Э. требованиям статьи 22 Закона КР «О статусе столицы». 8 августа 2018 года состоялись выборы мэра города Бишкек.
13 августа постановлением ЦИК КР № 158 утверждены протоколы Бишкекской ТИК об итогах голосования и результатах выборов мэра города Бишкек. Суракматов А. Э. признан избранным мэром города Бишкек Кыргызской Республики.
*Решения и (или) действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права участников избирательного процесса, обжалуются в Центральную избирательную комиссию. Заявления (жалобы) на принятые решения подаются в течение 3 календарных дней с момента вынесения решений. Сроки подачи заявлений (жалоб) восстановлению не подлежат. По истечении указанных сроков заявления (жалобы) не принимаются».
Таким образом, у заявителя было право обжалования действий, решений Бишкекской ТИК в ЦИК КР в установленные законом порядке и сроки. Заявителем нарушены сроки и порядок обжалования решения Бишкекской ТИК.
В связи с изложенным все процедуры при регистрации кандидатом в мэры Бишкека А.Суракматова соблюдены, организация выборов прошла в соответствии с законодательством.
Вместе с тем, Рабочая группа считает целесообразным рекомендовать мэру г. Бишкек пройти оценку уровня владения государственным языком уполномоченным государственным органом по системе «Кыргызстест».
27 августа 2018 года на заседании ЦИК КР заявители согласились с решением Рабочей группы и дополнили свои требования, согласно которым также просят направить рекомендацию мэру города Ош пройти оценку уровня владения государственным языком по системе «Кыргызтест».
Таким образом, Решением ЦИК № 16 от 30 августа 2018 года в удовлетворении требований Мамыркуловой К. отказано, мэрам городов Бишкек и Ош рекомендовано пройти оценку уровня владения государственным языком по системе «Кыргызтест»
28.08.2018
Кыргызстан готов ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов
Кыргызстан готов ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов. Об этом сегодня на заседании правительства сообщила министр труда и социального развития Таалайкуль Исакунова.
По ее словам, на постсоветском пространстве только Кыргызстан и Узбекистан не ратифицировали конвенцию. «В 2011 году правительство показало готовность ратифицировать документ, но далее дело не продвинулось. Сейчас республика готова ратифицировать ее. Развивается инклюзивное образование. Повышены пособия для людей с инвалидностью. Государство раздает детям с ДЦП современные коляски», — рассказала Таалайкуль Исакунова.
Она добавила, что 26 миллиардов сомов на 10 лет — реальное требование по финансированию обязательств в рамках конвенции.
Кыргызстан присоединился к Конвенции о правах инвалидов 21 сентября 2011 года. В декабре 2017-го депутаты Жогорку Кенеша приняли постановление, поручив правительству начать процесс ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.
28.08.2018
Фракция СДПК рассматривает 3 кандидатуры на пост председателя Бишкекского горкенеша
Фракция СДПК рассматривает 3 кандидатуры на пост председателя Бишкекского городского кенеша. Об этом сообщил лидер фракции Эрмек Усубалиев.
По его словам, депутаты СДПК на следующей неделе определятся с кандидатурой, сейчас идут консультации.
Уже известно, что на пост председателя БГК СДПК рассматривает депутатов Жумабека Салымбекова, Валентины Лисниченко, Эрмека Усубалиева.
На прошлой неделе фракция «Кыргызстан» выдвинула кандидатом Куванычбека Конгантиева.
Лидер коалиции большинства Таалайбек Сагынов сообщил, что официально другие фракции еще не выдвигали своих кандидатов.
Место главы БГК стало вакантным после назначения Алмаза Кененбаева первым заместителем руководителя Аппарата президента.
27.08.2018
ЦИК КР утвердил решения Бишкекской ТИК о досрочном прекращении полномочий депутата Бишкекского городского кенеша
27 августа 2018 года ЦИК КР утвердил решения Бишкекской ТИК о досрочном прекращении полномочий депутата Бишкекского городского кенеша от политической партии «СДПК» Кененбаева Алмаза Мукановича.
Алмаз Кененбаев назначен первым заместителем руководителя аппарата президента Кыргызстана. Соответствующее решение подписал глава государства Сооронбай Жээнбеков.
Кененбаев сменил на должности Досалы Эсеналиева, который занял пост руководителя аппарата президента.
22.08.2018
Состоялись выборы главы Эмгек-Талинского айыл окмоту
22 августа 2018 года состоялись выборы главы Эмгек-Талинского айыл окмоту Нарынского района Нарынской области.
Главой Эмгек-Талинского айыл окмоту избрана Осмонова Анара Дуйшоналиевна, набравшая 7 голосов. Всего в Эмгек-Талинском айылном кенеше 11 депутатов, из них присутствовали все 11. На пост главы айыл окмоту претендовали 3 кандидата.
17.08.2018
Назначены выборы главы Чаекского и Боо-Терекского айыл окмоту
Назначенные на 22 августа 2018 года выборы главы Чаекского айыл окмоту Жумгальского района Нарынской области не состоялись в связи с тем, что не было зарегистрировано ни одного кандидата.
Распоряжением главы государственной администрации – акима Бакай-Атинского района Таласской области от 13августа 2018 года № Б-14/VI глава Боо-Терекского айыл окмоту Кермалиев Идрис Дуйшенкулович освобождён от занимаемой должности на основании поданного заявления.
Согласно постановлению ЦИК КР, повторные выборы главы Чаекского айыл окмоту Жумгалского района Нарынской области назначены на 29 августа 2018 года, с 9-00 до 12-00 часов.
Выборы главы Боо-Терекского айыл окмоту Бакай-Атинского района Таласской области назначены на 5 сентября 2018 года, с 9-00 до 12-00 часов.
Жумгальской и Бакай-Атинской ТИК поручено организовать проведение выборов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Справочно: Главой айыл окмоту, согласно статье 48 Закона КР «О местном самоуправлении», может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной либо муниципальной службе не менее 2 лет, либо стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формы собственности не менее 3 лет. Не может быть главой айыл окмоту гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке.
13.08.2018
Стратегия совершенствования законодательства КР о выборах на 2018-2020 годы одобрена
Под председательством Президента Кыргызской Республики Жээнбекова Сооронбая Шариповича 13 августа 2018 года, в государственной резиденции «Ала-Арча» состоялось VII заседание Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики.
Участники заседания обсудили проект Национальной стратегии развития Кыргызстана на 2018–2040 годы. Также рассмотрели проект Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018–2020 годы.
Докладчиком по второму вопросу выступила председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР Шайлдабекова Нуржан Кармабековна, которая рассказала о стратегии совершенствования избирательного законодательства КР на 2018–2020 годы.
Предлагаемая Стратегия совершенствования законодательства КР о выборах на 2018-2020 годы представляет собой всесторонний комплексный выбор целей и путей их достижения; документ, где сформулированы основные цели и направления деятельности, мероприятия, включающие помимо необходимых изменений законодательства также и отдельные практические меры, а также индикаторы достижения целей на планируемый период.
Стратегия разработана Рабочей группой при Президенте Кыргызской Республики по совершенствованию выборного законодательства на основе широких публичных общественных обсуждений во всех регионах Кыргызской Республики.
Отправной точкой при разработке Стратегии явилась идентификация проблем, подлежащих решению, препятствующих обеспечению равного и беспрепятственного доступа граждан Кыргызской Республики к реализации своих конституционных прав избирать и быть избранными, а также созданию условий гражданам для свободного и осознанного волеизъявления.
Проблемы были идентифицированы на основе анализа текущего выборного законодательства, сложившейся правоприменительной практики, анализа проведенных выборов всех уровней, а также на основании рекомендаций, содержащихся в отчетах, разработанных мониторинговыми миссиями гражданского общества, международных организаций.
По итогам анализа и проведенных общественных обсуждений выработаны основные цели, направления и мероприятия по совершенствованию избирательного права и процесса, которые в совокупности обозначили следующий основной концепт проекта Стратегии:
- сделать устойчивыми позитивные достижения реформы избирательной системы (достоверность, прозрачность и конкурентность выборов) без кардинального изменения типа выборов (парламентские и городские выборы остаются пропорциональными, айылные – мажоритарными, выборы ОМСУ -косвенными);
- устранить имеющиеся недостатки в правоотношениях в ходе выборов через законодательные меры и систему гражданского образования;
-оптимизация организации и расходов бюджета на выборы, совершенствование технологического обеспечения и безопасности выборов.
Приоритетами Стратегии являются: выработка механизмов регулирования правовых отношений участников избирательного процесса, а также механизмов борьбы с нарушениями избирательного законодательства, повышение уровня правовой культуры граждан и их информированности, создание условий для полной реализации избирательных прав граждан, в том числе женщин, этнических меньшинств, ЛОВЗ, граждан, временно пребывающих или проживающих за рубежом, иных отдельных категорий граждан, укрепление парламентаризма, а также повышение потенциала и эффективности работы избирательных комиссий на местах.
Достижение задач, связанных с этими приоритетами, предполагает проведение комплексных мер, которые будут реализовываться в виде разработки и принятия нормативных правовых актов, которые должны будут усилить меры ответственности за неправомерные действия во время выборов всех участников избирательного процесса, активное взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с обществом в процессе обсуждения проводимых реформ, в повышении правовой культуры избирателей и в обеспечении равного доступа к выборам. Вышеперечисленные меры, заложенные в Стратегии, должны способствовать достижению основного результата запланированной реформы – росту доверия граждан к выборам.
Национальным Советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики было принято решение одобрить Стратегию совершенствования законодательства КР о выборах на 2018-2020 годы и план действий по ее реализации с учетом высказанных замечаний и предложений.
Работа по проекту Стратегии должна быть завершена:
- внесением Жогорку Кенешу предложений по законодательным изменениям в рамках Стратегии.
- принятием Жогорку Кенешем пакета законопроектов не позднее осени 2019 года, т.е. за год до проведения выборов 2020 года (последовательно по графику проекты вносятся с июня 2018 года, затем основной пакет – в августе 2018 года, а проект нового Закона о партиях – осенью 2018 года),
- принятием со стороны ЦИК и государственных органов практических мер по оптимизации выборного процесса и системы комиссий, организации гражданского образования.
13.08.2018
Состоялись выборы глав Орокского, Шадыканского и Бору-Башского айыл окмоту
13 августа 2018 года состоялись выборы глав Орокского айыл окмоту Сокулукского района Чуйской области, Шадыканского айыл окмоту Бакай-Атинского района Таласской области и Бору-Башского айыл окмоту Ак-Сууйского района Иссык-Кульской области.
Таким образом:
- главой Орокского айыл окмоту Сокулукского района Чуйской области избран Чоодуев Уран Казымбекович, который набрал 21 голос. Всего в Орокском айылном кенеше 21 депутат, из них присутствовали все 21. На пост главы айыл окмоту претендовал 1 кандидат;
- главой Шадыканского айыл окмоту Бакай-Атинского района Таласской области избран Ызабеков Медеркул Сагынбекович, который набрал 8 голосов. Всего в Шадыканском айылном кенеше 11 депутатов, из них присутствовали 10. На пост главы айыл окмоту претендовали 2 кандидата.
- главой Бору-Башского айыл окмоту Ак-Сууйского района Иссык-Кульской области избран Шаршеев Урмат Бактыбекович, который набрал 9 голосов. Всего в Бору-Баш айылном кенеше 11 депутатов, из них присутствовали 10. На пост главы айыл окмоту претендовал 1 кандидат.
13.08.2018
В Кыргызстане предлагают ввести единые дни голосования
В Кыргызстане предлагают ввести единые дни голосования. Об этом сегодня на VII заседании Национального совета по устойчивому развитию сообщила глава ЦИК Нуржан Шайлдабекова.
По ее словам, избирательную систему в стране сформировали по новой модели. «В результате реформы мы смогли доказать, что выборы в Кыргызстане прошли открыто, но недостатки есть», — рассказала Нуржан Шайлдабекова.
Она добавила, что в Кыргызстане 3,9 миллиона избирателей, но в список вошли только 3 миллиона из них. Более 800 тысяч человек не сдали биометрические данные. «Мы предлагаем принимать специальные меры по отдельным категориям граждан, чтобы включить их в список избирателей», — отметила глава ЦИК.
Кроме того, в Стратегии развития Кыргызстана до 2040 года уделили внимание политическим партиям парламентского типа и их финансированию. «За использование административного ресурса в законодательство введут отдельную статью с запретом на занятие определенных должностей. Помимо этого мы предлагаем установить единые дни голосования два раза в год — для местных выборов. Это оптимизирует расходы», — предложила Нуржан Шайлдабекова.
13.08.2018
ЦИК планирует увеличить время проверки граждан в списках избирателей и количество избирательных участков за рубежом
ЦИК планирует увеличить срок, во время которого гражданин может проверить себя в списках избирателей. Об этом 13 августа на заседании Национального совета устойчивого развития сказала глава Центральной избирательной комиссии Нуржан Шайлдабекова.
«На данный момент за 15 дней до дня голосования список избирателей закрывается, и есть случаи, когда человек остается вне голосования. Мы думаем, если будет внедрена система «Тундук», то этот срок можно сократить на 7-10 дней», - сказала она.
По словам главы ЦИК, есть предложения увеличить число избирательных участков за рубежом.
«На данный момент избирательные участки могут быть открыты только в дипломатических представительствах и консульствах. Мы считаем, что открытие участков было бы возможным и в зданиях государственных органов», - сказала она и добавила, что во время президентских выборов в списках избирателей за рубежом числились 18 тыс. 580 человек, а в голосовании приняли участие 5 тыс. 678 человек.
Кроме того, как добавила Н.Шайлдабекова, функция по уточнению списка избирателей будет передана от ГРС в ЦИК. «Таким образом, избиратели смогут решить на участках все вопросы, касающиеся выборов», - сказала она.
10.08.2018
За 10 месяцев ГРС оказано 85 тысяч услуг населению в онлайн режиме
За 10 месяцев онлайн услугами Портала электронных услуг Государственной регистрационной службы portal.tazakoom.kg воспользовались 85 533 раз. Больше всего запросов поступило по проверке штрафов за нарушения ПДД — 36 217 и получения выписки из Единого государственного реестра населения — 21 161. Отмечается увеличение количества поданых электронных заявлений на оформление паспорта, всего оформлено 146.
10.08.2018
«Молодежь и выборы. Участие молодых в выборах – ответственность за будущее!»
ЦИК КР приняла участие в молодежном форум-лагере «Жаш-Булак» в Иссык-Кульской области. C 7 августа в ущелье Карала-Арча села Боконбаево Иссык-Кульской области начался третий Молодежный форум-лагерь «Жаш булак», в котором принимают участие около 300 молодых людей со всех регионов Кыргызстана.
Председатель ЦИК КР Шайлдабекова Н. выступила в качестве главного спикера четвертого дня в форум-лагере «Жаш-булак» на тему «Молодежь и выборы. Участие молодых в выборах – ответственность за будущее!», ознакомила молодых избирателей с этапами выборного процесса, особенностями новой избирательной модели, процедурой голосования. Также в семинар были включены содержательные компоненты: информация о полномочиях Президента, о тайне голосования, противодействие подкупа, внимание к правам избирателям ЛОВЗ – «Захвати соседа!».
Была установлена аппаратура – оборудование по биометрической идентификации избирателей, автоматически считывающая урна, на котором была продемонстрирована вся процедура голосования с выведением результатов на экран. В качестве примера, была создана избирательная комиссия, зарегистрированы 9 кандидатов и избран президент форум-лагеря «Жаш-Булак». Участники мероприятия активно приветствовали наглядную демонстрацию процедуры голосования, исключающую вмешательство в процесс выборов и подведения итогов голосования.
Участники лагеря задали интересующие их вопросы председателю ЦИК КР и получили исчерпывающие ответы. В ходе обсуждения активная молодежь из 7 областей страны охватили широкий круг вопросов избирательной системы Кыргызстана.
В частности:
- установление требований к кандидатам в депутаты местных кенешей и главам ОМСУ: введение избирательного залога, требований о наличии высшего либо среднего образования, стажа работы;
- увеличение количества совместных мероприятий, в том числе в форме дебатов между кандидатами, обеспечение равного доступа кандидатам к СМИ, привлечение к ответственности за «черный PR» в ходе избирательной кампании; - ужесточение требований к кандидатам, имеющим судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;
- привлечение к ответственности за подкуп и использование административного ресурса, которые являются наиболее острыми проблемами при проведении выборов всех уровней. - необходимость проведения совместных встреч и обмена опыта между местными кенешами.
Справочно: Форум-лагерь проходит в формате юрточного лагеря и проводится в условиях минимального комфорта. Одной из целей мероприятия является предоставление возможности участникам усвоить необходимые навыки для их карьеры и личного роста. Организатором молодежного форум-лагеря «Жаш булак» выступает Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта при поддержке ЮНИСЕФ и Национального общества красного полумесяца КР.
Форум-лагерь «Жаш булак» будет проходить с 6 по 12 августа.
8.08.2018
Состоялись выборы глав Кенешского и Достукского айыл окмоту
8 августа 2018 года состоялись выборы глав Кенешского айыл окмоту Кара-Кульжинского района Ошской области, Достукского айыл окмоту Нарынского района Нарынской области.
Таким образом:
- главой Кенешского айыл окмоту Кара-Кульжинского района Ошской области избрана Камарова Жамиля Маматалиевна, набравшая 7 голосов. Всего в Кенешском айылном кенеше 11 депутат, из них присутствовали все 11. На пост главы айыл окмоту претендовали 2 кандидата;
- главой Достукского айыл окмоту Нарынского района Нарынской области избран Сейдилдаев Максатбек Сейдилдаевич, который набрал 6 голосов. Всего в Достукском айылном кенеше 11 депутатов, из них присутствовали все 11. На пост главы айыл окмоту претендовали 2 кандидата.
8.08.2018
Мэром города Бишкек избран Азиз Суракматов
Депутаты городского кенеша на внеочередной XVIII сессии избрали нового мэра города Бишкек. Им стал Азиз Суракматов. В голосовании приняли участие 44 присутствующих депутата. За его кандидатуру проголосовали 43, против — 1.
Для победы Азизу Суракматову было необходимо набрать 23 голоса.
Он оказался единственным претендентом на этот пост. Его кандидатуру выдвинула 31 июля коалиция большинства БГК. Оппозиционная фракция «Республика — Ата-Журт» и премьер-министр Кыргызстана не воспользовались правом выдвижения кандидатуры на пост главы города.
7.08.2018
Бишкекская ТИК рассмотрела заявление граждан города Бишкек Умуралиевой К., Антроповой С. и Биккулова Р.
Бишкекская ТИК сегодня на своем заседании рассмотрела заявление от граждан Умуралиевой К., Антроповой С. и Биккулова Р., в котором они просят не регистрировать Суракматова А. кандидатом на должность мэра города Бишкек, ссылаясь на Закон “О конфликте интересов” и направить в Бишкекский городской кенеш сообщение о необходимости выдвижения другого кандидата.
Решением БТИК принято отказать в удовлетворении жалобы (о нерегистрации кандидата). Также Бишкекская ТИК рекомендует БГК принять необходимые меры по управлению возможным конфликтом интересов в случае его наличия в соответствии с Законом “О конфликте интересов” при избрании и дальнейшем вступлении в должность мэра города Бишкек.
При этом в Бишкекскую ТИК поступило обращение к жителям города Бишкек кандидата на должность мэра города Бишкек Суракматова А., (которое, как указано в обращении, так же направлено им в Бишкекский городской кенеш и ЦИК КР).
6.08.2018
Назначены выборы глав Чаекского и Эмгек-Талинского айыл окмоту Нарынской области
6 августа 2018 года назначены выборы глав Чаекского айыл окмоту Жумгалского района, Эмгек-Талинского айыл окмоту Нарынского района Нарынской области.
Приказом главы государственной администрации – акима Жумгалского района Нарынской области от 30 июля 2018 года № 47 глава Чаекского айыл окмоту Чилпаков Темирбек Осмоналиевич освобождён от занимаемой должности на основании поданного заявления.
Приказом главы государственной администрации – акима Нарынского района Нарынской области от 30 июля 2018 года № 07-пр глава Эмгек-Талинского айыл окмоту Басылбеков Орозобек освобождён от занимаемой должности на основании поданного заявления.
Согласно постановлению ЦИК КР, выборы глав Чаекского айыл окмоту Жумгалского района, Эмгек-Талинского айыл окмоту Нарынского района Нарынской области назначены на 22 августа 2018 года, с 9-00 до 12-00 часов.
Жумгальской и Нарынской ТИК поручено организовать проведение выборов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Справочно: Главой айыл окмоту, согласно статье 48 Закона КР «О местном самоуправлении», может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной либо муниципальной службе не менее 2 лет, либо стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формы собственности не менее 3 лет. Не может быть главой айыл окмоту гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке.
6.08.2018
О жалобе Уметалиевой Т. Дж.
3 августа 2018 года в ЦИК КР поступила жалоба от гражданки Уметалиевой Токтайым Джумаковны об отмене решения Бишкекской ТИК “Об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек”от 31 июля 2018 года № 8/3.
6 августа 2018 года состоялось заседание Рабочей группы по рассмотрению жалоб и заявлений избирателей и иных субъектов избирательного процесса. На заседании Рабочей группы присутствовали Уметалиева Т., Дж, ее доверенные лица Камбаров Н. К., Бабакулов А. С., Сабырбеков Б., М., председатель Бишкекской ТИК Маматов К. А., спецпредставитель ЦИК КР в Бишкекской ТИК Турумбеков М.
В ходе заседания Рабочей группы Уметалиева Т. Дж. дополнила свои требования – рассмотреть вопрос о совместимости позиции председателя Бишкекской ТИК Маматова К. А. с занимаемой должностью по основному месту работы.
31 июля 2018 года в Бишкекскую ТИК обратилась Уметалиева Т. Дж. с заявлением о регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек в порядке «самовыдвижения».
Решением Бишкекской ТИК от 31 июля 2018 года № 8/3 Уметалиевой Т. Дж. в регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек отказано.
В решении Бишкекской ТИК отмечено следующее: в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Конституции Кыргызской Республики, граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и законами.
Согласно части 2 статьи 23 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек имеют фракции, коалиции фракций Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики. Таким образом, законодательством четко определено кому представлено право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек.
Уметалиева Т. Дж. обратилась в Бишкекскую ТИК с заявлением о регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек в порядке «самовыдвижения». Однако, действующим законодательством не предусмотрен порядок самовыдвижения кандидатом на должность мэра города Бишкек,.
Вышеуказанное обжалуемое решение Бишкекской ТИК принято в соответствии со статьей 52 Конституции Кыргызской Республики, статьей 23 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», статьей 20 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики».
1. Уметалиева Т. Дж. в своей жалобе указывает, что «Закон КР «О статусе столицы» не является конституционным законом, а простым законом 4 степени, вступающим в противоречие со ст. 52 Конституции КР. В случае такого противоречия принимаются решения по нормам права вышестоящего закона. Также биография соответствует статье 22 Закона КР «О статусе столицы» (Требования к мэру города Бишкек).
ЦИК КР отмечает, в соответствии со статьей 2 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»:
законодательство это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;
норма права (правовая норма) - общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Статьей 52 Конституции Кыргызской Республики установлено, что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и законами.
В соответствии с частью 2 статьи 112 раздела 8 (Местное самоуправление) Конституции Кыргызской Республики, Главы исполнительных органов местного самоуправления избираются в порядке, установленном законом.
Частью 1 статьи 43 Закона КР «О местном самоуправлении» установлено, что «Выборы мэров городов Бишкек и Ош определяются отдельным законом». Согласно части 2 статьи 44 Закона КР «О местном самоуправлении» «Особенности организации деятельности местного самоуправления в городах республиканского значения определяются законодательством Кыргызской Республики об их статусе».
Согласно Закону КР «О статусе столицы», он «устанавливает особенности организации и осуществления местного самоуправления, порядка формирования органов местного самоуправления в нем, их функции и полномочия, взаимодействия с органами государственной власти, а также закрепляет правовые, организационные, экономические, финансовые и социальные условия осуществления управления в городе Бишкек».
Таким образом, вышеуказанными нормами законодательства определен порядок формирования и проведения выборов мэра города Бишкек.
Статьей 23 Закона КР «О статусе столицы» (Выборы мэра города Бишкек) установлен порядок выдвижения кандидатов на должность мэра города, организация и проведения выборов мэра города. В соответствии с частью 2 статьи 23 указанного Закона «Право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек имеют фракции, коалиции фракций Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики». В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 25 Закона КР «О статусе столицы», «несоблюдение порядка выдвижения, предусмотренного настоящим Законом» может быть основанием отказа в регистрации кандидата.
Уметалиевой Т. Дж. отказано в регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек в связи с несоблюдением порядка выдвижения, предусмотренного Законом КР «О статусе столицы».
ЦИК КР считает, что принятое решение Бишкекской ТИК от 31 июля 2018 года № 8/3 об отказе в регистрации Уметалиевой Т. Дж. кандидатом на должность мэра города Бишкек соответствует нормам действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
2. Уметалиева Т. Дж. отмечает в своем заявлении «секретарь Щербинина А. является ли членом Бишкекской ТИК, имеет ли полномочия?».
В соответствии с частями 1, 4 статьи 19 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики»: территориальная, участковая избирательная комиссия формируется сроком на два года в составе одной второй представителей от политических партий и одной второй - от представителей представительных органов местного самоуправления. Территориальная избирательная комиссия формируется Центральной избирательной комиссией в составе не менее одиннадцати членов из представителей политических партий и лиц, состоящих в резерве соответствующей территориальной избирательной комиссии.
Щербинина Ольга была представлена в состав Бишкекской ТИК в числе кандидатур, утвержденных представительным органом местного самоуправления (постановление Бишкекского городского кенеша от 6 февраля 2018 года № 52).
В соответствии с постановлением ЦИК КР «О формировании составов и резервов территориальных избирательных комиссий Кыргызской Республики» от 13 марта 2018 года № 52, Щербинина О. включена в состав Бишкекской территориальной избирательной комиссии. Решением Бишкекской ТИК от 14 марта 2018 года №1 Щербинина О. избрана секретарем Бишкекской ТИК.
Согласно ч. 11 ст. 23 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», решения территориальной избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Таким образом, Щербинина О. правомочна подписывать решение Бишкекской ТИК в качестве её секретаря.
3. Далее, Уметалиева Т.Дж. просит рассмотреть вопрос о совместимости занимаемой должности Маматова К. А. по основному месту работы с председательством в Бишкекской ТИК.
В соответствии с ч. 1 ст.23 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», членом территориальной, участковой избирательной комиссии не может быть:
1) депутат Жогорку Кенеша, депутат местного кенеша;
2) должностное лицо государственных органов и органов местного самоуправления;
3) судья, работник правоохранительного и фискального органа, военнослужащий;
4) кандидат, представитель кандидата и политической партии;
5) лицо, имеющее гражданство иного государства;
6) лицо, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке;
7) член другой избирательной комиссии.
Председатель Бишкекской ТИК Маматов К. А. по основному месту работы занимает должность председателя Совета директоров ОАО «Айыл Банк».
В соответствии со свидетельством о государственной перерегистрации юридического лица от 7 мая 2018 года форма собственности ОАО «Айыл Банк» - частная.
Согласно ст. 3 Закона КР «Об акционерных обществах», «акционерное общество - это юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность с целью получения прибыли и привлекающее средства путем выпуска и размещения акций. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает п&