Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Плохих политиков порождают пассивные избиратели
Темирлан Сарлыкбек уулу

К Международному дню борьбы с коррупцией: антикоррупционные меры в избирательном процессе Кыргызстана

 

 

 

9 декабря 2019 года Международный день борьбы с коррупцией, день когда более 170 государств приняли на себя обязательство по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения.

 

В процессе реформирования избирательной системы в ЦИК КР  проведен широкий комплекс  антикоррупционных мер, исключающих основы коррупции в выборном процессе.

 

1.  Внедрение в избирательный процесс новых технологий – системы идентификации избирателей по биометрическим данным и автоматически считывающих урн  (АСУ) в качестве инструмента контроля ручного подсчета, а также регламентация ряда основных процедур в ходе голосования и подведения итогов голосования и результатов выборов позволили достигнуть прозрачности и достоверности при проведении выборов в Кыргызской Республике, а также способствовали исключению фальсификаций по участию в голосовании и при подсчете голосов.

 

 

2.  Основными текущими результатами проводимой реформы избирательной системы стали достоверность, прозрачность, повышение конкурентности  выборов, улучшение правовых и практических условий для свободного волеизъявления граждан:

 

  • реализация принципа «один избиратель – один голос», исключены возможности фальсификаций числа участвовавших в голосовании  («карусели» ввиду прозрачной процедуры формирования списка избирателей и биометрической идентификации избирателей невозможны, массовые вбросы бюллетеней не могут быть скрыты),

 

  • достоверность и полная прозрачность подсчета итогов голосования стала реальностью благодаря расширению инструментов внешнего контроля и анализа действий избирательных комиссий по подсчету голосов: возможность сопоставления итогов АСУ и ручного подсчета, введение функции направления и отображения на сайте графических скан-копий протоколов ручного подсчета и копий отчетов ГРС при ПКР об идентификации избирателей с каждого участка сразу по завершении ручного подсчета делают невозможной фальсификацию итогов голосования,
  • мгновенная бесконтактная отправка результатов с АСУ на участках на сервер ЦИК КР и автоматический свод на сервере итогов ручного подсчета голосования с участков, создание условий для эффективного гражданского контроля (через оперативную публикацию итогов голосования и обеспечение всех наблюдателей в УИК и ТИК копиями отчетов ГРС об идентификации, итогов АСУ и копиями протоколов УИК и ТИК об итогах голосования) исключают возможность фальсификаций и неправомерного изменения итогов голосования в пользу заинтересованных лиц, чем ранее злоупотребляли избирательные комиссии всех уровней, т.е. исключают основы коррупции со стороны организаторов выборов.
     

 

3. Кроме того, для искоренения основ коррупции в системе избирательных комиссий и повышения качества работы УИК были предприняты меры по повышению профессионализма членов УИК: новый модуль обучения членов ИК, использование эффективных средств краткосрочного обучения, своевременное обучение членов избирательных комиссий и проведение мотивационных встреч с избирательными комиссиями (о добросовестном исполнении закона и применении мер ответственности за нарушения процедур).

 

Налажено эффективное взаимодействие ЦИК с нижестоящими избирательными комиссиями. Регулярные встречи с экспертами, организация и проведение обучения, консультации для членов избирательных комиссий (с ИК в отдаленных районах в онлайн-режиме через планшеты) продемонстрировали свою эффективность в период выборов в стране, о чем говорит факт, что когда свыше 98% участковых комиссий сработали без нарушений процедур голосования и подсчета.

 

 

4.      В целях исключения попыток подкупа членов избирательных комиссий, снижения текучести кадров, Законом введена система вознаграждений членам комиссий. Постановлением Правительства Кыргызской Республики №242 от 26 апреля 2017 года, были установлены размеры вознаграждений членам избирательных комиссий, данные нововведения позволили снизить текучесть кадров участковых комиссий с 23% на конец 2016 года до 7% в августе 2017 года. Также это стало хорошей антикоррупционной мерой, повышающей ответственность и мотивацию членов комиссий, подчеркивающей важность миссии членов комиссий для страны, в связи с чем государством предприняты данные меры.

 

 

5. Формирование на выборах Координационных групп оперативного реагирования (далее КГОР), целью которых является оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.

 

КГОР провела работу с правоохранительными органами, избирательными комиссиями, СМИ, гражданским обществом. Осуществляла информирование граждан о состоянии работы с нарушениями, проводила оценку поступающих заявлений и жалоб о правонарушениях, оперативно направляла их в соответствующие правоохранительные органы, в компетенцию которых входило рассмотрение и принятие соответствующих решений.

 

В период подготовки и проведения выборов, КГОР принимала срочные меры по обеспечению безопасности и общественного порядка, а также пресечению подкупа избирателей, действий, нарушающих избирательные права граждан или мешающих работе избирательной комиссии.

 

В день голосования КГОР осуществляла общую координацию по реагированию на правонарушения, тесно взаимодействовала с избирательными комиссиями и компетентными органами при выявлении и устранении нарушений избирательного законодательства. За время проведения выборов Президента Кыргызской Республики в КГОР поступило 166 заявлений.

 

Следует отметить, что 8 августа 2019 года были внесены изменения в законы о выборах, которые закрепили, что при подготовке и проведении выборов формируются Координационные группы оперативного реагирования на всех уровнях избирательных комиссий, в состав которых входят представители правоохранительных органов.

 

Основными функциями координационной группы оперативного реагирования являются оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.

 

 

6.      Законом предусмотрена деятельность Контрольно-ревизионной группы Центральной избирательной комиссии (далее КРГ), которая в период выборного процесса осуществляет контроль за целевым расходованием денежных средств, выделенных из республиканского бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, избирательных фондов политических партий, проверку финансовых отчетов.

 

Кроме этого проводит проверку соблюдения избирательными комиссиями, кандидатами, политическими партиями законодательства Кыргызской Республики, нормативно – правовых актов ЦИК, регулирующих финансирование выборов, проверку финансовых отчетов кандидатов, политических партий, установления их соответствия первичным финансовым документам, контроль за возвратом остатков неизрасходованных денежных средств избирательных фондов кандидатами, политическими партиями после завершения выборов, проведение проверок на предприятиях, банках и иных кредитно-финансовых учреждениях, независимо от форм собственности, по вопросам, касающимся финансирования избирательных кампаний.

 

 

7. В целях повышения прозрачности управления выборными процессами, были приняты меры по открытому, своевременному, объективному рассмотрению жалоб и избирательных споров.

 

С 2017 года на официальном сайте  Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, функционирует электронный Реестр жалоб и обращений.  В Реестре размещается информация о заявлениях и жалобах, поступивших в ходе выборов, результатах их рассмотрения избирательными комиссиями и судами, с отображением скан-копий самих заявлений и жалоб, принятых решений, судебных актов. Участники избирательного процесса имеют возможность подать заявление в онлайн режиме.

 

Практика внедрения электронного реестра подачи заявлений и жалоб закреплена в 2019 году в Законе Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», а также  внесены нормы в части уточнения сроков рассмотрения жалоб, дифференцированы нарушения.

 

 

8.        Важным фактором укрепления независимой организации выборов, является предусмотренный Стратегией совершенствования законодательства о выборах КР на 2018-2020 годы, переход от ГРС (исполнительное адмведомство) к ЦИК (независимый орган) функций по уточнению списков избирателей и их идентификации.

 

 

9.        В Аппарате ЦИК Кыргызской Республики организована работа направленная на повышение потенциала Аппарата ЦИК, работа по предупреждению коррупции - антикоррупционное просвещение и обучение, а также работа по формированию беспристрастности, нетерпимости к коррупционным проявлениям  в государственной службе.

 

Семинары и тренинги были организованы также для широкого круга субъектов избирательного процесса:

 

-представителей политических партий Кыргызской Республики по вопросам участия в избирательной кампании по выборам Президента Кыргызской Республики, выборам в местные кенеши;

 

 -уполномоченных представителей кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики по выборам, по финансовым вопросам, по избирательным спорам,

 

- журналистов государственных и региональных СМИ – об освещении избирательного процесса, правилах информирования и агитации,

 

PR- служб штабов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики по правилам ведения предвыборной агитации.

 

сотрудников правоохранительных органов  по теме «Взаимодействие правоохранительных органов по противодействию подкупу избирателей и обеспечению безопасности во время выборов».

 

 

10. Однако в избирательном процессе остаются еще ряд факторов коррупциогенного характера, требующих серьезной работы. Наиболее часто встречающейся, латентной формой электоральной коррупции является подкуп избирателей.

 

В целях совершенствования противодействия подкуп с января 2019 года законодательно переведен из категории дел частного обвинения, в категорию преступлений частно-публичного обвинения.

 

В настоящее время депутатами ЖК КР инициирован законопроект, который направлен на повышение эффективности санкций против подкупа и неправомерного использования административного ресурса в целях выдвижения или избрания.

 

 

В целях противодействия правонарушениям в избирательной системе КР, в Уголовном кодексе Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 года № 19, в главе 29 «Преступления против гражданских и иных прав человека» предусмотрены нормы, повышающие ответственность граждан за:

 

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав,  статья 191 УК КР;

 

Подкуп голосов избирателей, статья 192 УК КР;

 

- Нарушение порядка финансирования избирательной кампании,  статья 193 УК КР;

 

- Незаконное использование средств при проведении выборов или референдума, статья 194 УК КР;

 

- Фальсификация избирательных документов, статья 195 УК КР.

 

 

Избирательная система Кыргызстана находится в процессе реформирования и поиска эффективных форм и методов по исключению любых правонарушений в период подготовки и проведения выборов в стране, по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в избирательном процессе.