Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Нельзя безнаказанно управлять государством без народа и против воли народа.
Морис Торэз

Институт президентской власти в Кыргызской Республике

 

 

 

В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия на территории Советского Союза, в состав которой входила и Киргизская ССР, возникла ситуация, явившаяся следствием перекосов в экономике страны и усугубленная политикой Генсека КПСС М.С. Горбачева, провозгласившего на этом фоне перестройку, гласность и широкую демократизацию страны. Основными чертами нового направления были - вовлечение широких масс населения в перестроечные процессы, критика существовавшего строя и всемерное поощрение народной инициативы. Руководство ЦК КПСС, в то время единственные доминанты в политической и экономической жизни советского общества, таким образом пыталась выпустить народное недовольство усугубляющимся экономическим кризисом и ухудшением условий жизни миллионов трудящихся. Затяжная война в Афганистане, перекосы в экономике, падение цен на нефть – главный источник валютных поступлений страны, и другие экономические причины вели к краху некогда мощную советскую державу.

 

         В этих условиях политическое руководство страны, осознавая реалии того времени, пыталось сохранить Союз ССР не только перестройкой, усилением гласности, свободы и инициативы масс, но и предоставлением дополнительных широких полномочий от союзного центра на места - республикам, входящим в ее состав. Отмена статьи 6 Конституции СССР о главенствующей роли КПСС во всех сферах жизни общества требовала заполнение этого вакуума многочисленными общественными организациями и другими нарождающимися формами народного движения. Вся власть постепенно переходила к народным советам трудящихся всех уровней от местных до Верховных Советов, куда депутатами избирались по еще старым советским законам. Фактически большинство в этих Советах разного уровня принадлежало партийно-советской номенклатуре с квотами по социальным слоям населения от рабочих, интеллигенции, сельхозпроизводителей и военнослужащих. На первом этапе начиналась борьба за посты в руководстве этих Советов от этой партийно-советской  номенклатуры. В большинстве союзных республик председателями Верховных Советов были избраны первые партийные руководители. Достаточно посмотреть руководство Верховных Советов союзных республик, Советов краев областей и станет понятно, что КПСС не собиралась сразу сдавать позиции в борьбе за власть. С учреждением поста Президента СССР, на который был избран Генсек ЦК КПСС М.С. Горбачев, подобная законодательная практика началась и в союзных республиках: были учреждены посты президентов союзных республик с еще пока ограниченными полномочиями. Следует отметить, что сам процесс избрания президентов союзных республик не везде проходил гладко. К примеру, с первой попытки в Киргизской ССР на выборах президента республики потерпели неудачу Первый Секретарь ЦК Компартии А.Масалиев и Председатель Совета министров А.Джумагулов. В силу различных объективных и субъективных факторов того периода президентом Киргизской ССР Верховным Советом республики был избран 46-летний академик, депутат Верховного Совета СССР А.Акаев. С этого периода начинает отсчет институт президента в новейшей истории Кыргызстана.

 

Необходимо отметить, что усилению этого института в немалой степени способствовал августовский путч 1991 года и последующий за ним «парад суверенитетов» союзных республик.

 

31 августа 1991 года Верховным Советом Киргизской ССР была принята Декларация «О независимости»[1], которым был провозглашен приоритет республиканского законодательства над союзным, а союзное законодательство продолжало свое действие лишь в той части, которая не противоречила бы вновь принимаемым законам республики.  Тогда же Жогорку Кенеш КР принял Закон "О выборах Президента Кыргызской Республики" [2], в соответствии, с которым 12 октября 1991 года состоялось всенародное голосование, по итогам которых был избран А.Акаев.

 

Таким образом, завершилось становление института президента Кыргызской Республики, который в дальнейшем путем проведения референдумов только укреплялся и усиливался.

 

Установление института президентства в Кыргызстане, как и в других центральноазиатских республиках на пороге дезинтеграции СССР, явилось логическим шагом в политическом развитии страны. Во-первых, оно означало завершение этапа однопартийной политической системы советского типа, где партийная номенклатура осуществляла как прямой, так и косвенный контроль над исполнительной, судебной и законодательной ветвями власти. Во-вторых, введение института президентства положило начало процессу всенародного голосования и выборности лидеров Центральной Азии. И, в-третьих, институт президентства заполнил собой своеобразный политический и идеологический вакуум, образовавшийся на переходном этапе — компартия потеряла доминирующие позиции в политической, идеологической и общественной сферах, а новые политические партии, институты были еще не сформированы.

 

В первые годы независимости сложилось по преимуществу президентско-парламентское правление на основе Конституции КР 1993 года[3]. В дальнейшем оно медленно направлялось в сторону укрепления президентской власти по мере вносимых на референдумах (1994, 1996, 1998, 2010) конституционных изменений и дополнений.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 новой конституции указывалось, что «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Кыргызской Республики более двух раз подряд».

 

30 января 1994 года в стране был проведен референдум о доверии. В бюллетене значился вопрос: «Подтверждает ли народ Кыргызстана, что Президент КР, всенародно избранный 12 октября 1991 года на пять лет, является Президентом КР и вправе осуществлять на срок его избрания полномочия, установленные Конституцией КР». 4 февраля 1994 года Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов КР  постановлением №175 «Об итогах референдума Кыргызской Республики от 30 января 1994 года» констатировала, что народ Кыргызстана подтвердил, что Президент КР, всенародно избранный 12 октября 1991 года на пять лет, является Президентом Кыргызской Республики и будет осуществлять на весь срок его избрания полномочия, установленные Конституцией КР, принятой 5 мая 1993 года. В соответствии с названной Конституцией, накануне декабрьских 1995 года выборов, Аскар Акаев обращается к своему народу с ежегодным посланием и из его уст прозвучали такие слова: «Если народ доверит мне президентский мандат вторично, то я сделаю все, чтобы довести начатые реформы до конца...».

 

24 декабря 1995 года в Кыргызстане проводятся очередные президентские выборы. Формальные ограничения по Закону о выборах Президента для кандидатов были минимальными. Кандидаты могли быть выдвинуты съездом партии или избирательного блока, собранием избирателей в количестве не менее 100 человек, предусматривалось и самовыдвижение. Кандидатом мог стать граждан республики не моложе 35 и не старше 65 лет, постоянно проживающий в республике не менее 15 лет. Для участия в выборах кандидат был обязан собрать не менее 50 тыс. подписей избирателей. От избирательного процесса отстранялись граждане, не владеющие кыргызским языком. На сбор подписей кандидатам отводилось менее трех месяцев. Центризбиркомом было введено ещё формальное ограничение, затруднявшее регистрацию кандидатов: собранные подписи должны были быть заверены местными кенешами не позднее чем в семидневный срок. На пост президента также выдвигались Абсамат Масалиев, Жумгалбек Аманбаев, Медеткан Шеримкулов, Омурбек Текебаев, Мамат Айбалаев, Юруслан Тойчубеков и Турсунбай Бакир уулу.

 

Акаев был выдвинут на пост президента тремя тысячами трудовых коллективов, партией единства Кыргызстана и демократической партией женщин Кыргызстана и  победил в первом туре выборов, набрав 71,5 % голосов.

 

2000 год для Кыргызстана стал годом новых парламентских и президентских выборов. Именно тогда в стране был введен Кодекс о выборах, который привнес много нового в избирательную практику республики. Прецедентом стали выборы в одну из палат по смешанной избирательной системе. Впервые в странах СНГ после России была использована автоматизированная система подсчета голосов "Шайлоо" [4](по-кыргызски – «Выборы»). Срок президентских полномочий Аскара Акаева истекал 30 декабря 2000 года, поскольку, вступая в должность Президента КР он принес присягу 30 декабря 1995 года[5]. Исходя из этого, Собрание народных представителей ЖК КР постановлением от 27 июня 2000 года правомерно назначило новые выборы Президента КР на 29 октября 2000 года.

 

10 июля 2005 года состоялись досрочные выборы Президента КР, которые были назначены Жогорку Кенешем после событий 24 марта, когда, в результате резко обострившейся общественно-политической ситуации, произошла смена власти. Всего было выдвинуто 22 кандидата, из них 10 – собраниями избирателей, 3 – политическими партиями, 9 – воспользовались правом самовыдвижения. Из 22 выдвинувшихся кандидатов 19 человек (86,4%) – мужчины, 3 – женщины (13,6%). Голоса пришедших на выборы избирателей поделились между кандидатами: за Айтикеева А. – 3,62%, за Бакиева К. – 88,72%, за Бакир уулу Т. – 3,93%, за Душебаева К. – 0,51%, за Жекшеева Ж. – 0,9%, за Уметалиева Т. – 0,52%. Конституционный суд КР 16 июля 2005 года своим решением подтвердил результаты выборов 10 июля 2005 года и признал правомерным избрание Бакиева К.С. Президентом КР.

 

Выборы Президента страны в 2009 году проводились по новой редакции Кодекса о выборах в КР, принятой на референдуме (всенародным голосованием) 21 октября 2007 года, с учетом внесенных изменений и дополнений от 10 января 2009 года №3 и от 23 января 2009 года №20. В числе кандидатов на главный пост страны были выдвинуты представители 3-х политических партий (Ак-Жол, Акшумкар, Крестьянская (фермерская) политическая партия), а также 19 путем самовыдвижения. Число избирателей, принявших участие в голосовании, - 2 328 069, что составило 79,13%. По сравнению с выборами 2005 года явка в 2009 году оказалась гораздо выше (2005 – 74,96%, 2009 – 79,13%).          Голоса пришедших на выборы избирателей распределились между кандидатами следующим образом: за А.Атамбаева проголосовало 8,39% избирателей, К.Бакиева 76,43%, Н.Мотуева – 0,93%, Ж.Назаралиева – 0,82%, Т.Сариева – 6,43%, Т.Уметалиеву – 1,08%.

 

После апрельской революции 2010 года[6] через референдум президентом переходного периода стала Роза Отунбаева. Первая женщина-президент Кыргызстана и пока единственная женщина, занимавшая пост президента в странах СНГ.  Декретом Временного Правительства [7]от 19 мая 2010 года, который был закреплен Законом, принятым на референдуме от 27 июня 2010 года, до вступления в должность вновь избранного Президента КР, в соответствии с ново Конституцией КР, была введена должность Президента КР на переходный период. Председатель Временного Правительства Р.Отунбаева была наделена полномочиями президента переходного периода. Согласно документу, она могла исполнять обязанности главы государства в течение полутора лет – до 31 декабря 2011 года. При этом было установлено: она не вправе баллотироваться на должность Президента КР на очередных выборах 2011 года. [8]

 

 Реформы, инициированные временным правительством в 2010 году, завершились президентскими выборами, состоявшимся 30 октября 2011 года. Эти выборы стали важнейшим этапом легитимизации власти после апрельской революции 2010 года. 27 июня 2010 года в результате всенародного референдума была принята новая Конституция КР[9], согласно которой на пост президента нельзя избираться два раза подряд, а президентский срок был увеличен до 6 лет.

 

Президентские выборы 2017 года стали вторыми после принятия в 2010 году действующей Конституции, которая предусматривает, что президент может избираться только на однократный срок. Постановлением Жогорку Кенеша КР №1681-VI от 14 июня 2017 года, на 15 октября 2017 года были назначены выборы Президента КР. 14 июня 2017 года постановлением ЦИК КР №147 был утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов[10]. Были приняты соответствующие изменения в нормативные правовые акты КР в сфере избирательного законодательства, в том числе изменения, внесенные в Конституционный Закон КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», в соответствии с которыми список избирателей составляется ГРС на основе сведений об избирателях, их биометрических и персональных данных, содержащихся в ЕГРН[11], с использованием информационной системы учета избирателей. Рассмотрение и утверждение схем и границ избирательных участков, а также подсчет голосов и подведение итогов голосования относятся к компетенции ЦИК. Сведения об избирательных участках предоставляются в ГРС с указанием номера, наименования и адреса избирательного участка.

 

Общее количество избирателей, внесенных в списки избирателей составило – 3 014 434 избирателей. Число избирателей, принявших участие в голосовании на выборах 15 октября 2017 года - 1 697 868, что составляют 56,32 %  от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей. Наибольшее количество голосов избирателей набрал выдвиженец от СДПК Сооронбай Жээнбеков - 54,22 процента. На втором месте депутат парламента Омурбек Бабанов - 33,49 процента. На третьем месте Адахан Мадумаров с результатом 6,57 процента.

 

 

Советник БФ МИМРД МПА СНГ Азатова Д.К. 

 

 


[1] Декларация РК от 31 августа 1991 года №578-XII «О государственной независимости Республики Кыргызстан»

[2]   Закон РК от 31 августа 1991 года №566-XII «О выборах Президента Республики Кыргызстан». Утратил силу в соответствии с Законом КР от 29 мая 1999 года N 40

[3] Конституция независимой КР, принятая на XII сессии Верховного Совета 5 мая 1993 года.

Проект конституции 1993 года был подготовлен специальным комитетом легендарного парламента и обсуждался на протяжении 2 лет с 1991-го по 1993-й. Во время правления Аскара Акаева первая Конституция Киргизской Республики пять раз пересматривалась в пользу усиления полномочий президента, а также вносились изменения в иные нормы в 1994, 1996, 1998, 2001 и 2003 гг, созданным «Конституционным совещанием»

[4] Государственная программа совершенствования избирательной системы Кыргызской Республики на 1997-2000 годы утвержденная Указом Президента КР от 8 июля 1997 года УП N 207

[5] Согласно п. 1 ст. 43 Конституции Кыргызской Республики, а также п. 4 ст. 45 Конституции Кыргызской Республики пятилетний срок президентского мандата истекает с момента принятия Президентом присяги.

[6] «Временное Правительство Кыргызской Республики (7 апреля – 21 декабря 2010 года) события, деятельность, оценки» О.Текебаев, М.Укушов.

[7] Декрет Временного Правительства КР «О референдуме (всенародном голосовании) по принятию новой Конституции КР» от 19 мая 2010 года ВП №40 (В редакции Декрета Временного Правительства КР от 26 мая 2010 года ВП № 52, 10 июня 2010 года ВП № 64)

[8] Закон КР «О введении в действие Конституции КР» от 19 мая 2010 года ВП №40 статья 2. О Президенте КР на переходный период п.2. Срок полномочий Президента Кыргызской Республики установить до 31 декабря 2011 года. п.3. Установить, что Президент Кыргызской Республики не вправе баллотироваться на должность Президента КР на очередных выборах 2011 года. п. 4. Наделить на переходный период Председателя Временного Правительства Отунбаеву Розу Исаковну полномочиями Президента КР.

[9] Конституция КР Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года)

(В редакции Закона КР от 28 декабря 2016 года № 218)

[10]Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента КР, назначенных на 15 октября 2017 года https://shailoo.gov.kg/ru/vybory-prezidenta-kr-2017_/kalendarnyj-plan/

[11] Положение «о порядке формирования и использования Единой системы учета избирателей КР» утвержденное Постановлением ЦИК КР от « 31 » января 2012 г. № 23 (утратило силу в соответствии с постановлением Центризбиркома КР от 13 мая 2017 года № 116).

Последние новости