Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

Бишкекский филиал МИМРД МПА СНГ: История возможной Конституционной реформы

 

В рамках мониторинга последних событий в области развития парламентаризма в Кыргызской Республике, Бишкекский филиал МИМРД МПА СНГ предлагает Вашему вниманию аналитическую выкладку о возможном референдуме по внесению изменений в Конституцию КР 2010 года.

 

Предыстория вопроса:  

 

27 мая 2015 года Лидеры трех фракций Ч.Турсунбеков (СДПК), О.Текебаев (Ата-Мекен) и Ф.Кулов (Ар-Намыс), составляющих коалицию парламентского большинства V созыва Жогорку Кенеша инициировали законопроект по назначению референдума по Закону «О внесении поправок в Конституцию».

 

Предлагаемые изменения коснулись бы процедуры назначения глав местных госадминистраций, вопросов неприкосновенности депутатов, а также исключения из фракций депутатов ЖК и недопустимости создания отдельных депутатских групп, возможности парламентарию, избранному премьер-министром, вернуться в парламент на депутатскую должность после отставки, избрания Жогорку Кенешем председателя и заместителей председателя Верховного суда КР.

 

Несмотря на то, что в Основном законе четко прописано о недопустимости внесений изменений до 2020 года лидеры фракций для внесения поправок в Конституцию руководствовались пунктом, где говорится о том, что Жогорку Кенеш может принимать законы о назначении референдума. Кроме того, инициаторы ссылаются на статью 114, в которой прописано, что закон о внесении изменений в настоящую Конституцию принимается Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша после проведения не менее трех чтений с перерывом между чтениями в два месяца.

 

Как отмечают инициаторы законопроекта в справке-обосновании на имя Президента Кыргызской Республики ряд моментов Конституции препятствуют эффективной работе государственных органов, что является одной из причин, побудивших их обратится с подобной инициативой к главе Государства.  

 

 «К сожалению, как показало время, отдельные положения Конституции в последующей практике их реализации не оправдали себя и стали причиной постоянной дезорганизации работы государственных органов, медлительности и нерешительности властей, вызывающих рост недовольства народа.  Тем самым назрела необходимость внести изменения в главный документ, которые бы исправили те недостатки, которые создают явные противоречия некоторых положений с общими началами и смыслом Конституции без изменения самой сути парламентской демократии и сохранением всех положительных достижений последнего времени», —говорится в справке-обосновании. 

 

Что касается членов правительства, то Ф.Кулов отметил, что министр может быть освобожден от занимаемой должности по представлению премьера, который к тому же будет обладать правом назначения и освобождения глав местных госадминистраций. В настоящее время акимов назначают депутаты местных кенешей.

 

Согласно предлагаемым поправкам, полномочия депутата прекращаются досрочно, если фракцией принято решение об исключении народного избранника по предложению руководящего органа (партии), с подачи письменного заявления о сложении депутатских полномочий или смене гражданства.

 

Как реакция общества отметим, что 24 июня 2015 года напротив здания Парламента страны был организован митинг, участники которого развернули плакаты с лозунгами «Руки прочь от Конституции!», «Нет произволу!», «Не торгуй страной!».  

 

Митингующие на заборе повесили плакаты с зачёркнутыми портретами лидеров трёх парламентских фракций - О.Текебаева («Ата Мекен»), Ч. Турсунбекова (СДПК), Ф. Кулова («Ар-Намыс»), а также экс-главы аппарата президента Д. Нарымбаева (которого митингующие тоже считают одним из авторов поправок).

 

Далее, 26 июня 2015 года Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) и офис ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ) вынесли совместное заключение по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию», представленного на их рассмотрение Жогорку Кенешем.

 

Эксперты Венецианской комиссии отмечают, что большинство предлагаемых поправок к Конституции, как представляется, вызывают озабоченность по отношению к основным демократическим принципам, особенно таким, как разделение властей и независимость судебной власти.

 

Рекомендации Венецианской комиссии депутатам:

 

- иммунитет депутатов парламента должен быть сохранен, так же, как и в действующей Конституции, или заменен системой, при которой по просьбе одного из парламентских меньшинств Конституционная палата решает вопрос о том, может ли иммунитет быть снят;

 

- политические партии и/или фракции не должны иметь полномочий решать вопрос о прекращении мандата члена парламента;

 

- статью 97 Конституции о Конституционной палате, а также другие положения, ссылающиеся на ее содержание, следует оставить, чтобы сохранить палату как судебную власть, обеспечивающую эффективный конституционный надзор в КР;

 

- чтобы гарантировать внутреннюю независимость судей, предложенные положения о "судебном надзоре" и "об обязательных разъяснениях" Верховным судом должны быть исключены (проект ст. 96 п. 2 и 3);

 

- сроки полномочий председателей, их заместителей, судей местных судов, Верховного суда и Конституционной палаты не должны быть затронуты поправками в Конституцию.

 

Эксперты Венецианской комиссии отметили, что инициатива проведения референдума требует, несомненно, не менее двух третей голосов. Также она может выдвигаться только после, по крайней мере, трех чтений с интервалом в два месяца. 

 

«Легитимность референдума также необходимо изучить. Положения, прописывающие право вносить изменения в Конституцию, не просто юридическая формальность. Они могут в значительной степени влиять на фундаментальные политические процессы или определять их», — подчеркивается в документе.

 

Позиция Президента.

 

27 июня 2015 года в своем обратном письме Президент Кр А.Атамбаев указал недостаточными сроки обсуждения поправок в Конституцию и обратился к авторам с просьбой отозвать законопроект.

 

«Предварительное обсуждение внесенного вами законопроекта показало серьезную поддержку большинства содержащихся в нем предложений со стороны экспертного сообщества и избирателей Кыргызстана. Особенно в части устранения искусственных препятствий на пути построения устойчивой системы взаимодействия ветвей государственной власти, повышения уровня доверия к ним со стороны народа, укрепления законности и соблюдения прав простых граждан», — цитирует пресс-служба Атамбаева. 

 

Однако, уже 27 июля 2015 года в г.Чолпон-Ате Алмазбек Атамбаев на встрече с журналистами заявил следующее: «Необходимость внести изменения в Конституцию возникла давно, возможно, 6 созыв Жогорку Кенеша инициирует соответствующие поправки».

Президент полагает, что чрезвычайно важно донести до граждан необходимость предлагаемых изменений.

 

«Когда недавно поднимался вопрос об этом, я действительно написал письмо Феликсу Кулову, в котором просил пока воздержаться от изменений Конституции, - сообщил президент.

 

«Дело в том, что через СМИ я убедился, что народ еще не понял до конца для чего это нужно. Но, я думаю, что новый созыв Жогорку Кенеша будет поднимать этот вопрос. Есть моменты, которые действительно стоит изменить. К примеру, судебная реформа не даст должного результата пока не будет пересмотрены отдельные положения в Основам законе. Также мне импонирует предложение Кулова о том, что акимов районов должен назначать премьер. Но есть и то, что мне не нравится. Например, норма о том, что депутата могут лишить мандата на общем голосовании фракции».

 

По мнению президента, если люди не понимают смысла изменений Конституции, то нужно сначала все разъяснить, и только потом внедрять.

 

Позже, после выборов депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики 6 ноября 2015 года глава Кыргызской Республики А.Атамбаев в своем послании открыто предлагает депутатам Парламента задуматься о том, что необходимо внести изменения в Конституцию Кыргызской Республики, в части касающейся полномочий Президента КР, а также в части нейтрализации противоречий в работе ряда госорганов.

 

По словам президента, в первую очередь это касается точного определения конституционного строя, при котором живет страна. 

 

«Ни для кого не секрет, что Кыргызстан одной ногой пребывает в парламентской республике, другой – в президентской, - сказал Атамбаев. – Мы должны прийти к тому, чтобы перейти полностью на парламентскую форму правления». 

 

Президент добавил, что прошедшие выборы показали, что в Конституции есть изъяны, которыми воспользовались отдельные партии.

 

«У нас выборы проходят по пропорциональной системе, однако при формировании списков депутатов партийные боссы использовали мажоритарный подход, нарушив нормы Основного закона. Из-за этого были нарушены национальные, гендерные квоты. В Жогорку Кенеш по закону должны были пройти 36 женщин, а пришли 24», - сказал Атамбаев.

 

Он добавил, что необходимо изменить раздел Конституции, касающийся судебной системы. «Народ возмущен работой судов и принимаемыми ими решениями. Еще в прошлом созыве был разработан ряд важных поправок, касающихся судебной реформы. Надеюсь, они будут внедрены в жизнь. В пятом созыве лидеры 3 фракций разработали поправки в Основной закон, я поддержал, но просил оставить их на рассмотрение нового созыва», - сказал президент.

 

Существенным моментом является то, что А.Атамбаев подчеркнул необходимость снижения полномочий Президента КР, так как опасается о возможных претендентах на главный пост страны.

 

«Никто не может исключать того, что в 2017 году народ  опять поверит красивым словам и изберет Президентом такого «молодца». Есть очень большая вероятность того, что к руководству страной придет кто-то наподобие Максима Бакиева. Который также будет смотреть на Кыргызстан как на свой частный  «комок», который также будет называть свой народ стадом баранов, который также станет грабить бизнесменов по одиночке, который не боится Бога. А народ у нас доверчив и если такой «молодец» вдруг изберется Президентом, то действующая Конституция не сможет удержать его от произвола. Слишком много в нашем основном законе противоречий, которые можно по разному интерпретировать. Поэтому который раз повторяю: «Береженного, Бог бережет!». Судя по всему, надо несколько сократить полномочия Президента и начать переход к реальному парламентскому правлению. Иначе пострадает наш народ! Жогорку Кеңеш должен тщательно изучить и рассмотреть данный вопрос, чтобы затем вынести его на всенародное обсуждение», - А.Атамбаев.

 

Также, 21 декабря 2015 года на своей итоговой пресс-конференции А.Атамбаев отвечая на вопрос о Конституционной реформе ответил, что «необходимо сделать так чтобы президентское кресло перестало быть тем, на что ставят и жизнь,  и все».

 

Приводя фактор того, что многие говорят о неприкасаемости Конституции, то Президент отметил, что нынешняя Конституция писалась месяц и что Конституция является лишь простым регламентом страны и не надо из нее делать фетиш. И если регламент страны несет риски, то необходимо что-то предпринимать.

 

«В случае если понадобится и если Парламент не поддержит, то я готов обратится  напрямую к народу по поводу референдума о внесении изменений в Конституцию», - А.Атамбаев. 

 

На основании вышеизложенного предполагается, что уже ближе к концу первого квартала 2016 года ситуация с референдумом либо обретет реальные контуры либо данный вопрос будет снят до 2020 года. 

 

Последние новости