Парламентарии Содружества рассказали об особенностях института президентства в своих странах
В Санкт-Петербурге состоялась панельная дискуссия в рамках международной научно-практической конференции «Институт президентской власти в странах СНГ» . Парламентарии, представители центральных избирательных комиссий и эксперты стран Содружества обсудили трансформацию института президента в республиках региона, особенности организации президентских выборов и наблюдения за ними, полномочия президентов в разных странах.
Организаторами мероприятия выступили Международный институт мониторинга развития демократии Межпарламентской Ассамблеи СНГ и вузы – партнеры Секретариата Совета МПА СНГ.
С приветственным словом к организаторам и участникам конференции обратился Генеральный секретарь — руководитель Секретариата Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. Он отметил, что благодаря электоральным процессам институт президентской власти постепенно укреплялся, а очередность выборов делала процесс легитимации планируемым и прозрачным. Как следствие, повышался уровень устойчивости политических систем и доверия граждан к институту президентской власти.
«Надеюсь, что сегодня представители депутатского корпуса наших стран, международных организаций, эксперты смогут поделиться опытом развития и функционирования института президентской власти в странах СНГ, обсудить актуальные вопросы и наметить дальнейшие шаги для успешного решения стоящих перед нашими странами целей и задач», — сказал Генеральный секретарь.
За активное взаимодействие в работе, связанной с предупреждением и предотвращением вмешательства в проводимые Россией избирательные кампании, Дмитрию Кобицкому вручили благодарственное письмо председателя Центральной избирательной комиссии России Эллы Памфиловой.
Заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ — директор МИМРД МПА СНГ Иван Мушкет отметил, что граждане стран Содружества реализуя свое волеизъявление на президентских выборах, голосовали как за институт президентской власти, так и за лидеров наших государств, тем самым поддерживая, выражая доверие именно институту главы государства. Наблюдая за происходящими событиями представляется возможным сделать вывод о том, что как на уровне теоретических схем, так и в рамках практической политики единство власти, олицетворяемое президентом, является гарантом стабильности, территориальной целостности и устойчивого развития государств СНГ.
Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, председатель Консультативного совета руководителей избирательных органов государств СНГ Зайниддин Низамходжаев отметил плодотворность дискуссии для ее участников.
Исследование, выполненное МИМРД МПА СНГ в рамках издательской серии «Демократии, выборы, парламентаризм» на тему «Институт президента в странах Содружества» представили эксперты МИМРД МПА СНГ — старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Анатолий Бояшов и Олег Лешенюк.
Проведенное научное исследование создает основы для совершенствования механизмов государственного управления и развития модельного законотворчества в сфере функционировании органов государственной власти, организации и проведения президентских выборов, а также наблюдения за ними.
Ученые и эксперты стран Содружества высказали мнения об институте президентской власти как основе политической консолидации общества.
Мероприятие продолжилось дискуссией «Президентская и парламентская ветви власти: сотрудничество и взаимодействие в странах СНГ», участие в которой приняли представители парламентов Содружества . Модератором выступил профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт МИМРД МПА СНГ Станислав Ткаченко.
По словам заместителя председателя Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по аграрной политике, члена Комитета Милли Меджлиса по правовой политике и государственному строительству, заместителя председателя ПК МПА СНГ по правовым вопросам Сабира Гаджиева, в Азербайджане институт президентства наделен широкими полномочиями.
«Роль личности для Президента является главенствующей. В сложные периоды граждане собираются не вокруг главы государства, а вокруг личности. Если мы посмотрим на историю государства и всемирную историю, то мы обратим внимание, что наличие полномочий еще не говорит об успешном развитии государства», — отметил азербайджанский депутат.
В Республике Беларусь все изменения статусу президента проходили через конституционно-правовые реформы, отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, член Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам Сергей Сивец.
«Зачастую эти реформы были связаны с теми или иными политическими кризисами. Глава государства обращался к белорусскому народу в качестве арбитра для того, чтобы услышать мнение большинства граждан страны и помочь решить их проблемы», — сказал представитель Совета Республики.
Председатель Комитета Сената Парламента Республики Казахстан по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам, заместитель председателя Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам Нурлан Бекназаров проинформировал о реформах Президента Казахстана.
«Президентом Казахстана в 2022 году были инициированы масштабные политические реформы. Их цель – отойти от суперпрезидентской формы правления и передать часть полномочий регионам и местным органам власти», — подчеркнул парламентарий.
О новой президентской модели государства, установленной в 2021 году, рассказал заместитель председателя Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, член Постоянной комиссии МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления Бактыбек Чойбеков.
«Высшее должностное лицо возглавляет исполнительную власть Кыргызстана. Кроме того, Президент несет персональную ответственность за результаты деятельности кабинета министров. Президенту дается право законодательной инициативы, а также право подписывать или налагать вето на законы, принятые парламентом. Совместная деятельность двух ветвей власти направлена на построение сильного государства с развитой экономикой», — сказал член Жогорку Кенеша.
Член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин рассказал о конституционных изменениях 2020 года.
«Президент России поделился своими полномочиями с Федеральным Собранием. У сенаторов и депутатов появилось больше ответственности. Мы как представители своих регионов с одной стороны ответственны перед избирателями, а с другой стороны перед государством за качественную работу руководителей органов власти, которых мы теперь согласовываем перед назначением», — отметил российский парламентарий.
После приобретения независимости Таджикистан столкнулся с политическим кризисом, рассказал председатель Комитета Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности, член Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам Дилшобд Рахмон.
«В этот сложнейший период для нашей страны мы сумели соориентироваться и сформировать систему государственного управления. Путем всенародного референдума была принята Конституция независимого Таджикистана. В ней содержатся нормы, которые говорят о взаимосвязи и о последовательном контроле деятельности всех ветвей власти», — отметил таджикский законодатель.
Член Комиссии Парламента Республики Молдова по контролю за государственными финансами Василий Боля рассказал о взаимодействии Президента и парламента. У государства были разные этапы становления и поиск лучшей формы правления. «Соглашусь с тем, что роль личности президента имеет большое значение», — заявил депутат Молдовы.
По итогам конференции будет принята резолюция. В итоговый документ войдут предложения, которые направят участники круглого стола и панельной дискуссии.