Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

Бишкекским филиалом МИМРД МПА СНГ выпущен сборник материалов по выборам Президента Кыргызской Республики

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение  ....................................................................................................3

 

Развитие избирательной системы Кыргызской Республики  ............................4

 

Первые выборы Президента суверенного Кыргызстана ..................................9

 

Вторые выборы Президента КР 1995 год   ....................................................12

 

Выборы Президента КР  2000  год  ..............................................................14

 

Выборы Президента КР 2005 год   ...............................................................24

 

Выборы Президента КР 2009 год  ................................................................32

 

Президент переходного периода 2010 год ....................................................49

 

Выборы Президент КР  2011 год    ...............................................................51

 

Выборы Президента КР 2017 год  ................................................................54

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия на территории Советского Союза, в состав которой входила и Киргизская ССР, возникла ситуация, явившаяся следствием перекосов в экономике страны и усугубленная политикой Генсека КПСС М.С. Горбачева, провозгласившего на этом фоне перестройку, гласность и широкую демократизацию страны. Основными чертами нового направления были - вовлечение широких масс населения в перестроечные процессы, критика существовавшего строя и всемерное поощрение народной инициативы. Руководство ЦК КПСС, в то время единственные доминанты в политической и экономической жизни советского общества, таким образом пыталась выпустить народное недовольство усугубляющимся экономическим кризисом и ухудшением условий жизни миллионов трудящихся. Затяжная война в Афганистане, перекосы в экономике, падение цен на нефть – главный источник валютных поступлений страны, и другие экономические причины вели к краху некогда мощную советскую державу.

 

            В этих условиях политическое руководство страны, осознавая реалии того времени, пыталось сохранить Союз ССР не только перестройкой, усилением гласности, свободы и инициативы масс, но и предоставлением дополнительных широких полномочий от союзного центра на места - республикам, входящим в ее состав. Отмена статьи 6 Конституции СССР о главенствующей роли КПСС во всех сферах жизни общества требовала заполнение этого вакуума многочисленными общественными организациями и другими нарождающимися формами народного движения. Вся власть постепенно переходила к народным советам трудящихся всех уровней от местных до Верховных Советов, куда депутатами избирались по еще старым советским законам. Фактически большинство в этих Советах разного уровня принадлежало партийно-советской номенклатуре с квотами по социальным слоям населения от рабочих, интеллигенции, сельхозпроизводителей и военнослужащих. На первом этапе начиналась борьба за посты в руководстве этих Советов от этой партийно-советской  номенклатуры. В большинстве союзных республик председателями Верховных Советов были избраны первые партийные руководители. Достаточно посмотреть руководство Верховных Советов союзных республик, Советов краев областей и станет понятно, что КПСС не собиралась сразу сдавать позиции в борьбе за власть. С учреждением поста Президента СССР, на который был избран Генсек ЦК КПСС М.С. Горбачев, подобная законодательная практика началась и в союзных республиках: были учреждены посты президентов союзных республик с еще пока ограниченными полномочиями. Следует отметить, что сам процесс избрания президентов союзных республик не везде проходил гладко. К примеру, с первой попытки в Киргизской ССР на выборах президента республики потерпели неудачу Первый Секретарь ЦК Компартии А.Масалиев и Председатель Совета министров А.Джумагулов. В силу различных объективных и субъективных факторов того периода президентом Киргизской ССР Верховным Советом республики был избран 46-летний академик, депутат Верховного Совета СССР А.Акаев. С этого периода начинает отсчет институт президента в новейшей истории Кыргызстана.

 

Необходимо отметить, что усилению этого института в немалой степени способствовал августовский путч 1991 года и последующий за ним «парад суверенитетов» союзных республик.

 

31 августа 1991 года Верховным Советом Киргизской ССР была принята Декларация «О независимости», которым был провозглашен приоритет республиканского законодательства над союзным, а союзное законодательство продолжало свое действие лишь в той части, которая не противоречила бы вновь принимаемым законам республики.

 

В октябре 1991 года были проведены всеобщие выборы президента Кыргызстана, по итогам которых был избран А.Акаев.

 

Таким образом завершилось становление института президента Кыргызской Республики, который в дальнейшем путем проведения референдумов только укреплялся и усиливался.

 

Установление института президентства в Кыргызстане, как и в других центральноазиатских республиках на пороге дезинтеграции СССР, явилось логическим шагом в политическом развитии страны. Во-первых, оно означало завершение этапа однопартийной политической системы советского типа, где партийная номенклатура осуществляла как прямой, так и косвенный контроль над исполнительной, судебной и законодательной ветвями власти. Во-вторых, введение института президентства положило начало процессу всенародного голосования и выборности лидеров Центральной Азии. И, в-третьих, институт президентства заполнил собой своеобразный политический и идеологический вакуум, образовавшийся на переходном этапе — компартия потеряла доминирующие позиции в политической, идеологической и общественной сферах, а новые политические партии, институты были еще не сформированы.

 

В первые годы независимости сложилось по преимуществу президентско-парламентское правление на основе Конституции КР 1993 года. В дальнейшем оно медленно направлялось в сторону укрепления президентской власти по мере вносимых на референдумах (1994, 1996, 1998, 2010) конституционных изменений и дополнений.

 

Выборы Президента являются важнейшим событием в жизни Кыргызской Республики. В настоящее время порядок избрания и основания прекращения деятельности президента КР регулируются разделам III главой I (президент КР, Конституция КР 2010 года).

 

Организация подготовки и проведения выборов Президента, различные аспекты избирательной кампании, установление итогов, определение результатов выборов Президента представляют интерес не только для участников избирательной кампании, отечественных и зарубежных ученых, занимающихся исследованиями в области избирательного права, но и для широкого круга читателей, интересующихся вопросами осуществления в Кыргызстане свободных демократических выборов. В связи с этим международный институт мониторинга развития демократии (МИМРД МПА СНГ) собрал  и систематизировал аналитические материалы по выборам президентов Кыргызской Республики со времени обретения независимости по 2017 год.

 

При подготовке использованы материалы, отчеты ЦИК КР, общественных организаций, заключения международных наблюдателей, мониторинга СМИ.

 

 

 

Советник БФ МИМРД МПА СНГ Азатова Д.К.

 

 

Последние новости