Кыргызскому парламенту — 80 лет.
История кыргызского парламента (Жогорку Кенеша) уходит корнями в далекое прошлое.
12 июня 1924 году ЦК РКП(Б) принял историческое решение о разделении Средней Азии на национальные государства. В том же году 14 октября на II сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, 27 октября на сессии ЦИК СССР это решение было узаконено. В соответствие с этим решением Кара-Кыргызская автономная область (25 мая 1925 года) постановлением ВЦИК РСФСР стала Кыргызской Автономной областью и вошла в состав РСФСР.
21 октября 1924 года решением Президиума ВЦИК РСФСР на территории Кыргызстана была создана временная высшая государственная власть и государственный орган – Революционный комитет Кыргызской автономной области в составе 17 человек под руководством Иманалы Айдарбекова. Перед Ревкомом была поставлены задачи: осуществление государственной власти на территории автономной области, организация и проведение съездов Советов.
27-30 марта 1925 года на I съезде Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов аппарату областного государственного органа было поручено поставить перед ВЦИК РСФСР вопрос о преобразовании Кыргызской Автономной области в Кыргызскую Автономную республику. Вновь созданный Совет, состоявший из 11 человек, избирает председателем Президиума областного исполнительного комитета А.Орозбекова. Этот орган сыграл важную роль в становлении кыргызской государственности. Вместе с приобретением государственности, был уточнен вопрос границы и созданы предпосылки для экономического и культурного роста.
Правовой статус Кыргызской автономной области был определен Конституцией РСФСР, в которой было обозначено, что раз в год на территории автономной области созывается высший государственный орган — съезд Советов, а в период между съездами он находится в ведении областного исполнительного комитета, которым он был избран и подотчетен.
1 февраля 1926 года ВЦИК РСФСР принял решение о создании Кыргызской автономной Советской Социалистической Республики в пределах бывшей Кыргызской автономной области, входящей в качестве федерации в составе РСФСР. Это решение было рассмотрено 8-18 ноября 1926 года на III сессии Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, где было принято постановление «О преобразовании Кыргызской Автономной области в Кыргызскую АССР», до принятия Конституции республики необходимо было разработать Положение «Об образовании Кыргызской АССР». Это положение было утверждено 1 марта 1927 году Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом РСФСР и Советом народных комиссаров.
7-12 марта 1927 года на I съезде Советов Кыргызской АССР было официально объявлено о создании Кыргызской АССР. В принятой Декларации было уточнено, что кыргызский народ имеет право на самоопределение и решать свою судьбу, и провозглашала основные принципы сосуществования народов, проживающих в Кыргызстане. На съезде было введено получение обязательного всеобщего образования, и переход с арабского алфавита на латинский. На съезде Советов между периодами проведения съездов был создан высший государственный орган, состоящий из 122 членов и 27 кандидатов – Центральный исполнительный комитет Кыргызской АССР.
На первой сессии ЦИК Кыргызской АССР первого созыва (12.03.1927) Президиум ЦИК Кыргызской АССР, состоящий из 17 членов и 6 кандидатов (Н.Узюков, Ж.Саадаев, А.Орозбеков, К.Тыныстанов, И.Айдарбеков, К.Юлдашев, Т.Айтматов и др.), избрал А.Орозбекова Председателем Президиума. На сессии было сформировано первое Правительство – Совет Народных Комиссаров, где Ж.Абдрахманов был назначен его председателем. В состав Совета Народных Комиссаров вошли земельная, финансовая, трудовая, рабоче-крестьянская инспекция, комиссары по социальному обеспечению и торговле.
В соответствии с Конституцией РСФСР съезду Советов Кыргызской АССР, где Кыргызстан как орган, исполняющий законодательную функцию, было дано право разрабатывать и принимать Конституцию Кыргызской АССР. Этот избранный орган Центральный исполнительный комитет раз в три месяца созывался на сессию и проводил свою работу. Президиум ВЦИК издавал декреты, постановления, а также сформировал Советы Народных Комиссаров, определял их направление и разрабатывал планы развития народного хозяйства. Совет Народных Комиссаров Кыргызстана – как исполнительный орган, регулировал работу высших государственных и местных органов власти. На местах власть осуществляли комитеты Советов кантонов, районов, волостные комитеты, а также городские и аильные Советы.
30 апреля 1929 года на II съезде Советов Кыргызской АССР была принята первая Конституция республики. По Конституции высшим органом власти считался съезд Советов. Съезд вносил изменения и дополнения в Конституцию республики, утверждал бюджет государства и осуществлял над ним контроль, утверждал положения центральных органов власти Кыргызской АССР и осуществлял другие функции. Съезд, как высший законодательный и контролирующий орган, являлся Центральным Исполнительным комитетом Кыргызской АССР.
После всенародного обсуждения, 20 марта 1937 года, на V съезде Кыргызской АССР был принят основной закон республики – Конституция Кыргызской ССР. На съезде были утверждены национальные государственные символы Кыргызской ССР — государственный флаг и герб. Принятие Конституции стало историческим событием, так как в Конституции Кыргызской ССР были отражены достижения народного хозяйства, общественно-политической и культурной жизни республики за 20 лет победы Октябрьской революции.
24 июня 1938 года впервые состоялись общенародные выборы в высший орган государственной власти республики – Верховный Совет Кыргызской ССР, по итогам которого были избраны 284 депутатов. Первая сессия Верховного Совета Кыргызской ССР первого созыва состоялась 18 июля 1938 года, где в соответствии с принятой новой Конституцией были изменены и созданы государственная власть и государственная форма управления, которые были подкреплены юридически. Председателем Президиума был избран А.Толубаев, утвержден состав Правительства Кыргызской ССР (председатель Совета народных Комиссаров Кыргызской ССР – Т.Кулатов).
Выборы второго созыва состоялись спустя девять лет – 16 февраля 1947 года. Это было связано с Великой Отечественной войной.
В дальнейшем законодательно утвержденный период выборов в Верховный Совет Киргизской ССР (четыре, а затем пять лет) строго соблюдался. 18 марта 1951 года состоялись выборы третьего созыва Верховного Совета.
Четвертый созыв был избран 6 марта 1955 года. 15 марта 1959 года был избран пятый созыв Верховного Совета Киргизской ССР.
За это время были конкретизированы и значительно расширены функции Советов, вместе с тем возросло число депутатов. Если в первый и второй созывы было избрано по 284 депутата, то в третий созыв – 313 депутатов. В состав четвертого и пятого созывов Верховного Совета Киргизской ССР избирались по 329 депутатов.
С первого по восьмой созывы Верховного Совета Киргизской ССР депутаты избирались сроком на 4 года. С девятого созыва (1975 год) установлен 5-летний срок депутатских полномочий.
С 90-х годов прошлого века порядок выборов депутатов существенно изменился – впервые прошли выборы на альтернативной основе. 23 февраля 1990 года состоялись выборы депутатов двенадцатого созыва Верховного Совета Киргизской ССР. Высший представительный орган был избран на широкой демократической основе. «Легендарный парламент» создал правовые условия для первых шагов на пути демократического развития Кыргызстана.
Верховный Совет Киргизской ССР двенадцатого созыва, оставшийся в народной памяти как «легендарный парламент», работал с апреля 1990 года по сентябрь 1994 года. С мая 1993 года, после принятия новой Конституции, законодательный орган кыргызского государства стал называться Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, принятой 5 мая 1993 года, в феврале 1995 года состоялись выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики первого созыва.
В период 1995–2000 годов в Кыргызстане действовал двухпалатный парламент первого созыва Жогорку Кенеша – Законодательное собрание и Собрание народных представителей, депутаты которых были избраны по мажоритарной системе в одномандатных округах. Первое заседание его двух палат состоялось 28 марта 1995 года.
В период 2000 – 2005 годов в Кыргызстане осуществлял свою деятельность Жогорку Кенеш второго созыва. Он состоял из 105 депутатов, так как в ходе третьей конституционной реформы, в 1998 году, были внесены изменения в избирательную систему и вновь пересмотрен количественный состав палат кыргызского парламента. Теперь Законодательное собрание состояло из 60 депутатов, 15 из них были избраны по партийным спискам, а Собрание народных представителей – из 45 депутатов.
Конституционной реформой 2003 года было установлено, что в 2005 году будет формироваться однопалатный парламент. Предусматривалось избрание нового состава Жогорку Кенеша по партийным спискам, с количественным составом 90 депутатов. В соответствии с новой Конституцией избранные политические партии в Жогорку Кенеше получили право формировать Правительство. Жогорку Кенеш III созыва в октябре 2007 года был досрочно распущен.
По итогам выборов, прошедших 16 декабря 2007 года, приступил к своим полномочиям Жогорку Кенеш Кыргызской Республики IV созыва, впервые в истории страны избранный по партийным спискам. В нем были представлены три политические партии.
В результате событий в апреле 2010 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики IV созыва прекратил свою деятельность.
После трагических событий в апреле 2010 года в Кыргызстане произошла смена государственной власти, изменившая общественно-политическое положение.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, принятой 27 июня 2010 года, вместе с расширением полномочий Жогорку Кенеша была усилена и его ответственность.
С избранием Жогорку Кенеша V созыва была открыта новая страница в современной истории Кыргызстана. Согласно Конституции Кыргызской Республики стала страной с парламентско-президентской формой правления.
По результатам парламентских выборов 2010 года, в которых приняли участие 29 политических партий, победу одержали 5 политических партий. 120 депутатских мандатов в парламенте были распределены следующим образом: партия «Ата-Журт» ( 28 мандатов), Социал-демократическая партия Кыргызстана (26 мандатов), партия «Ар-Намыс» ( 25 мандатов), партия «Республика» (23 мандата), партия «Ата Мекен» (18 мандатов). Согласно структуры Жогорку Кенеша были образованы 14 комитетов.
По итогам выборов, прошедших 4 октября 2015 года, приступил к своим полномочиям Жогорку Кенеш Кыргызской Республики VI созыва, в который вошли 6 партий: «СДПК» (38 мандатов), «Республика-Ата Журт» (28), «Кыргызстан» (18), «Онугуу-Прогресс» (13), «Бир Бол» (12), «Ата-Мекен» (11).