Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества
Ж.Ж. Руссо

Гендерная политика в Кыргызской Республике

 

 

 

 

Гендерные проблемы в каждой стране носят свой специфический, отличающийся от гендерных проблем других стран, характер. Понятие «гендер» передает смысл социальных ожиданий от мужчин и женщин в конкретном обществе, в определенных экономических, социокультурных и политических условиях и обозначает те смыслы и роли, которые общество приписывает половым различиям. Гендерная политика же — определение международными органами и государствами, политическими партиями основных гендерных приоритетов и фундаментальных ценностей, принципов и направлений деятельности, соответствующих методов и способов их воплощения, направленных на утверждение равных прав, свобод, создание условий, возможностей и шансов, гарантий обеспечения равного социально-политического статуса мужчин и женщин, на развитие гендерной демократии и формирования гендерной культуры в обществе.

 

Как и для многих стран бывшего СССР, «гендер» для Кыргызстана является сравнительно новым понятием. По мнению экспертов, женский вопрос в Кыргызстане в советский период понимался как доступ женщин к образованию, здравоохранению, участию в общественном производстве, как открытие сети бытового обслуживания и детских учреждений. Все это, безусловно, привело к улучшению положения женщин и не только. Но на практике наблюдалось формальное участие женщин в общественно-политической жизни страны. В республиканских, областных, районных, сельских органах власти создавались женские организации для сплочения самих женщин в решении своих же вопросов — женские советы, игравшие большую роль в устранении тех или иных создавшихся проблем у женщин.

 

Положение женщины в Кыргызстане характеризуется постоянно увеличивающимся их вкладом в экономическое и социальное развитие, в оптимизацию и модернизацию интеллектуальной базы прогресса. Стали адекватными возможности женщин в образовании и здравоохранении. В целом усиливается политическая роль женщин.

 

Продвижение гендерного равенства обеспечивается Конституцией КР. Так, согласно Конституции «в Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации»[1]. В КР также приняты специальные законы и национальные стратегии по гендерном равенству:

 

В 1995 году Кыргызстан присоединился к Пекинской платформе действий[2], представляющую собой программу по расширению прав и возможностей женщин. Принятие платформы явилось отправной точкой для разработки национальной политики по улучшению положения женщин и достижению гендерного равенства в Кыргызстане. С 1995 по 1998 гг. Кыргызстаном были ратифицированы международные конвенции: «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (CEDAW), «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины» и др. Создается первая Государственная комиссия по делам семьи, женщин и молодежи при Правительстве КР (1996), с вертикальными структурами на областном уровне. Был образован Национальный совет при Президенте КР по гендерной политике (1998), включивший представителей государственных и женских неправительственных организаций. Во всех государственных органах, местных государственных администрациях, органах местного самоуправления для реализации гендерной политики были назначены ответственные по гендерным вопросам. В последствии Государственная комиссия при Правительстве КР была упразднена (2000), а Национальный совет по гендерной политике при Президенте КР преобразован в Национальной совет по вопросам женщин, семьи и гендерному развитию при Президенте КР с рабочим органом – секретариатом в структуре администрации Президента КР. В 2004 году был создан специальный сектор по вопросам семьи и женщин в структуре отдела социально культурного развития Аппарата премьер-министра КР. В 2009 году, в связи с изменением структуры Правительства КР, вопросы гендерной политики были переданы из Аппарата Правительства КР в Министерство труда, занятости и миграции КР. В 2010 году функции координации политики гендерного равенства были закреплены за вновь образованным Министерством молодежи, труда и занятости КР, а с 2013 года переданы Министерству социального развития КР, в котором действует отдел по гендерной политике.

 

Начиная с 1996 года, был принят и реализован ряд Национальных программ, направленных на достижение гендерного равенства: Национальная программа “Аялзат” (1996-2000 гг.), Национальные планы действий (НПД) по достижению гендерного равенства в КР на 2002-2006 гг., 2007-2010 гг., 2012-2014 гг.

 

В 2012 году впервые была разработана долгосрочная стратегия по достижению гендерного равенства до 2020 года[3]. Кроме того, были приняты специализированные программы. В частности, В 2013 году был утвержден Национальный план действий по реализации Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН, подчеркивающий важность обеспечения равноправного, всестороннего и активного участия женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов, миростроительстве и поддержании мира. Одним из важных результатов НПД стало развитие при поддержке международных агентств развития и гражданского общества национальной гендерной статистики, механизмов гендерной экспертизы и специальных мер для обеспечения женщин в политике и управлении.

 

В целом, Кыргызстан имеет широкий спектр нормативно-правовой базы по достижению гендерного равенства, который включает в себя нормы Конституции Кыргызской Республики, международные конвенции, специальные законы по вопросам гендерного равенства. Наиболее значимые из них Закон КР «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и возможностей для мужчин и женщин» (2008) и Закон КР «О социально-правовой защите от насилия в семье» (2003).

 

Достижение гендерного паритета и расширение женского политического участия в процессах принятия решений, развитие гендерно-ориентированной кадровой политики в органах государственной и муниципальной службы является международным и национальным обязательством КР. Действующая Конституция (статья 16, п. 4) гарантирует равенство полов: «В Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные свободы и права, а также равные возможности для их реализации». При этом согласно Конституции не являются дискриминацией специальные меры, установленные законом и направленные на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами.[4]

 

Начало развития механизмов специальных мер после обретения Кыргызстаном независимости положил в 2002 году Указ Президента «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению Кыргызской Республики»[5]. Указ предусматривал введение в практику обязательного привлечения на должности заместителей руководителей областных и районных государственных администраций, в органы местного самоуправления по социальным, культурно-воспитательным и другим вопросам наиболее достойных женщин с целью соблюдения гендерного баланса и дальнейшего усиления роли женщин в общественно-политической и социально-экономической жизни регионов. А также в качестве дополнительной меры были введены изменения в штатные расписания аппаратов ряда областных, районных государственных администраций и органов местного самоуправления городов за счет увеличения численности единиц заместителей глав для назначения на них женщин.

 

В 2003 году в КР был принят Закон “Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства»[6], в котором заложены конкретные механизмы обеспечения гендерного равенства в сфере государственного управления. Статья 9 данного закона гласит, что государство «обеспечивает равное представительство лиц разного пола в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти через правовые, организационные и иные механизмы».

 

Как один из механизмов реализации принципа равенства в ст. 6 данного закона признается правомочным принятие “временных специальных мер направленных на достижение фактического равноправия в гендерных отношениях”. В самом законе оговаривался механизм квотирования, в частности не более семидесяти процентов лиц одного пола среди судей Конституционного и Верховного судов, состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов и аудиторов Счетной палаты Кыргызской Республики.

 

В 2005 году в условиях полного отсутствия женщин на уровне Парламента Указом Президента КР в структуре президентской администрации был учрежден пост Специального Представителя Президента КР по вопросам гендерного развития в ЖК КР[7]. Одним из результатов работы Специального Представителя стало принятие Указа Президента КР мер по совершенствованию гендерной политики, которые включали следующее положение: в целях обеспечения выполнения КР международных и национальных обязательств, считать целесообразным обеспечение не менее 30% представительства женщин в государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе и на уровне принятия решений. При этом руководителям государственных органов и органов местного самоуправления вменялось при объявлении конкурса на замещение вакантной должности на государственной и муниципальной службе обеспечить равные условия и равные возможности участия в них лиц разного пола.[8]

 

 

Численность депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики[9]

(человек)

 

2000

2005

2007

2010

2015

Всего

105

70

90

120

120

Мужчины

98

70

67

95

94

Женщины

7

0

23

25

26

 

 

Значительным завоеванием в укреплении политического участия женщин стало введение в 2007 году гендерных квот в избирательное право[10]. Действующий принцип квотирования устанавливает, что представленность лиц одного пола не должна превышать 70 процентов, при этом разница очередности в списках кандидатов не должна превышать трех позиций.  Механизм специальных мер действует и на местных выборах[11]. Так, при формировании списков кандидатов в районные и городские кенеши политические партии, группы избирателей обязаны учесть представительство не более 70% лиц одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политической партии, группы избирателей, не должна превышать двух позиций.

 

Важным этапом дальнейшего развития механизма специальных мер стало принятие нового Закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»[12]. Положения данного закона включают недопущение преобладания в составе служащих государственных органов и органов местного самоуправления лиц одного пола. При этом не допускается объявление конкурсов замещение вакантных должностей только для лиц одного пола. В случае если по конкурсу на вакантную должность государственной или муниципальной службы прошли два кандидата разного пола, то при равных условиях должен быть принят кандидат такого пола, который менее представлен в данном органе.

 

 

Представленность женщин среди политического руководства КР на период с 1995 по 2015 годы

Парламентские выборы*

Представленность

женщин депутатов в

парламенте

Местные выборы**

Представленность

женщин депутатов на

местном уровне

1995

0,7%

 

 

2000

6,8%

1998

14%

2005

0%

2004

16%

2007*

25,5%

2008

14%

2010*

22,3%

2012

13,4%

2015*

20%

 

 

 

*годы когда парламентские выборы проводились с использованием гендерных квот  

 

 

Кроме того, в законе (как в и предыдущем от 2003 года) предусматривается избрание с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола: - судей Конституционного суда; - судей Верховного суда; - всего состава аудиторов Счетной палаты; - половины состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов; заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы).

 

Следует также отметить, что механизмы гендерных квот существуют также на уровне судебной власти. В частности, при отборе Совета судей – независимого коллегиального органа для отбора кандидатур на вакантные должности судей Верховного суда, Конституционной палаты и местных судов, представители гражданского общества в состав Совета избираются парламентским большинством и парламентской оппозицией на заседаниях с учетом представительства не более 70% лиц одного пола. [13]

 

В соответствии с Законом КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин», а также в целях эффективной реализации государственной политики по достижению гендерного равенства правительством страны утверждено Постановление «О Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2020 года и Национальном плане действий по достижению гендерного равенства в КР»[14]. Данный план действий включает в себя пять приоритетов: расширение экономических возможностей женщин, развитие системы функционального образования, расширение доступа к правосудию, продвижение женского политического участия и регуляторная политика.

 

 



[1] Конституция КР. Статья 16, пункт 4. http://www.gov.kg/?page_id=263&lang=ru (Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года)

[2]  Пекинская декларация и Платформа действий принята на 4й Всемирной Конференции по положению женщин, состоявшаяся в Пекине в период с 4-15 сентября 1995 года. http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/BDPfA%20R.pdf

[3] Постановление «О Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2020 года и Национальном плане действий по достижению гендерного равенства в КР» от 27 июня 2012 года № 443 (В редакции постановлений Правительства КР от 1 июля 2013 года N 395, 20 ноября 2015 года № 786, 15 ноября 2016 года № 589) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/93343

[4]  Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года

[5] Указ Президента КР от 27 августа 2002 года № 240

[6] Закон КР от 12 марта 2003 года № 60

[7]  Указ Президента от 21 июня 2005 года УП № 245

[8] Указ Президента КР от 20.03.2006 года №136

[9] Гендерная статистика НСК КР http://www.stat.kg/ru/statistics/gendernaya-statistika/

[10]  Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша КР» от 2 июля 2011 года № 68

[11] Закон «О выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики» от 14 июля 2011 года № 98

[12] Закон КР от 4 августа 2008 года N 184

[13] Закон «О Совете по отбору судей Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года N 40

[14] Постановление «О Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2020 года и Национальном плане действий по достижению гендерного равенства в КР» от 27 июня 2012 года № 443 (В редакции постановлений Правительства КР от 1 июля 2013 года N 395, 20 ноября 2015 года № 786, 15 ноября 2016 года № 589) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/93343

 

 

 

Советник БФ МИМРД МПА СНГ Азатова Д.К.