Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

Председатель ЦИК КР: 4 февраля - Всемирный день выборов

 

Приближается Всемирный день выборов. Мы в Кыргызстане впервые отметили его два года назад. Ну а в этом году мы участвуем в этом международном форуме в третий раз. День Выборов был определен и утвержден 14-17 сентября 2005 года на глобальной конференции организаторов выборов, прошедшей в городе Будапеште.

 

Можем назвать его нашим профессиональным праздником. Мы отметим его 4 февраля текущего года и в последующие годы будем бесперебойно отмечать со всем народом. Почему? Потому что выборы считаются основным оружием, обеспечивающим установление независимости народа, общественного мнения и заявления, стабильность государственного механизма и его эффективной работы.

 

Выборы как основной институт демократии кыргызского народа начались еще во времена деления населения на роды, считаются помощником развития всего жизненного пути кыргызской общественности и до сегодняшнего дня считаются неразрывным элементом прав и свобод народа.

 

С позиции мирового масштаба история выборов в нашем отечестве не занимает очень длительного срока. Тем не менее этот период времени переполнился под завязку удивительными, великими событиями и обширными переменами, он призывает население почувствовать личную ответственность за все события и перемены в собственной стране, вместе с тем прочувствовать ответственность не только за происходящие в своей стране события, но и за все события в мире.

 

Если кратко остановимся на истории выборов, она четко освещает организацию и становление кыргызского государства.

 

Во второй половине 1918 года трудящиеся на территории Кыргызстана и Туркестанской АССР на основе Конституции РСФСР создали органы власти, администрации, суды, школы и другие просветительские учреждения, которые работали на родном языке кыргызов, и стали начальной ступенью зарождения кыргызской национальной государственности.

 

В начале 1919 года власть во всех регионах Кыргызстана перешла в руки народа. Осенью 1921 года в ряду органов власти были созданы сельские советы, подчинявшиеся центральной исполнительной власти Туркестана.

 

Выборы депутатов сельских советов реализовывались на собрании сельского населения. В то же время в совет народных депутатов избирался только один человек от каждого села. Осуществление такого народовластия продолжалось до конца 1924 года. Дело в том, что вышло постановление Революционного комитета Кара-Кыргызской Автономной области о создании 4-х избирательных округов в Пишпеке, Караколе, Оше и Джалал-Абаде. В каждом округе предусматривалось по 16-20 волостей, на этом основании начала усовершенствоваться структура государственной власти.

 

В 1924-1930 годы выборы проводили окружные, городские, волостные, районные и сельские избирательные комиссии. Конечно, в горной стране со сложными дорогами, с чрезвычайно неважным сообщением между селами проведение агитационных избирательных работ было практически неосуществимым делом. В процесс выборов вовлекалось лишь 10-15% населения. Но постепенно участие избирателей из года в год увеличивалось, была введена норма о 35% участии на выборах, появилась возможность придать им легитимный характер. Нельзя не сказать о том, что с 1926 года началось увеличение участия женщин избирателей.

 

В конце 1930, начале 1931 года в Кыргызстане прошли повторные выборы в районные, городские советы, они доступно реализовались благодаря нормам Конституции Кыргызской АССР 1929 года. Благодаря наличию такой новой системы выборов, прежде всего, население обеспечилось активным избирательным правом, установилось равноправие между мужчинами и женщинами, снизился возрастной порог, усилилась энергичная связь между избирателями  и  представительствами органов власти, усовершенствовалась система жалоб граждан на нарушение избирательного права, и выполнены другие цели.

 

Во времена Советского Союза с каждым разом ограничивались возможности избирателей по выборам. Это относится и к нашему народу, ведь в его состав входила и Кыргызская ССР.  Поскольку в огромном СССР было невозможно говорить о многопартийности, из-за этого и отбор на выборах был крайне ограничен. Конечно, в таких условиях страной управляла только Коммунистическая партия Советского Союза. Значит, раз избирательная система была разработана крайне тщательно, то выборы шли быстро, будто двигаясь по рельсам железной дороги.

 

Если обратимся к истории развития сегодняшней современной избирательной системы в Кыргызской Республики, то можно учесть нижеследующее.

 

21 сентября 1994 года президент Кыргызской Республики издал указ «О создании Центральной комиссии (Центризбирком) по проведению выборов и референдумов в Кыргызской Республике». До этого 18 декабря 1993 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики был принят закон «О создании Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Кыргызской Республике». Вот с того дня Центральной избирательной комиссией Кыргызской Республики проведено 26 выборов. Из них 6 – президентские выборы, 6 – парламентские выборы, 9 раз проведено референдумов, и 5 раз проведены выборы в местные советы. Следует отметить, острая борьба власти ради роста и развития Кыргызстана  проходила в экстремальных условиях и все еще продолжается. Вместе с тем мы приобретаем самый большой опыт в строительстве справедливой политической системы в стране.

 

Новые требования к обеспечению новой системы государственного устройства Кыргызстана и избирательного права по выборам привели к обновлению нормативных актов и базы. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Кыргызской Республики ищет новые пути для пополнения, обеспечения прав граждан, продвигает вперед. Налажено международное сотрудничество с центральными избирательными органами зарубежных стран. Подписаны меморандумы по сотрудничеству с центральными избирательными комиссиями Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Корея, Монголии, Латвийской Республики, Индии и множества других стран, сотрудничество продолжается.

 

ЦИК КР направляет свои делегации в государства-партнеры, они участвуют как международные наблюдатели в выборах президентов, депутатов парламентов, а также муниципальных выборах.

 

Конечно, мы без всякого препятствия даем согласие на участие международных наблюдателей в избирательном процессе в Кыргызстане. Одним из главных обязательств демократического правового государства считается обеспечение проведения демократических свободных выборов. Мы должны отметить, что привлечение к политической жизни государства Центральной избирательной комиссии, общества, его каждого человека, а также выражение их взглядов на власть убедительно обеспечивается только одними свободными выборами, что подразумевает вложение большого заслуженного труда.

 

В Кыргызстане власть должна избираться народом. Мы говорим о народовластии – свободном участии каждого человека в решении важных вопросов в обществе, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы самоуправления  - право достижения этого посредством использования своего конституционного права.

 

Недавно прошедшие парламентские выборы в Кыргызстане прошли по новой Конституции, которая была одобрена на проведенном 27 июня 2010 году референдуме. Несмотря на то, что согласно мониторингу, проведенному на этих выборах, были допущены некоторые недостатки и нарушения положений, отмечен серьезный шаг вперед общественности к демократии.

 

Осенью 2015 года на выборы депутатов Жогорку Кенеша приехали и участвовали 613 международных наблюдателей из 69 стран, 40 международных организаций. Парламентские выборы прошли успешно благодаря, безусловно, оказанной серьезной помощи международных организаций.

 

Выявление с помощью новых технологий личностей избирателей, точного и бесперебойного подсчета голосов приумножило доверие населения к ходу избирательного процесса. Дело в том, что был поставлен заслон фальсификациям итогов выборов, неточностям в списках избирателей, проводилось уточнение в день выборов личностей избирателей, при подсчете не было допущено изменения голосов избирателей, а со стороны избирательных комиссий было невозможно по желанию фальсифицировать или исправлять итоговые протоколы.

 

После выборов президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев отметил: «В стране не прошло ни одного митинга». Это свидетельствует о том, что кыргызская власть смогла провести настоящие чистые и справедливые выборы. Для Кыргызстана это осталось историческим важным обстоятельством.

 

В 2006 году Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики вошла членом Европейской ассоциации организаторов выборов, а с осени 2014 года стала полноправным членом этой организации. Мы также являемся членом Азиатской ассоциации избирательных органов. Ее офис расположен в городе Нью-Дели Индии.

 

В октябре 2013 года ЦИК КР перешел в членство Всемирной ассоциации организаторов выборов, а членом ее Исполнительного совета избран осенью 2014 года. Его штаб-квартира занимает место в городе Инчон Южной Кореи.

 

К Всемирному дню выборов ЦИК проведет дни открытых дверей для школьников и студентов. Будущим избирателям разъяснят их гражданские права и обязанности, подробно расскажут о лидерской роли парламента, правительства, политиков во внедрении в нашу жизнь демократической культуры.

 

Молодому поколению необходимо твердо усвоить полную уверенность, что Кыргызстан в демократических процессах не будет пятиться назад. Ассоциация предполагает отметить и отпраздновать свой юбилей в 2016 году. По итогам накопленного за четверть века опыта предусмотрено проведение  25-ой международной конференции, проводимой ежегодно на тему «Развитие избирательной системы и процессов».

 

Наряду с этим в нашей стране усовершенствуется политическая система, население ждет от нее широкой открытости, справедливости и конкретики. На ее открытости, легитимности стоит фундамент устойчивого развития государства. А это приводит к гражданскому согласию, стабильности, решению общенациональных вопросов в нашей стране.

 

В настоящее время мир раздирает множество проблем. Это международный терроризм, экономический кризис и другие многочисленные проблемы. Мы тоже не вправе стоять в стороне, безучастно наблюдая за непростыми перипетиями мира. Мы на своем месте обязаны предпринимать меры против  тех угроз. Ведь избирательная система – это часть восстановления единства народа политического, культурного Кыргызстана.

 

Мы отныне сможем достичь процветания и роста своей демократической любимой страны под названием Кыргызстан только единством.

Последние новости