Политические партии Кыргызстана: генезис, база, перспектива
Автор: Бермет Иманалиева, научный сотрудник НИСИ КР
Процесс развития и становления демократических институтов, прежде всего, политических партий, многопартийное строительство, определяет сегодняшнее содержание общественной жизни Кыргызстана. Нынешний партийный статус-кво имеет достаточно богатую историю, не менее занимательную предысторию. Рождение и формирования многопартийной системы в КР интересно с точки зрения этапов становления.
В 1991-1993 годах после развала советской однопартийной системы в Конституции Кыргызской Республики формируются основы свободных выборов и многопартийности. В 1991 году – закон «О гражданских организациях», а в 1999 году был принят закон «О политических партиях». Этот закон является весьма либеральным и предусматривает создание политической партии по инициативе 10 человек.
В Кыргызстане с этого времени начинается процесс организации законодательных органов власти, создаются политические партии, которые активно включаются в избирательные процессы.
С 2000 года создаются условия для участия политических партий в формировании парламента Кыргызской Республики по мажоритарной системе. С 2007 года политические партии формируют парламент полностью по пропорциональной системе.
С принятием новой Конституции в 2010 году после апрельских событий Кыргызстан перешел на парламентско-президентскую форму правления. Новая Конституция закрепила пропорциональную избирательную систему выборов депутатов Жогорку Кенеша КР, которая, на наш взгляд, также способствовала развитию политических партий Кыргызстана.
Все это привело к тому, что сегодня партийное пространство в Кыргызстане представлено 1921 зарегистрированными политическими партиями, которые постоянно находятся в процессе трансформации, объединения и поглощения, реорганизации или распада, что является причиной слабой партийной системы.
Несмотря на то, что в целом большинство из 192 зарегистрированных партий в Кыргызстане слабо институализированы, не защищает интересы населения и не является носителями идеологический ценностей, существуют некоторые партии, которые отличаются по своей организационной структуре, по идеологическим направлениям и по формам активности.
Особенность партийного строительства в Кыргызстане
Особенностью развития парламентаризма в Кыргызской Республике является то, что партийная система развивается на основе патронажных сетей, в основе которых лежат бизнес интересы и «региональные идентичности».
«Патронажные сети – сообщество людей, основой отношений которых является материальный интерес. В их взаимоотношениях преобладает неформальный характер построения и осуществления коммуникаций. В управлении государством акторы подобных сетей обеспечивают друг другу безопасность в осуществлении внеправовых политических, финансовых действий. Социальная ткань патронажных сетей является неоднородной и выходит за рамки родственных связей»2.
Партии функционируют на основе неформальных коммуникаций или патронажных сетей, где патроном выступает должностное лицо, имеющее доступ к государственным ресурсам. Основной целью политических партий Кыргызстана является активная борьба и доступ к ресурсам посредством использования патронажных сетей. Все это наглядно проявляется на «партийных стратегиях» в парламенте.
О наличии функнционирования патронажных сетей говорят также и формы финансирования некоторых политических партий Кыргызстана. По результатам интервью с представителями политических партий выяснилось, что практически все партии, принимавшие участие в опросе, согласно своим уставным документам, отметили, что «имеют членские взносы», но не могли отметить сумму и условия, по которой собираются взносы.
Так, в интервью лидер фракции «Республика» Алтынбек Сулайманов ответил, что «мы не собираем членские взносы, как это было раньше. Однако деньги собирают депутаты и некоторые члены фракций и вносят в наш фонд»3. Представитель партии Ата-Мекен также отметил, что финансирование происходит на основе добровольной помощи4.
Во время проведения опроса выяснилось, что бюджеты политических партий оказались закрытыми, доступ к информации такого рода носил скрытый характер. Причиной тому, по мнению лидера фракции СДПК Чыныбая Турсунбекова, является:
«Во-первых, если проверить тех, кто открыто финансирует партии, могут возникнуть вопросы. Во-вторых, некоторые боятся открыто выделять деньги. У нас государство не финансирует партии, как это бывает в других странах. Поэтому у нас всегда бюджет партий скрыт»5.
Кроме того, наличие данной сети, поддерживаемой местной элитой, является одним из важных факторов успеха на выборах в Кыргызстане. В данную сеть должны входить представители различных сфер (бизнес, медиа, культура, наука и т.д.), которые будут вовлечены в процесс выборов.
Анализ списков партий в 2010 году по представителям из регионов и областей Кыргызской Республики подтвердил данный подход в формировании партийных списков. Наиболее успешными партиями были те партии, в списках которых значились кандидаты, имеющие хорошо налаженный бизнес, а также бывшие чиновники. Регионализм в партийной системе проявляется по региональному и земляческому признаку. Социальная мобилизация по этому признаку на всех уровнях играет все еще значительную роль.
А также партии в Кыргызстане созданы по принципу «культа личности» или вождизма. Они не защищают интересы своих избирателей, потому что существуют отдельно от них, объединены вокруг персоны лидера и нацелены на обслуживание своих интересов.
На наш взгляд, партии, созданные по данному принципу, в большинстве случаев не являются носителями идеологических ценностей, их политика имеет разнонаправленный характер, связанный с отсутствием стратегии, и в основном они создаются накануне очередных выборов.
Как показывает анализ, на эти тенденции повлияли выборы до 2007 г., которые основывались на мажоритарной системе. Мажоритарная система, по мнению экспертов (В.Богатырев, М.Иманалиев, С.Масаулов, 2006), укрепила наличие регионализма в политике и соревнование личностей, а не команд или идеологий.
Также проведенное полевое исследование (опрос и интервью экспертов) выявило следующие противоречия и недостатки процесса партийного строительства в КР:
- многие региональные лидеры политических партий не знают точного количества членов партий;
- не все партии ввели среди своих членов партийные билеты;
- практически все мероприятия партий проводятся за счет спонсорских взносов – лидеров, сторонников. Система членских взносов находится в процессе формирования;
- несколько региональных лидеров отметили факт того, что член какой-либо партии может состоять в нескольких партиях. Поднимался вопрос проведения ревизий среди членов партий;
- население становится членом той или иной партии, в основном исходя из сиюминутных интересов и лидеров партий. Идеологическая, программная основа партий для населения не существенна;
- многие региональные лидеры политических партий не знакомы основательно с уставом, программой и структурой своей партии.
Участие политических партий на выборах в местные кенеши
С целью определения партий по критерию «организационная структура», т.е. массовая или кадровая партия, был проведен анализ участия политических партий на выборах.
Одним из важных результатов исследования были материалы ЦИК КР, в которых отражены результаты выборов депутатов местных кенешей (городских) в 2012 году с участием политических партий по Кыргызстану. Партийное строительство в Кыргызстане имеет свою особенность. С одной стороны, существуют партии, которые функционируют чуть дольше вновь созданных и имеют некоторый опыт участия на выборах, они представлены в парламенте и поступательно развиваются на политической арене (СДПК, «Ата-Мекен»). С другой стороны, появляются новые партии, которые развиваются только в рамках одного региона и имеют электоральную поддержку в определенных областях. Эти партии работают только в своих областях и не выходят на большую арену.
Таблица 1. Результаты выборов депутатов местных кенешей (городских) в 2012 году6
Выборы депутатов городских кенешей проходили по пропорциональной системе, и выдвигать кандидатов имели право только политические партии. По таблице мы видим, что во всех городских местных кенешах представлены только три политические партии: «Ата-Мекен», «Республика» и СДПК.
Политическая партия «Ар-Намыс» принимала участие и получила мандаты только в Иссык-Кульской, Чуйской и Ошской областях. Очевидно, что неучастие в Таласской, Джалал-Абадской, Баткенской и Нарынской областях говорит об отсутствии представленности партии в этих областях, т.е. неразвитости региональных ячеек и слабом или полном отсутствии поддержки со стороны электората.
Такая же картина наблюдается с политической партией «Ата-Журт». Эта партия не принимала участие и не имеет мандатов в местных городских кенешах Иссык-Кульской, Таласской, Чуйской и Нарынской областях, которые представляют северный регион страны. Примечателен тот факт, что «Ата-Журт» принимала участие в местных выборах Ошской области, но не получила голоса.
Интересно также, что наблюдается разбивка по регионам страны мандатов, полученных другими политическими партиями. Так на севере страны, в Чуйской, Таласской, Нарынской и Иссык-кульской областях получили мандаты одни партии, а на юге страны, в Джалал-Абадской, Баткенской и Ошской областях – другие партии. Так, в северной части страны мандаты получили «Ак-Шумкар», «Мекен Ынтымагы» и «Молодежное движение 7 апреля». В южной части страны в местных городских кенешах представлены политические партии «Бутун Кыргызстан», «Онугуу», «Партия Коммунистов Кыргызстана». А партия «Замандаш-Современник» имеет своих депутатов в местных городских кенешах всех семи областей.
По мнению Закира Чотаева,7 практически все партии имеют небольшой опыт существования и низкий уровень представленности со стороны всех регионов страны, неразвитость региональных филиалов. Это говорит о слабости политических партий.
Так, к примеру, прошедшие выборы депутатов городских местных кенешей показали отсутствие региональной представленности двух партий – «Ар-Намыс» – в четырех областях из семи имеющихся и «Ата-Журт» – в пяти. Данные факты говорят о низкой представленности в регионах этих партий и слабой подготовке к выборам в парламент 2015 года.
Инфографика подготовлена Асель Доолоткельдиевой, научным сотрудником НИСИ КР
Но вместе с тем, наличие мандатов во всех местных кенешах еще не говорит о возможном успехе на предстоящих парламентских выборах. К примеру, партия «Республика» имеет представленность во всех местных городских кенешах, однако в парламенте КР во фракции партии «Республика» на сегодняшний день назрел кризис, основанный на возникших противоречиях лидера партии Омурбека Бабанова и лидера фракции Алтынбека Сулайманова. Сложившаяся ситуация, очевидно, не сможет сыграть положительного эффекта в процессе гонки к предстоящим парламентским выборам.
Кроме того, наблюдается тенденция развития как новых региональных партий («Онугуу»), так и укрепление позиций прежних партий, наиболее популярных на юге Кыргызстана («Бутун Кыргызстан» и «Партия Коммунистов Кыргызстана»).
Наличие электората у политических партий (кейс г.Бишкек)
В 2012 году состоялись выборы в городские местные кенеши по всей республике. Участие в выборах в местные городские кенеши – своего рода подготовка к забегу на длинную дистанцию. Результаты этих выборов могут сказать об уровне готовности партий участвовать на парламентских выборах, т.е. это наличие электората, ресурсов и слаженная работа самой партийной организации.
Для того, чтобы узнать какие партии узнаваемы среди населения, знакомо население ли с их программами, был взят как кейс город Бишкек и проведен опрос. Опрос проведен среди 1500 респондентов в предвыборный период в местные городские кенеши. В анкеты были включены вопросы об участвующих на выборах партиях, их популярности и их активности.
Диаграмма 1. За какую партию будете голосовать
По итогам опроса выяснилось, что 93,3% населения, проживающего в городе Бишкеке, пойдет на выборы. Из них на вопрос: «За какую партию Вы будете голосовать?», больше всего поддержку получила партия СДПК, 33,6% респондентов ответили «за» эту партию, за «Республику» готовы были проголосовать 31,4% людей. И третьей по популярности шла партия «Ата-Мекен», за нее готовы были проголосовать 13% бишкекчан. Удивительно то, что за партию «Ар-Намыс» готовы были проголосовать только 2,5% людей, несмотря на то, что в городе Бишкек проживает преимущественно русскоговорящее население, к которым обычно апеллировала эта партия. «Ата-Журт» набрала самый низкий процент, за них готовы были проголосовать всего 0,8% бишкекчан.
Диаграмма 2. Сравнительная интенсивность агитации
По итогам вопроса об активности партий в агитационный период выяснилось, что наиболее интенсивная и яркая агитационная кампания была у партии «Республика», затем СДПК и с некоторым отрывом – у партии «Ата-Мекен». Данные результаты говорят о том, что эти три партии обладали достаточными финансовыми и человеческими ресурсами для проведения агитации и имели желание оказаться в городском Бишкекском кенеше. Партии «Ар-Намыс» и «Ата-Журт» с большим отрывом от предыдущих трех партий заняли последние места. Данный кейс показал, что есть партии, которые имеют свой электорат. Так, например, это такие опытные партии как СДПК и «Ата-Мекен», которых можно отнести к массовым по своей организационной структуре.
Из партий того же времени или когорты, как «Ар-Намыс», которая не так популярна во всех регионах и имеет черты кадровой партии наоборот показала плохие результаты, что говорит о том, что деятельность и активность партии находится на низком уровне. Но интересен тот факт, что наряду с более опытными партиями много голосов получила партия «Республика», которая, также как и «Ар-Намыс», может быть отнесена к кадровой, но история существования которой насчитывала на тот период всего 2 года. Причиной успеха «Республики» может быть наличие финансовых и человеческих ресурсов, а также применение новых информационно-коммуникационных технологий, которые представляют явное преимущество.
Внутрипартийные конфликты как степень институализации
Изучение политической элиты в списках партий, а также рассмотрение внутренних расколов и конфликтов внутри политических партий иллюстрирует, что степень институционализации партий предположительно низкая. В Кыргызстане на сегодняшний день наблюдается внутрипартийный кризис в таких политических партиях, представленных во власти, как «Ата-Журт», «Ар-Намыс», «Республика».
«Республика»
Раскол внутри партии возник в результате недовольства отдельными членами партии касательно управленческих вопросов организации. Так, противоречия возникли между лидером партии и лидером фракции относительно организационной структуры партии. Так, при создании партии была договоренность о внедрении института сопредседательства, работающего по принципу «7 областей будут представлять 7 председателей»8. Однако на сегодняшний день институт сопредседательства не был внедрен, и партию собирались покинуть Бакыт Торобаев, Канат Исаев, Алтынбек Сулайманов и другие депутаты. Раскол, по мнению доктора Азамата Темиркулова, произошел по логике патронажной сети.
«Ата-Журт»
Внутренние разногласия в «Ата-Журте» возникли в результате расхождения позиций между основными представителями фракции по вопросу вхождения в коалицию большинства. Один из лидеров этой партии (Марат Султанов) выступил против данной идеи9. Вторая весомая, на наш взгляд, причина раскола – это распределение мандатов между представителями севера и юга, когда откровенно лоббировались интересы представителей южного региона и большинство мандатов отдавались им. И самая главная причина кризиса заключается в том, что экс-депутаты Камчыбек Ташиев – председатель партии, Садыр Жапаров – лидер фракции, Талант Мамытов – вице-спикер ЖК лишены своих мандатов за участие в беспорядках на митинге 3 октября 2012 года, вследствие чего также автоматически лишены права баллотироваться в депутаты.
«Ар-Намыс»
Внутрипартийный конфликт в «Ар-Намыс» возник еще в 2011 году, когда 15 из 25 депутатов парламентской фракции приняли решение исключить Феликса Кулова (лидера партии) из фракции и избрать ее лидером Камилу Талиеву, связав данное решение с его неправомерными действиями по созыву внеочередного съезда, исключению ряда депутатов из партии и искажению фактов. Однако данное решение было отменено политсоветом на чрезвычайном съезде партии, которое было расценено как создание группировки внутри фракции и которое может привести к разлому партии10.
В 2014 году снова возник раскол во фракции, который произошел из-за кандидатуры на пост премьер-министра. Члены фракции разделились на два лагеря, часть депутатов была на стороне Феликса Кулова, другие – за Анарбека Калматова. По мнению политолога Марата Казакпаева, раскол в данной партии происходит в основном из-за неумения договориться в борьбе к доступу к административным ресурсам. Кроме того, по утверждению политолога, сильный внутрипартийный конфликт произошел «из-за крайне неясной политики, проводимой самим лидером этой политорганизации Феликсом Куловым»11. Он и ни в оппозиции, как «Ата Мекен», ни в правящей коалиции, как остальные фракции. (прим. автора: по состоянию на 2011 г.). Естественно, это должно было рано или поздно возмутить членов «Ар-Намыса», которые хотят знать – куда, собственно, Кулов их ведет»12. Еще одним из факторов, отрицательно воздействующих на климат внутри партии, является расхождения в заявлениях лидера партии о наличии сильной экономической программы с реальностью.
Партии в Кыргызстане созданы элитами по принципу «горизонтальной интеграции», когда, согласно теории Панебьянко, в партию в любой момент могут войти новые члены, в основном представители элиты. Имеющийся кризис в партиях Кыргызстана говорит о слабости партий, низком уровне институализации.
Кроме того, внутрипартийный кризис говорит:
- о наличии различных группировок, разделенных по своим интересам;
- о слабой внутренней дисциплине;
- о доминировании или откровенном лоббировании личных интересов и лидеров партий;
- об активной борьбе за доступ к ресурсам власти;
- а также о наличии внутрирегиональных партийных конфликтов.
Так, возникший кризис в парламентских партиях привел к отделению некоторых лидеров от своих партий и созданию новых, которые нацелены на работу в регионах. Так, партия «Онугуу-Прогресс» была основана в феврале 2012 года, ее лидером стал депутат Жогорку Кенеша КР Бакыт Торобаев, прошедший по списку от партии «Республика» в 2010 году. Необходимо отметить, что эта партия прошла в городские кенеши Джалал-Абадской и Ошской области. Кроме того, еще один депутат от партии «Республика» – Алтынбек Сулайманов стал руководителем партии «Бир бол», основанной в феврале 2014 года.
Согласно теории Дюверже, данным процессам наиболее подвержены кадровые партии, т.к. такие партии стремятся не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы повлиять на избирателей. Соответственно высок и риск разделения внутри партии политических элит по группам интересов, что неизменно приводит к распаду партии.
Заключение
Существует множество критериев, которые обуславливают проведение классификации партий по разным типологиям. Однако на сегодняшний день существует проблема того, что применение различных критериев приводит к концептуальным несогласованностям13.
В Кыргызстане попытки проведения типологии партий часто основывались на таких критериях, которые имеют характер изменчивости. К примеру, классификация партий по критерию принадлежности к власти – «партии власти», «оппозиционные партии» и т.д. могут быть актуальны только на текущий момент. Поэтому применение такого критерия при типологии партий недостаточно для выявления устойчивых, сложившихся типов партий в Кыргызстане и их особенностей.
Классификационный анализ партий с использованием двух критериев (организационная структура партии и идеологическая ориентация) определил основные направления формирования политических партий, которые представлены в парламенте страны. В частности, при проведении классификационного анализа стало возможным определить основные принципы членства в партиях. Кроме того, данный анализ позволил ответить на вопрос о том, как происходит объединение партий в Кыргызстане: на основе бизнес, региональных или идеологических интересов.
Вышеуказанный анализ позволяет провести определенную классификацию политических партий Кыргызстана по следующим критериям:
По идеологическому критерию:
• доктринальные – их деятельность, базируется на четко оформленной идеологии и защите идеологической чистоты. К ним можно отнести СДПК – социальная ориентированность; лозунги: чистые выборы, борьба с коррупцией;
• прагматичные – партии, которые ориентируются не только на практичность, целесообразность действий, но и на использование идей, лозунгов, которые наиболее привлекательны и актуальны в период избирательной кампании («Республика», «Ата-Журт», «Ар-Намыс»);
• харизматично-вождистские – в них члены партии объединяются не столько вокруг какой-то идеи, сколько вокруг популярной личности вождя, лидера («Ата-Мекен», «Ар-Намыс»);
• с националистической риторикой – «Ата-Журт».
По организационной структуре
По результатам анализа, в соответствии с данным критерием – организационная структура и характер членства в партии – в Кыргызстане выделяются партии массовые и кадровые.
Массовые партии сформировались вне парламентов и рекрутируют свою социальную базу в основном из низших слоев населения: рабочих, крестьян, религиозных групп. Как правило, массовые партии отличаются левой ориентацией, для них характерна высокая степень идеологизации, которая используется для массовой политической мобилизации; руководство в массовых партиях принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии, члены партий не только платят членские взносы, но и участвуют в делах партии.
К ним относятся СДПК и «Ата-Мекен», а также внепарламентская партия «Замандаш».
Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов.
Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счёт членских взносов.
Кадровые партии свои цели достигают подбором кадров из числа авторитетных политических деятелей. Кадровые партии немногочисленны, сформированы вокруг группы политических лидеров, основой их организационного строения является политический комитет, здесь – свободное членство и аморфность организационного строения.
Согласно анализу, к кадровым партиям можно отнести политические партии «Ата-Журт», «Ар Намыс» и «Республика». Так, по мнению депутата Марата Султанова, «Ата-Журт» и «Республика» – это партии, которые появились моментально, без своей истории, но добились неплохих результатов. «Ата-Журт» была ориентирован именно на механизм вхождения в парламент, поэтому там подбирали людей, у которых есть определенное влияние: региональное, политическое, финансовое.
Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было ещё ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Главными действующими лицами в кадровых партиях становятся парламентарии. Они являются своеобразными лидерами, ориентирующимися на голоса избирателей, от которых зависит не только успех, но и положение партии.
По форме деятельности14:
1. «Активные партии»: 12 партий из зарегистрированных в Министерстве юстиции и Центральной избирательной комиссии КР.
Критерии оценки: партии постоянно участвуют на выборах, имеют своих представителей в парламентах республиканских и местных. Даже если не прошла в парламент, постоянно заявляет о своих позициях по социально-экономическим и политическим вопросам.
2. «Пассивные партии»: 31 партия из зарегистрированных в Министерстве юстиции и Центральной избирательной комиссии КР.
Критерии оценки: партии иногда участвуют на выборах, не имеют своих представителей в парламентах республиканских и местных. Не заявляет о своих позициях по социально-экономическим и политическим вопросам. Определенная часть населения из регионов знает о существовании партии.
3. «Зарегистрированные партии»: 147 партий из зарегистрированных в Министерстве юстиции
Критерии оценки: партии зарегистрированы в Министерстве юстиции, не участвуют на выборах, не имеют своих представителей в парламентах республиканских и местных. Не заявляют о своих позициях по социально-экономическим и политическим вопросам.
Основные общие черты и различия политических партий в Кыргызстане
1 Список политических партий. Министерство юстиции КР. http://minjust.gov.kg/?page_id=6551
2 Влияние родоплеменных (клановых) отношений на формирование (деформацию) механизмов государственного управления. Отчет Национального института стратегических исследований КР, 2013.
3 Заирбек Мыктыбаев «Сколько денег в «кассах» партий?» Радио «Азаттык» от 22.04.2013
4 Интервью с представителем партии Ата Мекен, от 20 февраля 2014 года, г Бишкек
5 Заирбек Мыктыбаев «Сколько денег в «кассах» партий?» Радио «Азаттык» от 22.04.2013
6 В таблице отражены результаты пяти политических партий представленных в парламенте
7 Закир Чотаев, «Парламентская форма правления в Кыргызстане: Проблемы и перспективы», Бишкек 2012
8 “Babanov ostanetsya odin?” [Babanov will be left alone?], Gezitter Org, 19.03.2013.
9 Azamat Tynayev “Kak nachinala razvalivatsya fraktsiya Ata-Jurt” [how began to collapse fraction Ata-Jurt].
10 “Feliks Kulov annuliroval reshenie 15 depatatov” [Feliks Kulov ] http://m.gezitter.org/politic/4989_fkulov_annuliroval_reshenie_15_deputatov/
11 Кирил Луцюк, В чем причина раскола фракции «Ар-Намыс», vesti.kg, 16.09.11 http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=7231:v-chem-prichina-raskola-fraktsii-ar-namyis?&Itemid=112
12 Там же
13 Gunter&Diamond, 2003
14 Классификация Б. Орунбекова, кандидата политических наук, лектора Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (по состоянию на 2010 -2011 гг.)
15 Под «элитой» здесь рассматриваем политическую элиту, т.е. административно-номенклатурную, занимающие руководящие должности.