Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за декабрь 2019 года
26.12.19
ЦИК КР провела в Баткенской области информационно-разъяснительную работу по изменениям избирательного законодательства и актуальным вопросам подготовки выборов с учетом графика очередных выборов
26 декабря 2019 года ЦИК КР совместно с Полномочным представителем Правительства в Баткенской области провела информационно-разьяснительную работу для акимов районов, глав исполнительных органов МСУ области, председателей ТИК, специальных представителей и системных администраторов ЦИК по Баткенской области.
Участники совещания были информированы об изменениях норм избирательного законодательства и о необходимых актуальных мерах в свете предстоящих в 2020 году выборов в местные кенеши и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
Председатель ЦИК Шайлдабекова Н., информировала участников совещания о графике выборов республиканского и местного уровня. Так, согласно графику, в 2020 году в Баткенской области 12 апреля пройдут выборы депутатов 2-х айылных кенешей в Лейлекском районе, в апреле 2021 года – депутатов 25- местных кенешей, 6 – городских кенешей, в 2022 году- в 1 местном кенеше и 2023 годах –3 местных кенешей.
Справочно: В Баткенской области три города областного значения- Баткен, Кызыл-Кыя, Сулюкта, три района и 207 населенных пунктов. Имеются 37 местных кенеша, включая 6 городских (Баткен, Кызыл-Кыя, Сулюкта, Исфана, Кадамжай, Айдаркен) и 31 айылных кенеша, общее количество мандатов в которых составляет 797. Местные выборы проводятся в 129 многомандатных округах. Для организации выборов работают 6 территориальных и 200 участковых избирательных комиссий.
Согласно данным Государственной регистрационной службы, идет постоянный рост числа граждан, включаемых в список избирателей – за 2 года в целом по республике число избирателей увеличилось более чем на 300 тысяч человек по отношению к списку избирателей в октябре 2017 года, и составило 3 335 718 человек.
В Баткенской области число избирателей составляет на сегодня 278 151, с увеличением на 34,4 тыс. человек по сравнению с 2017 годом. Вместе с тем, число граждан, не прошедших биометрическую регистрацию, и соответственно, остающихся вне списка избирателей, остается по республике немалым и требует принятия эффективных информационных и организационных мер, создания удобных условий для биометрической регистрации граждан.
В 2017 году ЦИКом, Правительством, госорганами и органами МСУ на местах была заблаговременно проведена большая эффективная работа по инвентаризации наименований улиц и населенных пунктов, на основе которой были актуализированы данные ИС «Адресный регистр», соответственно - границы и схемы избирательных участков, что в свою очередь способствовало улучшению формирования списка избирателей.
Эти меры, вкупе с проведенной работой по улучшению процедур и условий биометрической регистрации граждан и выдачей биометрических паспортов, позволили включить свыше 200 тысяч граждан в список избирателей перед выборами 2017 года.
Важно и целесообразно провести аналогичную заблаговременную работу с учетом предстоящих уже в апреле 2020 года в Баткенской области выборов депутатов 2-х местных кенешей и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в октябре 2020 года.
Со своей стороны, ЦИК выражает готовность к взаимодействию с госорганами и органами МСУ в области по данным насущным вопросам обеспечения избирательных прав граждан. Также ЦИКом будет продолжена информационно-разьяснительная работа по изменениям законодательства о выборах, по статистике проведенных выборов в разрезе районов и айылных аймаков.
19.12.19
Состоялось заседание Рабочей группы по совершенствованию реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики с ограниченными возможностями здоровья.
19 декабря в Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики состоялось очередное совещание Рабочей группы по совершенствованию реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики с ограниченными возможностями здоровья.
В мероприятии приняли участие представители различных государственных органов. Цель обсуждения – выработка взаимодействия реализации избирательных прав граждан отдельных категорий избирателей
На совещании согласно повестке дня обсудили ряд изменений в законодательстве Кыргызской Республики о выборах по обеспечению избирателей с ОВЗ и отдельных категорий, проекте формирования карты потребностей, а также промежуточных результатах мониторинга избирательных участков на предмет доступности.
Рабочей группой была озвучена рассмотреть возможность внести изменения в Положения «Об обеспечении реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике» и Положения «Об обеспечении избирательных прав граждан отдельных категорий при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики».
16.12.19
В Жогорку Кенеше проходят парламентские слушания «Парламентский контроль: Оценка как инструмент учета общественных интересов»
Комитет по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции сегодня, 16 декабря проводит парламентские слушания, на которых обсуждаются механизмы оценки в рамках функций парламентского контроля.
Комитет по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции провел работу по оценке исполнения Закона КР «О профилактике правонарушений» и отдельных норм Закона КР «Об охране и защите от семейного насилия». Обозначено, что данная оценка была проведена с привлечением членов Рабочей группы по мониторингу и оценке исполнения законодательства в сфере правопорядка и при содействии ОО «Гражданский союз». По результатам оценки Комитет поручил пересмотреть Закон КР «О профилактике правонарушений» и разработать Концепцию государственной политики в сфере профилактики правонарушений. Проект Закона «Об основах профилактики правонарушений в Кыргызской Республике» разработан и вынесен на общественное обсуждение.
На парламентских слушаниях обсуждаются предлагаемые концепция и проект Закона «Об основах профилактики правонарушений», результаты исполнения решения Комитета.
Отметим, что для организации систематического парламентского контроля за эффективностью исполнения законодательства 20 ноября 2019 года принято постановление Жогорку Кенеша «Об утверждении Концепции применения инструментов оценки в рамках реализации функций парламентского контроля Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Апробация этой методики успешно прошла также на базе Комитета по социальным вопросам образованию, науке, культуре и здравоохранению, оценка была проведена по статье 9 Закона КР «О социальных пособиях».
16.12.19
ресс-служба Жогорку Кенеша и ОФ «Плюс» презентовали результаты проекта по обеспечению доступа лиц с инвалидностью к информации о деятельности парламента
В пресс-центре Жогорку Кенеша сегодня, 16 декабря, состоялась презентация промежуточных результатов совместного проекта «Доступ лиц с инвалидностью по зрению и слуху к информации о деятельности парламента», реализуемого Пресс-службой Жогорку Кенеша и Общественным фондом «Плюс».
Как отметил представитель ОФ «Плюс» Анвар Меделбек уулу, в рамках проекта были выпущены информационные материалы рельефно-точечным шрифтом Брайля тиражом в 200 экземпляров. Материалы переданы в Республиканскую библиотеку слепых, в Жогорку Кенеш, двум школам-интернатам для слепых и слабовидящих детей. Для людей с инвалидностью по слуху были сняты 8 видеороликов о деятельности парламента в формате влога на жестовом языке.
Для людей с нарушениями зрения был разработан аудио гид в качестве онлайн экскурсии по Жогорку Кенешу. Аудио гид доступен в электронной библиотеке слепых для пользователей из стран СНГ. Количество прослушавших достигло более 2 тыс. пользователей.
В рамках проекта также разработана медиа-стратегия для сотрудников Пресс-службы ЖК по адаптации материалов к восприятию лиц с инвалидностью по зрению и слуху. С января 2019 года по настоящее время 24 телепередач Пресс-службы – «Парламентаризм сабактары», «Парламент» выпущены с сурдопереводом.
В свою очередь руководитель Пресс-службы ЖК КР Ибрагим Нуракун уулу отметил, что передачи с сурдопереводом «Парламентаризм сабактары», «Парламент» показаны максимально широкой аудитории, поскольку программы продолжительностью 40 минут транслируются по ОТРК, «Пирамиде», местным телеканалам, на YouTube и других информационных площадках.
«Также мы дорабатываем сайт Жогорку Кенеша для улучшения его визуальной доступности путем внедрения различных элементов, возможности масштабирования текста и изображения. Я надеюсь, что наши достижения будут хорошим примером для других госорганов», - говорит И.Нуракун уулу.
Эксперт, блогер, активно выступающий за расширение прав ЛОВЗ, Аскар Турдугулов выразил признательность за реализацию проекта, а также указал на необходимость создания безбаръерной среды в парламенте, отметив, что отсутствие качественных пандусов, подъемников делает невозможным комфортное передвижение лиц с инвалидностью на территории и в здании Жогорку Кенеша.
Ибрагим Нуракун уулу согласился с этим мнением, а также подчеркнул, что парламент уже предпринял первые шаги к инклюзивной инфраструктуре. Так, год назад в целях улучшения физического доступа к зданию парламента был проведен мониторинг с участием лиц с инвалидностью и экспертов. Рекомендации мониторинга были приняты Комитетом Жогорку Кенеша по социальным вопросам, а реализация была поручена Управлению делами ЖК КР. Летом уборные помещения были адаптированы для пользования посетителей с инвалидностью, было построено 2 пандуса.
«Подобного рода обсуждения с участием экспертов и СМИ позволяют вскрывать проблемы, открыто о них говорить. Конечно, многие вопросы обеспечения физического доступа ЛОВЗ упираются в проблему дефицита бюджета. Также немаловажную роль играет тот факт, что здание парламента является старым и, соответственно, инженерно-технические решения при его строительстве принимались без учета потребностей ЛОВЗ. В связи с этим Пресс-служба ЖК наряду с работой по расширению доступа к информации лиц с инвалидностью, совместно с общественными организациями ставит вопрос о необходимости создания инклюзивной инфраструктуры, доводит его до сведения ответственных структур», - заключил Ибрагим Нуракун уулу.
11.12.19
Универсальный центр обслуживания населения в Узгенском районе
В рамках реализации Указа Президента Кыргызской Республики об объявлении 2019 года «Годом развития регионов и цифровизации страны», 11 декабря 2019 года в селе Прогресс Жылалдинского айыльного аймака Узгенского района Ошской области на территории рынка «Өзгөн Дордой Базары» состоялось открытие нового Центра обслуживания населения. Этот Центр стал вторым по счету в данном районе, первый был открыт в 2017 году в г.Узген. Необходимость открытия второго ЦОНа в данном районе обусловлена густонаселенностью Узгенского района и создания дополнительных условий для получения госуслуг качественно, быстро и своевременно.
В отличие от других подобных Центров, новый ЦОН в Узгенском районе наряду с услугами по линии паспорта и ЗАГС будет также предоставлять услуги по регистрации транспортных средств и водительского состава, что является новшеством в деятельности Центров обслуживания населения.
Граждане смогут получить широкий спектр государственных услуг по принципу «единого окна»: оформить паспорт, получить ПИН, сдать документы на пособие «балага суйунчу», получить первичные услуги по линии ЗАГС, зарегистрировать/перерегистрировать транспортное средство и оформить документы на водительское удостоверение.
Общая площадь нового ЦОНа составляет 410 кв.м., предусмотрены справочная, зал ожидания, касса, услуги фото и ксерокопирования, созданы условия для ЛОВЗ. Заявители могут собрать все необходимые документы, не выходя из здания.
Данный ЦОН оснащен видеокамерами, электронной очередью, все процессы по документированию населения автоматизированы.
Работы по открытию новых Центров в регионах республики будут продолжены.
9.12.19
К Международному дню борьбы с коррупцией: антикоррупционные меры в избирательном процессе Кыргызстана
9 декабря 2019 года Международный день борьбы с коррупцией, день когда более 170 государств приняли на себя обязательство по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения.
В процессе реформирования избирательной системы в ЦИК КР проведен широкий комплекс антикоррупционных мер, исключающих основы коррупции в выборном процессе.
1. Внедрение в избирательный процесс новых технологий – системы идентификации избирателей по биометрическим данным и автоматически считывающих урн (АСУ) в качестве инструмента контроля ручного подсчета, а также регламентация ряда основных процедур в ходе голосования и подведения итогов голосования и результатов выборов позволили достигнуть прозрачности и достоверности при проведении выборов в Кыргызской Республике, а также способствовали исключению фальсификаций по участию в голосовании и при подсчете голосов.
2. Основными текущими результатами проводимой реформы избирательной системы стали достоверность, прозрачность, повышение конкурентности выборов, улучшение правовых и практических условий для свободного волеизъявления граждан:
- реализация принципа «один избиратель – один голос», исключены возможности фальсификаций числа участвовавших в голосовании («карусели» ввиду прозрачной процедуры формирования списка избирателей и биометрической идентификации избирателей невозможны, массовые вбросы бюллетеней не могут быть скрыты),
- достоверность и полная прозрачность подсчета итогов голосования стала реальностью благодаря расширению инструментов внешнего контроля и анализа действий избирательных комиссий по подсчету голосов: возможность сопоставления итогов АСУ и ручного подсчета, введение функции направления и отображения на сайте графических скан-копий протоколов ручного подсчета и копий отчетов ГРС при ПКР об идентификации избирателей с каждого участка сразу по завершении ручного подсчета делают невозможной фальсификацию итогов голосования,
- мгновенная бесконтактная отправка результатов с АСУ на участках на сервер ЦИК КР и автоматический свод на сервере итогов ручного подсчета голосования с участков, создание условий для эффективного гражданского контроля (через оперативную публикацию итогов голосования и обеспечение всех наблюдателей в УИК и ТИК копиями отчетов ГРС об идентификации, итогов АСУ и копиями протоколов УИК и ТИК об итогах голосования) исключают возможность фальсификаций и неправомерного изменения итогов голосования в пользу заинтересованных лиц, чем ранее злоупотребляли избирательные комиссии всех уровней, т.е. исключают основы коррупции со стороны организаторов выборов.
3. Кроме того, для искоренения основ коррупции в системе избирательных комиссий и повышения качества работы УИК были предприняты меры по повышению профессионализма членов УИК: новый модуль обучения членов ИК, использование эффективных средств краткосрочного обучения, своевременное обучение членов избирательных комиссий и проведение мотивационных встреч с избирательными комиссиями (о добросовестном исполнении закона и применении мер ответственности за нарушения процедур).
Налажено эффективное взаимодействие ЦИК с нижестоящими избирательными комиссиями. Регулярные встречи с экспертами, организация и проведение обучения, консультации для членов избирательных комиссий (с ИК в отдаленных районах в онлайн-режиме через планшеты) продемонстрировали свою эффективность в период выборов в стране, о чем говорит факт, что когда свыше 98% участковых комиссий сработали без нарушений процедур голосования и подсчета.
4. В целях исключения попыток подкупа членов избирательных комиссий, снижения текучести кадров, Законом введена система вознаграждений членам комиссий. Постановлением Правительства Кыргызской Республики №242 от 26 апреля 2017 года, были установлены размеры вознаграждений членам избирательных комиссий, данные нововведения позволили снизить текучесть кадров участковых комиссий с 23% на конец 2016 года до 7% в августе 2017 года. Также это стало хорошей антикоррупционной мерой, повышающей ответственность и мотивацию членов комиссий, подчеркивающей важность миссии членов комиссий для страны, в связи с чем государством предприняты данные меры.
5. Формирование на выборах Координационных групп оперативного реагирования (далее КГОР), целью которых является оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.
КГОР провела работу с правоохранительными органами, избирательными комиссиями, СМИ, гражданским обществом. Осуществляла информирование граждан о состоянии работы с нарушениями, проводила оценку поступающих заявлений и жалоб о правонарушениях, оперативно направляла их в соответствующие правоохранительные органы, в компетенцию которых входило рассмотрение и принятие соответствующих решений.
В период подготовки и проведения выборов, КГОР принимала срочные меры по обеспечению безопасности и общественного порядка, а также пресечению подкупа избирателей, действий, нарушающих избирательные права граждан или мешающих работе избирательной комиссии.
В день голосования КГОР осуществляла общую координацию по реагированию на правонарушения, тесно взаимодействовала с избирательными комиссиями и компетентными органами при выявлении и устранении нарушений избирательного законодательства. За время проведения выборов Президента Кыргызской Республики в КГОР поступило 166 заявлений.
Следует отметить, что 8 августа 2019 года были внесены изменения в законы о выборах, которые закрепили, что при подготовке и проведении выборов формируются Координационные группы оперативного реагирования на всех уровнях избирательных комиссий, в состав которых входят представители правоохранительных органов.
Основными функциями координационной группы оперативного реагирования являются оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.
6. Законом предусмотрена деятельность Контрольно-ревизионной группы Центральной избирательной комиссии (далее КРГ), которая в период выборного процесса осуществляет контроль за целевым расходованием денежных средств, выделенных из республиканского бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, избирательных фондов политических партий, проверку финансовых отчетов.
Кроме этого проводит проверку соблюдения избирательными комиссиями, кандидатами, политическими партиями законодательства Кыргызской Республики, нормативно – правовых актов ЦИК, регулирующих финансирование выборов, проверку финансовых отчетов кандидатов, политических партий, установления их соответствия первичным финансовым документам, контроль за возвратом остатков неизрасходованных денежных средств избирательных фондов кандидатами, политическими партиями после завершения выборов, проведение проверок на предприятиях, банках и иных кредитно-финансовых учреждениях, независимо от форм собственности, по вопросам, касающимся финансирования избирательных кампаний.
7. В целях повышения прозрачности управления выборными процессами, были приняты меры по открытому, своевременному, объективному рассмотрению жалоб и избирательных споров.
С 2017 года на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, функционирует электронный Реестр жалоб и обращений. В Реестре размещается информация о заявлениях и жалобах, поступивших в ходе выборов, результатах их рассмотрения избирательными комиссиями и судами, с отображением скан-копий самих заявлений и жалоб, принятых решений, судебных актов. Участники избирательного процесса имеют возможность подать заявление в онлайн режиме.
Практика внедрения электронного реестра подачи заявлений и жалоб закреплена в 2019 году в Законе Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», а также внесены нормы в части уточнения сроков рассмотрения жалоб, дифференцированы нарушения.
8. Важным фактором укрепления независимой организации выборов, является предусмотренный Стратегией совершенствования законодательства о выборах КР на 2018-2020 годы, переход от ГРС (исполнительное адмведомство) к ЦИК (независимый орган) функций по уточнению списков избирателей и их идентификации.
9. В Аппарате ЦИК Кыргызской Республики организована работа направленная на повышение потенциала Аппарата ЦИК, работа по предупреждению коррупции - антикоррупционное просвещение и обучение, а также работа по формированию беспристрастности, нетерпимости к коррупционным проявлениям в государственной службе.
Семинары и тренинги были организованы также для широкого круга субъектов избирательного процесса:
-представителей политических партий Кыргызской Республики по вопросам участия в избирательной кампании по выборам Президента Кыргызской Республики, выборам в местные кенеши;
-уполномоченных представителей кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики по выборам, по финансовым вопросам, по избирательным спорам,
- журналистов государственных и региональных СМИ – об освещении избирательного процесса, правилах информирования и агитации,
- PR- служб штабов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики по правилам ведения предвыборной агитации.
- сотрудников правоохранительных органов по теме «Взаимодействие правоохранительных органов по противодействию подкупу избирателей и обеспечению безопасности во время выборов».
10. Однако в избирательном процессе остаются еще ряд факторов коррупциогенного характера, требующих серьезной работы. Наиболее часто встречающейся, латентной формой электоральной коррупции является подкуп избирателей.
В целях совершенствования противодействия подкуп с января 2019 года законодательно переведен из категории дел частного обвинения, в категорию преступлений частно-публичного обвинения.
В настоящее время депутатами ЖК КР инициирован законопроект, который направлен на повышение эффективности санкций против подкупа и неправомерного использования административного ресурса в целях выдвижения или избрания.
В целях противодействия правонарушениям в избирательной системе КР, в Уголовном кодексе Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 года № 19, в главе 29 «Преступления против гражданских и иных прав человека» предусмотрены нормы, повышающие ответственность граждан за:
- Воспрепятствование осуществлению избирательных прав, статья 191 УК КР;
- Подкуп голосов избирателей, статья 192 УК КР;
- Нарушение порядка финансирования избирательной кампании, статья 193 УК КР;
- Незаконное использование средств при проведении выборов или референдума, статья 194 УК КР;
- Фальсификация избирательных документов, статья 195 УК КР.
Избирательная система Кыргызстана находится в процессе реформирования и поиска эффективных форм и методов по исключению любых правонарушений в период подготовки и проведения выборов в стране, по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в избирательном процессе.
6.12.19
Для участия в очередных парламентских выборах политические партии должны пройти регистрацию в срок, отведенный законом
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики информирует, что согласно части 2 статьи 60 конституционного Закона «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», право выдвигать списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша имеют политические партии, прошедшие государственную регистрацию и/или перерегистрацию в установленном порядке не менее чем за 6 месяцев до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
В этой связи, отмечаем, что согласно части 3 статьи 59 конституционного Закона «Очередные выборы в Жогорку Кенеш назначаются Президентом не ранее чем за 100 календарных дней и не позднее чем за 90 календарных дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который был избран Жогорку Кенеш действующего созыва. Конституционный срок, на который избирается Жогорку Кенеш, исчисляется со дня его избрания. Днем избрания Жогорку Кенеша является день голосования, в результате которого он был избран в правомочном составе».
Исходя из этих положений закона, очередные выборы депутатов Жогорку Кенеша могут быть назначены на 4 октября 2020 года, а решение об их назначении может быть принято в период с 26 июня по 6 июля 2020 года.
В этой связи, политические партии, намеревающиеся участвовать в очередных выборах в Жогорку Кенеш, должны пройти регистрацию и/или перерегистрацию для участия в парламентских выборах в отведенный законом срок не менее чем за 6 месяцев до опубликования решения о назначении выборов.
Согласно статье 60 конституционного Закона «Государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере государственной регистрации политических партий (Министерство юстиции КР-прим.), составляет список зарегистрированных политических партий и не позднее чем через 3 календарных дня со дня вступления в силу решения о назначении выборов обеспечивает публикацию списка в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики с указанием руководителя каждой политической партии и в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию».
Решение о выдвижении списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
3.12.19
Об изменениях в законодательстве для улучшения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья
Создание инклюзивной среды и доступа участия в избирательном процессе для лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений работы Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
Основополагающие нормы по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями здоровья содержат:
- Конституция Кыргызской Республики;
- Закон Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Законом Кыргызской Республики от 13 марта 2019 года № 34.
Законодательство Кыргызской Республики требует для лиц с ограниченными возможностями здоровья равных со всеми другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранения ограничений в их жизнедеятельности, создания благоприятных условий, позволяющих лицам с ограниченными возможностями здоровья вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, политической и культурной жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.
Избирательные права лиц с ограниченными возможностями здоровья также специально оговорены и в законодательстве о выборах.
Стратегией совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020 гг., одобренной Национальным советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики, предусмотрен широкий круг мер по улучшению условий обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях реализации избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активизации их участия в избирательном процессе, 27 июня 2019 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики приняты ряд законов которые были подписаны и вступили в силу в августе 2019 года, в частности:
- конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики»;
- Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей».
Указанными изменениями в законодательство установлены следующие условия для улучшения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1. Прежде всего введено понятие «избиратели с ограниченными возможностями здоровья» - это граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, выраженными в нарушении слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, приводящими к ограничению полноценного осуществления избирательных прав на общих условиях.
2. Требование об обеспечении доступности, включая удобные подъездные и пешеходные пути, специальные места для стоянки личного автотранспорта, размещение помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов, широкие проемы дверей, наличие пандусов (а в случае невозможности установки пандуса, оснащение кнопкой вызова помощи), настилов, тактильных указателей, достаточного освещения.
Адаптация помещения для голосования является важным компонентом инклюзивного принципа в выборном процессе.
Для организации голосования на территории республики образуются свыше 2300 участков, которые располагаются:
- 1633 участков - в зданиях учебных заведений;
- 334 УИК - в учреждениях культуры;
-206 УИК – в административных зданиях и муниципальных территориальных управлениях;
- 32 УИК – в учреждениях здравоохранения
- 93 УИК - в частном секторе.
Обеспечение доступности избирательных участков для ЛОВЗ будет иметь мультиэффект, как мера не только для выборов но и как мера обеспечивающая доступность для граждан учреждений образования, культуры, здравоохранения и административных учреждений, где расположены избирательные участки.
В настоящее время, во взаимодействии с Правительством Кыргызской Республики, местными госорганами и органами местного самоуправления реализуется план обеспечения доступности избирательных участков, по обустройству пандусами и перилами ведомственных зданий, где располагаются избирательные участки в целях создания безбарьерной среды для повышения участия ЛОВЗ в выборах Кыргызской Республики.
3. Для учета избирателей с ограниченными возможностями здоровья и составления карты потребностей граждан с ОВЗ по каждому участку, установлена обязанность для уполномоченных государственных органов по предоставлению сведений о фактической численности избирателей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 1 февраля и 1 августа каждого года в Центральную избирательную комиссию. Это позволит иметь информацию по каждому избирательному участку: количеству граждан с ОВЗ; специальных потребностей для реализации избирательных прав граждан с ОВЗ и т.д.
4. Предусмотрены новые требования к информационным материалам: при информировании граждан Центральная избирательная комиссия использует специальные форматы: аудио-, видеоформат (на цифровых носителях) с использованием сурдоперевода или субтитрирования, печать увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также материалы шрифтом Брайля или иными спецсредствами.
Следует отметить, что на последних выборах Центральная избирательная комиссия применила средства помощи гражданам со слабым зрением или отсутствием зрения: бюллетени-трафареты со шрифтом Брайля и специальные увеличительные лупы формата А4, отдельные кабины для голосования лицам использующим коляски для передвижения, методические пособия о понимании инвалидности для членов избирательных комиссий. Также граждане с ОВЗ могли использовать кнопки вызова, установленные у входа в здания, для того, чтобы воспользоваться помощью члена избирательной комиссии. Теперь эти меры стали законодательно обязательными для избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления.
5. Предусмотрены требования обязывающие кандидатов и политические партии публиковать и распространять часть агитационных материалов с использованием специальных форматов - не менее 1% от общего тиража агитматериалов.