Избирательные квоты в выборном процессе Кыргызстана
В этом материале хотелось бы затронуть и раскрыть действующие нормы законодательства об избирательных квотах в выборном процессе, и проблемы обеспечения гендерных квот в Кыргызстане.
С приближением очередных парламентских выборов, намеченных на 2020 год, данная тема становится весьма актуальной.
«Парламентские выборы 2020 года должны быть проведены открыто, честно и справедливо» - неоднократно заявлял президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков.
Глава государства выступает за развитие парламентской демократии в Кыргызстане. Он считает необходимым искоренить потенциальную возможность установления авторитаризма в стране.
« Я убежден, что парламентская демократия соответствует природе развития нашего общества. Она способна стать основой устойчивого развития государства и прочного укрепления стабильности в обществе. Наша цель в будущем — последовательная реализация этой важной политической реформы», — отметил президент.
По мнению Сооронбая Жээнбекова, развитие парламентской демократии зависит от Жогорку Кенеша. В частности, от обеспечения справедливых выборов в 2020 году.
«Все изменения в избирательное законодательство, все соответствующие законодательные нормы должны быть приняты и внесены за год до даты выборов. Правила игры должны быть четко определены и не подвергаться изменениям в ходе избирательного процесса. Для всех партий, принимающих участие в выборах, должны быть созданы одинаковые условия, нам необходимо обеспечить настоящую политическую конкуренцию», — отмечал Сооронбай Жээнбеков, добавив, что партии после выборов не должны вносить изменения в списки своих кандидатов.
Исходя из нынешней общественно-политической ситуации в стране, а также из заявлений главы государства можно сделать вывод, что очередные парламентские выборы в стране пройдут в назначенные сроки.
Возвращаясь к теме данного материала нужно отметить, что к основным внутренним законодательным актам, регулирующим избирательный процесс в Кыргызстане, относятся Конституция Кыргызской Республики, Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Закон «О выборах депутатов местных кенешей» и иные нормативные правовые акты.
Важнейшим на сегодняшний день международно-правовым актом, служащим обеспечению политических прав и свобод, как в Кыргызстане, так, и в государствах-участниках СНГ, является подписанная 7 октября 2002 года в городе Кишиневе Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (Кишиневская конвенция).
Кишиневская конвенция уникальный документ, так как в нем впервые в мировой практике осуществлена детальная систематизация стандартов демократических выборов в рамках межгосударственного образования и обеспечено их закрепление в форме конвенции, носящей юридически обязывающий характер. Содержащиеся в многочисленных международно-правовых актах общепризнанные стандарты демократических выборов органично вошли в Кишиневскую Конвенцию и получили в ней содержательное развитие.
Основные принципы избирательного законодательства.
Согласно Конституции выборы депутатов Жогорку Кенеша, Президента, депутатов местных кенешей проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет, вправе избирать, а по достижении 21 летнего возраста, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Женщинам наравне с мужчинами обеспечиваются равные возможности реализации права избирать и быть избранными на должность Президента, депутатом Жогорку Кенеша.
Граждане Кыргызской Республики вправе избирать, быть избранными независимо от происхождения, пола, расы, этнической принадлежности, инвалидности, образования, должностного и имущественного положения, вероисповедания, политических и иных убеждений.
Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. А также не имеют права быть избранными на должность Президента, депутатом Жогорку Кенеша лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.
Согласно законодательству, народ Кыргызстана выбирает Президента, депутатов Жогорку Кенеша и депутатов местных кенешей (местные органы власти в Кыргызстане). Местные кенеши состоят из городского кенеша и аильных кенешей.
Законодательные основы, регулирующие обеспечение гендерных квот
Избирательные квоты в законодательстве Кыргызстана предусмотрены только по выборам по пропорциональной системе, т.е. по партийным спискам. Впервые избирательные квоты были включены в выборное законодательство в 2007 году, когда была принята новая редакция Кодекса о выборах. Необходимость включения гендерных квот возникла ввиду нехватки в составе Парламента представителей других национальностей, ЛОВЗ, женщин и молодежи. Считается, что представленность таких категорий граждан в Парламенте страны обеспечит более эффективное решение социальных проблем.
После приобретения независимости, возникла проблема в том, что в составе Парламента были представлены очень малое количество женщин. Бывали времена, когда в Парламенте не было ни одной женщины, например в 2005 году.
Однако, в 2007 году на референдуме вместе с Конституцией был принят новый закон о выборах, и статья 72 Конституции КР ввела гендерные квоты, квоты для молодежи и национальных меньшинств. Гендерная квота была двухуровневая, с одной стороны количественная – не более 70 процентов лиц одного пола, и с другой – требование к очередности, чтобы было чередование женщин-кандидатов с мужчинами через три кандидата.
В результате в 2007 году у нас в парламенте стало 23 женщины, что составило 25,5 процента. По данным Межпарламентского Союза (IPU) Кыргызстан признан в 2007г. страной, где прогресс в политическом продвижении женщин осуществлялся наиболее динамично.
Из таблицы видно, что с принятием Закона об обязательности квот, представленность женщин в Парламенте увеличилась, но не достигло 30% как это рекомендовано ООН.
В настоящее время, согласно законодательству общее число кандидатов, выдвигаемых в Жогорку Кенеш от политической партии, не может быть менее 75 и более 200 кандидатов.
Политические Партии должны сформировать список кандидатов с учетом требований по гендерным квотам, и они обязаны учесть представительство:
- не более 70 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций;
- не менее 15 процентов кандидатов не старше 35 лет, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов;
- не менее 15 процентов кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов.
- не менее 2 кандидатов - лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 50 кандидатов.
Однако, на настоящий момент картина по представленности женщин в Парламенте выглядит не лучшим образом.
Соотношение мужчин и женщин в ЖК КР |
|||||
Женщины |
мужчины |
Общее к-во действ. Деп-ов |
|||
Партии |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
СДПК |
11 |
28,9 |
27 |
71,1 |
38 |
Кыргызстан |
0 |
0,0 |
18 |
100,0 |
18 |
Республика-Ата Журт |
4 |
14,3 |
24 |
85,7 |
28 |
Бир Бол |
0 |
0,0 |
12 |
100,0 |
12 |
Онугуу-Прогресс |
1 |
7,7 |
12 |
92,3 |
13 |
Ата-Мекен |
2 |
20,0 |
8 |
80,0 |
10 |
Всего: |
18 |
15,1 |
101 |
84,9 |
119 |
Согласно официальному сайту ЖК КР, в настоящее время депутатами ЖК КР являются 119 депутатов. (обще кол-во мандатов 120).
Как видно из таблицы, из 119 депутатов всего лишь 15% депутатов являются женщинами, или же 18 депутатов-женщин, хотя изначально в 2015 году мандат получили 25 женщин. Это с одной стороны объясняется тем, что по закону вместо выбывшего депутата мандат передается следующему зарегистрированному кандидуту, состоящему в списке кандидатов политической партии. Получается, что если женщина-депутат досрочно прекращают свои депутатские полномочия, в любом случае, следующие 3 мандата будут доставаться мужчинам, в случае если они не отказались от мандата своим заявлением.
В то же самое время гражданское общество продолжает бить тревогу по поводу того, что при проведении кадровой политики не соблюдается гендерный баланс. Ведь процесс демократизации общественного развития невозможен без полноценного участия женщин в политических процессах. Динамика последнего десятилетия развития в Кыргызстане и, в особенности, участия женщин в последних выборах показала неустойчивость положения женщин в органах власти. Статистика показывает, что в органах власти недостаточно женщин. Наименьшее количество женщин приходится на высшие органы власти. Падение уровня количества женщин в органах власти свидетельствует о препятствиях на пути женщин во власть. Представители гражданского общества, в особенности женских сообществ отмечают, что Патриархальные модели, ценности и стереотипы существенно преграждают дорогу в политику для женщин. Правовые нормы не способствуют достижению гендерного равенства в политике. Продвижение в органы власти традиционно осуществляется через специализированные институты, такие как политические партии.
Для обеспечения гендерного баланса в 2017 году были внесены изменения в Закон о Выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша. Согласно изменениям, вместо досрочно выбывшего депутата должен прийти депутат того же пола. Таким образом, вместо женщины-депутата должна прийти женщина, вместо мужчины, мужчина. Такие изменения должны обеспечить в последующем 30% представленности женщин в Парламенте. Однако Политические партии используют другой механизм. После выборов и до распределения мандатов, избранный кандидат в депутаты имеет право отказаться от мандата по собственному желанию. Сразу после выборов и до распределения мандатов, политические партии выводят из списка своих кандидатов, в числе которых больше всего представлены женщины. Это происходило путем подачи заявлений от имени кандидатов, которые были написаны в период выборной компании до голосования. Таким образом, появляется риск того, что в этот период партии могут вытеснить из списка женщин. В итоге мандат достается в основном мужчинам. А так как Закон обязывает вакантный мандат передавать кандидатам того же пола, значит соотношение мужчин и женщин в Парламенте до конца срока созыва останется в таком же соотношении, которое было при распределении мандатов. Такие изменения вступят в силу в 2020 году.
Здесь можно констатировать, что пока рано говорить о том, что выборное законодательство в полной мере обеспечивает гендерный баланс в Парламенте. Необходимо внести изменения в законодательство в части сохранения квот для женщин кандидатов после выборов и до момента распределения мандатов. Иначе есть большой риск не получения женщинами мандата депутата.
Гендерные квоты по выборам в местные кенеши.
Депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с соблюдением равных возможностей в порядке, установленном законом.
Депутатом местного кенеша вправе быть избран член местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, достигший 21-летнего возраста.
По всей республике действуют 453 аильных кенешей, кол-во городских кенешей – 31. Согласно Закону о выборах в местные кенеши, гендерные квоты предусмотрены только в выборах в городские кенеши. По некоторым данным представленность женщин в местных кенешах, включая и аильные и городские кенеши составляет всего 13%[3]. Представленность женщин депутатов в аильных кенешах всего 11%, в городских кенешах 25%[4].
При формировании списков кандидатов в городские кенеши политические партии обязаны учесть представительство не более 70 процентов лиц одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политической партии, не должна превышать двух позиций.
В городских кенешах не учитывается представленность других национальностей, молодежи и ЛОВЗ. Такие требования существуют только по выборам в ЖК КР.
Однако, из-за малой представленности женщин, гражданское общество поднимает вопрос о принятии законодательных мер для обеспечения 30% резерва для женщин в аильных кенешах. Такой законопроект был внесен в Жогорку кенеш, находится на рассмотрении. Кроме того, депутатами также был внесен законопроект, который вносится в целях обеспечения гендерного баланса в составе депутатов местных кенешей по пропорциональной системе.
Отмечается, что 30%-я квота для женщин при составлении списка кандидатов была внедрена для обеспечения гендерного баланса в составе депутатов городских кенешей, однако, следует отметить, что в действительности эта норма не создает условия для обеспечения представленности депутатов женского пола в составе депутатов городских кенешей, поскольку она применяется лишь на этапе выдвижения списка кандидатов.
Гендерная квота и очередность, предусмотренная частью 7 статьи 49 вышеуказанного Закона не применяется в дальнейшем после голосования при распределении мандатов и при замещении вакантного мандата депутата, поскольку действующие нормы позволяют кандидатам с согласия политической партии менять свою очередность в списке кандидатов без учета этих квот. Кроме того, при замещении вакантного мандата депутата местного кенеша по пропорциональной системе, политическая партия может представить кандидата для замещения вакантного мандата, а в случае непредставления в течение трех дней, территориальная избирательная комиссия передает вакантный мандат следующему кандидату в списке кандидатов также без учета этих квот.
В итоге, необходимо отметить, что на сегодняшний день представленность женщин в местных кенешах составляет всего лишь около 10% от общего числа депутатов местных кенешей. В большинстве случаев женщины по своей природе склонны поднимать и решать социальные вопросы, проблемы детей, семьи и молодежи, а также акцентировать внимание на проблемах образования и здравоохранения.
Предлагается установить, что изменение очередности кандидатов, состоящих в выдвинутом политической партией списке кандидатов, после голосования до распределения депутатских мандатов допускается в следующем порядке:
1) кандидат женского пола вправе изменить свою очередность в списке кандидатов с очередностью кандидата женского пола из того же списка;
2) кандидат мужского пола вправе изменить свою очередность в списке кандидатов с очередностью кандидата мужского пола из того же списка.
Кроме того, предлагается определить, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша по пропорциональной системе его мандат передается следующему кандидату:
1) из числа кандидатов женского пола, в случае прекращения полномочий депутата женского пола;
2) из числа кандидатов мужского пола, в случае прекращения полномочий депутата мужского пола.
Данный законопроект также рассматривается в Жогорку Кенеше.
По данным статистики, в Кыргызстане на управляющих должностях с каждым годом женщин становится меньше. Приоритет при назначении отдается представителям мужского пола. Чаще всего, от больших амбиций и желания конкурировать за руководящие должности наравне с мужчинами женщин сдерживает менталитет.
В сельской местности в депутаты аильных кенешей чаще идут директора школ, главврачи медучреждений. Согласно закону, в период выборов они должны приостанавливать свою основную работу, но чаще всего их заставляют увольняться если они изъявили желание участовать на выборах. Поэтому женщины предпочитают не участвовать на выборах. Кроме этого, у женщин нету финансового потенциала вести предвыборную кампанию.
Согласно статистике, женщин-депутатов в местных советах становится все меньше. В 2008 году их было 19%, в 2010 – 17%, в 2012 – 13%, в 2016 – уже 10%.
Среди руководителей в государственных органах и органов местного самоуправления также отмечается малое количество женщин. В регионах женщин-акимов почти нет, женщины не становятся главами айыл окмоту. На местных выборах применяется мажоритарная система.
Вместе с тем, часть общества уверена, что влияние женщин в политике должно укрепляться естественным путем. Наблюдатели отмечают, что при назначении на должности исключительно по квотам, а не честной конкуренции, женщины становятся инструментом в руках определенных людей.
Представленность в ЖК других национальностей и молодежи.
Следует отметить, что только по выборам в Жогорку Кенеш следует учесть представленность других национальностей и молодежи при составлении списка кандидатов. В настоящее время можно говорить о том, что в Парламенте представлены депутаты других национальностей и молодежи, и проблем с этим практически не возникает.
Анализ списков кандидатов от партий в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на этапе формирования списков кандидатов выглядел следующим образом:
- В списке кандидатов в депутаты ЖК КР политической партии СДПК до 35 лет включенных в список первых 65 кандидатов – 6 человек; 11 человек имеющих различные этнические принадлежности. На сегодняшний день количество депутатов в возрасте до 35 лет составляет 3 человека, включая исключенного Акаева Ж.
- В списке кандидатов в депутаты ЖК КР политической партии «Республика-Ата-Журт» до 35 лет включенных в список первых 65 кандидатов – 11 человек; 8 человек имеющих различные этнические принадлежности. На сегодняшний день количество депутатов в возрасте до 35 лет составляет 1.
- В списке кандидатов в депутаты ЖК КР политической партии «Кыргызстан» до 35 лет включенных в список первых 65 кандидатов – 9 человек; 5 человек имеющих различные этнические принадлежности. На сегодняшний день количество депутатов в возрасте до 35 лет составляет 1.
- В списке кандидатов в депутаты ЖК КР политической партии «Өнүгүү-Прогресс» до 35 лет включенных в список первых 65 кандидатов – 14 человек; 5 человек имеющих различные этнические принадлежности. На сегодняшний день в данной фракции нет депутатов в возрасте до 35 лет.
- В списке кандидатов в депутаты ЖК КР политической партии «Бир Бол» до 35 лет включенных в список первых 65 кандидатов – 11 человек; 8 человек имеющих различные этнические принадлежности. На сегодняшний день в данной фракции нет депутатов в возрасте до 35 лет.
- В списке кандидатов в депутаты ЖК КР политической партии «Ата-Мекен» до 35 лет включенных в список первых 65 кандидатов – 9 человек; 7 человек имеющих различные этнические принадлежности. На сегодняшний день количество депутатов в возрасте до 35 лет составляет 1.
При определении национальности ЦИК КР опирается на отметку в паспорте о национальной принадлежности кандидата. Однако, следует отметить, что в дальнейшем гражданин отметку в паспорте о национальной принадлежности может указывать по желанию. Соответственно, ЦИК может не учесть квоту по национальности граждан другой национальности, которые не указали в паспорте свою национальность, в случае если они изъявили желание участвовать в выборах.
Участие лиц с ограниченными возможностями в избирательном процессе Кыргызской Республики
По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики численность постоянного населения Кыргызстана в 2017г. составила 6256,7 млн. человек, из них 168,0 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), что составляет 2,7 % от общего числа населения.
При определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство: - не менее 2 кандидатов - лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 50 кандидатов». Эта квота отмечена в отчете Миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Европарламента по итогам парламентских выборов 2015 года. На момент регистрации партиями соблюдается квота для включения в списки кандидатов представителей ЛОВЗ. Однако, после проведения выборов это не всегда соблюдается, так как в нашем законодательстве отсутствуют правовые меры, которые требуют придерживаться этих норм после регистрации спискови как следствие, только депутат одной парламентской партии представлен в Жогорку Кенеше. Система предоставления квот на парламентских выборах представлена в разных странах по-разному, например, в Египте парламентские выборы 2015 года в Палату Представителей проходили по избирательным округам, которые делятся на 15-ти и 45-ти местные. В списке кандидатов, которые выдвигаются по 15-местному округу, должен быть один кандидат от ЛОВЗ. В списке кандидатов, которые выдвигаются по 45-местному округу должно быть три кандидата от ЛОВЗ. Выборы проводятся по закрытым спискам.
В Кыргызстане очень важно создание стимулов для участия в голосовании людей с ограниченными возможностями и главная роль в этом отношении отводится политическим партиям, которые должны предлагать кандидатов на выборах из числа ЛОВЗ, исходя из их профессионализма и без дискриминации. Увеличение количества депутатов-ОВЗ в парламенте будет способствовать привлечению более пристального внимания к проблемам ЛОВЗ и дальнейшего сотрудничества с международными парламентскими группами. Одним из примеров на уровне Европейского союза может служить «международная группа по делам инвалидов» внутри Европейского парламента.
В рамках проекта ООН «Улучшение показателей и статистических данных по инвалидности» 4 мая 2018 года в Бишкеке состоялась встреча в ЦИК с делегацией Экономической и Социальной комиссии стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Группа экспертов отметила, что среди 16 стран, которые проанализированы в рамках миссии ЭСКАТО, в Кыргызстане власти принимают наиболее активные и последовательные меры по обеспечению условий участия ЛОВЗ в выборах и выразили желание на дальнейшее сотрудничество.
В настоящее время, в Кыргызстане действует ряд законов и норм о правах и свобод лиц с инвалидностью. Их права должны быть защищены по тем же причинам, по которым должны защищаться права остальных людей, так как каждый человек в стране ценен.
На сегодняшний день в Кыргызстане многие государственные структуры не имеют связи с ЛОВЗ и они остаются один на один со своими проблемами, такими как образование, социальные услуги, инфраструктура, транспорт. Одной из актуальных проблем является участие представителей ЛОВЗ в избирательном процессе страны. Лица с ограниченной возможностью здоровья в Кыргызстане практически незаметны на политической арене и им почти не уделялось внимание при организации процесса голосования. Так, при проведении референдума 2016 года наблюдатели от МПА СНГ отметили, что ряд участков были не подготовлены для голосования лицами с ограниченными возможностями, а также размещены в помещениях, не приспособленных в должной степени для голосования.
Данные замечания были учтены и уже на прошедших президентских выборах 2017 года впервые использовались новые методы голосования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. На избирательных участках использовались увеличительные стекла (лупы), трафареты Брайля для удобства заполнения бюллетеня. При проведении информационной кампании впервые были подготовлены отдельные плакаты и информационные ролики, посвященные участию в голосовании граждан с ОВЗ. В день голосования на избирательных участках ЛОВЗ голосовали самостоятельно. Представители местного самоуправления совместно с избирательными комиссиями в день голосования осуществляли помощь ЛОВЗ и была запущена кампания «Захвати соседа», обеспечивающая транспортом для возможности добраться до избирательного участка и обратно до дома.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что в республике очень серьезно относятся к выборным процессам. Недаром отмечается, что на территории СНГ Кыргызстан в числе первых внедряет новые технологии в выборных процессах, что, безусловно, положительно влияет на демократические процессы в стране.
Парламент до конца 2019 года должен принять полный пакет поправок и изменений в избирательное законодательство. Об этом заявила на презентации стратегии совершенствования закона о выборах глава ЦИК Нуржан Шайлдабекова. «Это нужно для того, чтобы за год до парламентских выборов-2020 все участники избирательного процесса могли ознакомиться с корректировками» отметила она. Глава ЦИК добавила, что основной концепт стратегии заключается в том, чтобы защитить законодательно все ранее апробированные нормы, подчеркнув, что гражданское сообщество должно понимать свои избирательные права. По словам Нуржан Шайлдабековой, проблемой остается участие в выборах граждан, которые проживают за границей. На президентских выборах-2017 только пять тысяч кыргызстанцев, работающих и проживающих за рубежом, пришли на избирательные участки.
Как видно, государство и общество прикладывают максимальные усилия для успешной и своевременной реализации проектов, направленных на поддержку выборного процесса. Мы убеждены, что все эти старания, законотворческие меры, в том числе использование новых компьютерных технологий, усилия по максимальной информированности граждан страны о требованиях национального законодательства и других аспектах предвыборной кампании, внесут свой положительный вклад в работу по проведению предстоящих выборов мирно, честно и прозрачно, в соответствии с высокими демократическими стандартами, и дадут возможность полностью реализовать на практике основополагающие свободы и права человека в Кыргызстане.