Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Чем сильнее государство, тем свободнее личность
В.В. Путин

Экспертный доклад

 

Политологический центр «Север-Юг» 

Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ)



КЫРГЫЗСТАН НАКАНУНЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ИНТЕГРАЦИЯ

Экспертный доклад


Cостав рабочей группы: 

Со стороны России:

Ефим Пивовар,  член-корреспондент РАН, ректор РГГУ, профессор
Юлия Якушева, исполнительный директор Политологического центра    «Север-Юг»
Сергей Рекеда, генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве  
Всеволод Стеблецов, заместитель исполнительного директора Политологического центра    «Север-Юг» 

Со стороны Кыргызстана:

Сергей Масаулов – президент Центра перспективных исследований
Икбалжан Мирсайитов – аналитик мониторингового центра при ГАМСУ и  
МО, к.п.н.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Эволюция партийно-политической системы Кыргызской Республики
  • Общественно-политическая ситуация в КР накануне выборов
  • Актуальные вопросы текущей повестки дня для Кыргызстана
  • Основные акторы электоральной кампании: оценки и прогнозы
  • Влияние внешнеполитической ориентации партий на предвыборные расклады
  • Предвыборные тактики политических партий
  • Выводы

 

Раздел 1. Эволюция партийно-политической системы Кыргызской Республики

Становление системы парламентаризма в Кыргызской Республике в период государственной независимости происходило в несколько этапов, напрямую связанных со знаковыми событиями в политической истории страны. 
Первым законодательным органом суверенного Кыргызстана был 12 созыв Верховного Совета Киргизской ССР, носящий название «Легендарный парламент». Именно им были приняты основополагающие для КР документы: Декларация о суверенитете (1990г.), Декларация о независимости (1991г.), избран первый Президент суверенного Кыргызстана (1991г.), а также была принята первая Конституция суверенной Кыргызской Республики (1993г.).
Деятельность «Легендарного парламента» стала важной вехой в политической истории Кыргызстана, заложив фундамент развития правового демократического государства.   

 

В соответствии с Конституцией 1993 года с 1995 по 2000 гг. в Киргизии действовал двухпалатный парламент первого созыва Жогорку Кенеша - Законодательное собрание и Собрание народных представителей, депутаты которых были избраны по мажоритарной системе в одномандатных округах. 

Жогорку Кенеш первого созыва являлся высшим представительным органом, который проводил законодательную власть, а также выполнял контрольные функции. Он состоял из 105 депутатов, срок полномочий которых составлял 5 лет. В состав Законодательного собрания, деятельность которого проводилась на постоянной и профессиональной основе, входило 35 депутатов. В состав Собрания народных представителей, деятельность которого проводилась на сессионной основе, входило 70 депутатов. Депутаты обеих палат, избранные на равных избирательных условиях, имели равные права. Эта особенность отличала кыргызский двухпалатный парламент от других парламентов мира. 

 

Жогорку Кенеш второго созыва функционировал в период с 2000 по 2005 гг. Он состоял из 105 депутатов. Так как в ходе третьей конституционной реформы 1998 года были внесены изменения в избирательную систему и пересмотрен количественный состав палат Жогорку Кенеша, то Законодательное собрание в 2000 году состояло из 60 депутатов. Собрание народных представителей составляли 45 депутатов.
В результате Конституционной реформой 2003 года Парламент Кыргызстана стал однопалатным. После политического кризиса 24 марта 2005 года, получившего в информационном поле наименование «тюльпановой революции», возникла необходимость проведения новой конституционной реформы. 

 

Осуществленные реформы существенно повысили статус Парламента. Представленные в Жогорку Кенеше политические партии получили право формировать Правительство. 
По итогам выборов, прошедших 21 декабря 2007 года, приступил к исполнению своих полномочий Жогорку Кенеш четвертого созыва, избранный на равных условиях по партийным спискам трех политический партий. 
Новая веха в истории кыргызского парламентаризма ознаменовалась событиями государственного переворота, произошедшего в апреле-июне 2010 года.  Тяжелая общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Киргизии в тот период, требовала проведения масштабных реформ и установления верховенства закона. 

 

Новые политические реалии, определившие высокую роль в Жогорку Кенеша в политической системе государства, были закреплены с принятием новой Конституции 27 июня 2010 года. 
10 ноября 2010 года, когда Жогорку Кенеш пятого созыва провел свое первое заседание, начался отчет современного периода развития парламентской системы в Кыргызстане. 

 

Процессы, произошедшие в общественно-политической жизни Кыргызстана за последние 5 лет, подтверждают эволюционность пути политического развития республики. Значительную роль в стабилизации политической сферы КР сыграл личностный фактор – роль президента Атамбаева, который смог сохранить баланс интересов между основными политическими акторами, не стремясь использовать административный ресурс для укрепления президентской вертикали власти. Все это сформировало благоприятные условия для проведения новой электоральной кампании в относительно спокойной и стабильной обстановке. 

 

Таким образом, парламентские выборы  2015 года – важный шаг на пути дальнейшего развития политической системы страны и одновременно показатель высокого уровня зрелости основных общественных институтов.



Раздел 2. Общая характеристика общественно-политической ситуации в Кыргызстане накануне выборов

 

    Общественно-политическая ситуация в республике накануне парламентских выборов может быть кратко охарактеризована как стабильная. В стране практически отсутствуют официальные политические силы (общественные движения, партии), которые ставили бы задачу нелегитимного отстранения от власти существующего руководства. Между тем, в предыдущих электоральных циклах такие силы присутствовали, оказывая дестабилизирующее влияние на ситуацию.  

 

    В противоположность обычно возникавшим в прежние времена и электоральные циклы противостояниям в элитах, нынешняя избирательная кампания в Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызстана проходит спокойно. Заметно снизились масштабы внутриэлитных противоречий. Это уже вызывает удивление у тех, кто ждал и прогнозировал жёсткую борьбу между различными политическими силами и группировками. Прогнозы эти основывались на оценках нелёгкой экономической ситуации, на традиционном противостоянии региональных лидеров в борьбе за власть, на нагнетании напряжения вокруг ряда потенциально опасных для общественной стабильности событий. 

 

    Среди важных факторов, влияющих на предвыборную ситуацию, следует отметить, прежде всего, завершение процесса вступления Кыргызстана в ЕАЭС, состоявшееся 12 августа, как раз, когда партии, конкурирующие на выборах, приступили к окончательному утверждению предвыборных списков кандидатов на своих съездах, и прохождению процедур регистрации в ЦИК КР. Поэтому одним из ключевых пунктов повестки дня на выборах является тема участия Кыргызстана в ЕАЭС. Это одна из важнейших составляющих процесса модернизации национальной экономики и социальной сферы. Более того, тематика евразийского интеграционного проекта является одним из ключевых направлений реализации стратегии президента Алмазбека Атамбаева, что ставит этот вопрос в центр внимания пропрезидентской партии СДПК и других ведущих партийных сил Кыргызстана.

 

    Влияние евразийского интеграционного процесса на экономику КР, действительно, велико. Таможенная граница между Казахстаном и Кыргызстаном теперь открыта. Это закрепило статус Кыргызстана как полноправного члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таможенные посты были сняты на 8 пунктах пропуска кыргызско-казахстанской границы, а все внешние рубежи республики были переоборудованы за счет средств, выделенных Россией и Казахстаном (300 млн. долларов). На территории КР вступили в силу единый таможенный тариф и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а также общие требования к продукции, установленные техническими регламентами Союза. Только за один день кыргызско-казахстанскую границу пересекает около 200 большегрузных автомобилей с товаром без таможенного досмотра.

 

    Самые большие перемены, прямо влияющие на общественно-политическую ситуацию, в настоящее время происходят с мигрантами из Кыргызстана. По данным ФМС, сейчас в России работает свыше 300 тыс. граждан Кыргызстана, однако эксперты считают, что реально эта цифра выше в 2 или даже в 3 раза. В отличие от трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Украины, которых количественно до сих пор больше на трудовом рынке России, гражданам Кыргызстана теперь не требуется сдавать экзамены и оформлять трудовой патент, не нужно регистрироваться в течение месяца после пересечения границы с Россией. С 12 августа граждане КР могут устроиться на работу в России по внутреннему кыргызскому паспорту, и им нужно лишь заключить с работодателем трудовой договор, как это делают сейчас граждане Казахстана, Белоруссии, Армении. Кыргызстанцы  освобождаются также от процедуры признания документов об образовании и становятся свободными соискателями вакансий на евразийском рынке труда. Работа в России отныне будет засчитываться в общий трудовой стаж, а члены семей получат право претендовать на социальное обеспечение: бесплатную медицину, места в детских садах, школах и вузах России.

 

    Однако нельзя игнорировать и серьезные нерешенные проблемы. Кыргызстан испытывает влияние кризисных тенденций: рост цен, инфляция. Впрочем, это не переживается как последствия вступления в ЕАЭС. Большинство понимает – кризис сейчас не только в Кыргызстане. Но главное: плюсы политики, проводимой руководством страны, особенно в решении вопроса ЕАЭС, перевешивают имеющиеся трудности. 

 

    Вторым значимым событием в общественно-политической жизни республики стала денонсация правительством Кыргызстана соглашения с США от 1993 г., предоставлявшего американским структурам на территории страны различные преференции. Успехи Киргизии в обеспечении стабильности общества и в деле интеграции в евразийское экономическое пространство вызвали критику, и даже нападки на руководство Кыргызстана в США и ряде западных стран. В результате денонсации упомянутого соглашения уже перестали получать финансирование многие НКО, активность которых направлена на подрыв государственных устоев в Кыргызстане. Как результат, закрылись отдельные проводившиеся Соединенными Штатами т.н. «программы развития» в сферах строительства, культуры, образования, как и другие общественные проекты; однако их доля ничтожна по сравнению с пропагандой чуждых «ценностей» и стремлением Вашингтона навязать Кыргызстану политику двойных стандартов. 

 

Весьма критично выступил Запад относительно намерения Бишкека не допустить вмешательство во внутренние дела страны и запретить финансирование митингов иностранцами. В частности, указанный законопроект предусматривает запрет на финансирование мирных собраний за счет средств иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц, а также принятие организаторами участниками собраний средств от них. 

 

 Третьим событием, повлиявшим на общественно-политическую ситуацию в Кыргызстане накануне выборов, стала активизация исламистских групп на территории республики. 16 июля в центре Бишкека была проведена антитеррористическая операция, итогом которой явилось уничтожение нескольких вооружённых и оказавших активное сопротивление боевиков, объявивших свою принадлежность к «Исламскому Государству». Реакция общества выразилась в неприятии целей и методов исламистских групп, пытающихся извне дестабилизировать ситуацию в республике. Более того, важным следствием событий стало выведение из списков кандидатов от партий лиц, так и иначе замеченных в симпатиях к исламистам, или в пропаганде политического ислама. 

 

    У каждого из произошедших за последнее время событий есть последствия, оцениваемые политическими силами и группами в Кыргызстане по-разному; за каждым событием эксперты и аналитики, в том числе работающие с политическими партиями, предполагают наличие внешних проектов.

 

 Все перечисленные факторы форматирует поле политической борьбы. 

 

Раздел 3. Актуальные вопросы и задачи текущей повестки дня для Кыргызстана

 

 Важнейшим вопросом политической повестки для Кыргызстана является проведение парламентских выборов, которые не вызовут серьезных нареканий наблюдателей, и которые будут признаны легитимными и честными различными политическими силами в стране, и за ее пределами. 
Именно с этой целью руководство страны запустило процесс формирования списков избирателей, основанных на получении биометрических данных (паспортов). По закону, проголосовать могут только те граждане, которые предъявят биометрические паспорта, к тому же, компьютерная система должна будет предотвратить повторное голосование, т.н. «выборной карусели», обеспечивающей многократное голосование одних и тех же лиц  на различных избирательных участках. 

 

    Меры, предпринимаемые руководством страны представляются вполне логичными. Тем более, что опыт предыдущих электоральных кампаний демонстрирует попытки ряда политических сил повлиять на исход голосования. Некоторые из ныне конкурирующих партий в различное время и на выборах разных уровней были уличены в использовании специальных методов обеспечения выгодного конечного результата. 

 

    Установка руководства на проведение честных выборов в целом находит поддержку в обществе. Сложности возникают в связи с организационной стороной вопроса. Многие критики усматривают в проведении кампании биометрической регистрации административное давление, лишающее граждан права выбора, сдавать биометрические данные или не делать этого, т.к. присутствуют сомнения в режиме обеспечения сохранности сведений. По закону граждане, не получившие новых паспортов, не смогут проголосовать, и это может стать главным пунктом обвинения властей в фальсификации результатов голосования со стороны проигравших партий. Более того, некоторые партии уже заранее готовят заявления о «компьютерных подтасовках» результатов голосования. 

 

    С выборным процессом оказались тесно связаны вопросы политической повестки, поднимаемые различными партиями. 
Во-первых, денонсация соглашения с США от 1993 г. рассматривается в контексте пересмотра стратегического партнёрства двух стран, которому следовали все без исключения прежние руководители Кыргызстана. Как минимум, это завершение 20-ти летней многовекторной политики страны. Понятно, что в политическом классе неоднозначно оценивают событие, и особенно, его последствия. Есть те, кто прогнозирует жесткий американский ответ на «демарш Бишкека», и даже нарастание угрозы действующему политическому руководству. Но важно отметить, что подобной точки зрения придерживаются отдельные  политологи, а если политики, то из списков маргинальных партий. Никто из кандидатов партий-лидеров предвыборной гонки не позволил себе подобных публичных заявлений. Даже в оппозиционной партии «Ата Мекен», которую ряд политологов относит к прозападной и либеральной по идеологическим установкам, не выявилось ни одного политика, который бы публично выступил в подобном тоне.   

 

    Во-вторых, важный вопрос повестки – это обеспечение безопасности границ страны, которые теперь стали внешними границами ЕАЭС. Причем, проблемными являются границы с Узбекистаном и Таджикистаном. Не осуществлена  демаркация и делимитация сотен километров границ между странами в Ферганском регионе, нет согласия сторон с используемым картографическим и историческим материалом. К тому же население приграничных районов трёх стран привыкло жить в условиях контрабандной торговли, и не заинтересовано в возникновении режима реальной границы. Есть и нерешённые гуманитарные аспекты существующих границ, разделяющих близких родственников, и изолирующих родственные этнические группы. Каждый год происходит крупный инцидент вокруг анклавов Узбекистана и Таджикистана на территории Кыргызстана.

 

    Ещё один важный вопрос. Правительство Кыргызстана формулирует задачу борьбы с коррупцией уже не как проведение чрезвычайной кампании, а как выработку системы стандартов управления и государственных услуг, а также формирование работающих процедур государственных и муниципальных органов, которые ликвидировали бы «места» для проявлений коррупции. 

 

    С этой точки зрения рассматривается следующий вопрос повестки -  проведение управленческих реформ. Принципы реформирования: оптимизация управленческого процесса; устранение дублирования; разграничение функций и компетенций; жесткая функциональная и процедурная регламентация; стандартизация управленческой деятельности (снижение влияния личного фактора); повышение качества подготовки управленческих решений;  создание заградительных «барьеров» на пути некачественно подготовленного управленческого решения; обеспечение баланса интересов и возможностей; оптимизация экономических процессов; минимизация политических рисков.

 

    На повестке дня стоит вопрос обеспечения условий для крупных инвестиционных проектов из стран ЕАЭС. Прежде всего, это крупные гидроэнергетические проекты на реке Нарын, которые по договорённостям должны инвестироваться компаниями «РусГидро» и «РАО ЕЭС России». Это – крупные проекты по разработке месторождений золота, редкоземельных металлов, цветных металлов, угля и т.д. 
Не менее важны также инфраструктурные проекты: прежде всего, вторая дорога (возможно,  железнодорожное полотно), соединяющая север и юг страны; на повестке также современные проекты связи, и использования крупных узлов  воздушного сообщения – аэропортов «Манас», «Ош», «Баткен» и т.д. 

 

Но главный вопрос – это использование возможностей от вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Евразийский выбор Кыргызстана улучшит не только торговый климат, но и создаст условия для восстановления сельскохозяйственного производства и реиндустриализации страны. На повестке дня этот вопрос рассматривается как главный, отражающий верность выбора руководства страны в пользу интеграции с историческими стратегическими партнёрами, прежде всего, с Россией.  

Раздел 4. Основные акторы предвыборной кампании, анализ программ и оценка стратегий 

Выборы в Кыргызстане традиционно являются одними из наиболее конкурентных среди постсоветских стран. Заявки на участие в предвыборной кампании 2015 года изначально подали 34 политические партии. Однако лишь 14 партий прошли процедуру регистрации в ЦИК и вошли в предвыборные списки: 
"Ата Мекен";
"Ар-Намыс";
"Азаттык";
"Бутун Кыргызстан – Эмгек";
"Кыргызстан";
"Бир Бол";
СДПК;
"Онугуу-Прогресс";
"Замандаш";
"Мекен Ынтымагы";
"Республика Ата-Журт";
"Улуу Кыргызстан"
"Аалам — Партия беспартийных"
Конгресс народов Кыргызстана

Общая характеристика программ партий, принимающих участие в выборах представлена в специальной таблице (Приложение 1 к настоящему докладу).

 

Можно выделить несколько основных компонентов, которые определяют проблемные поле данного электорального цикла. 
Первая проблема позиционирования партий в Кыргызстане заключается в отсутствии чётких идеологически выраженных концепций будущего страны, лежащих в основе их деятельности. Поэтому есть вопросы к соответствию названия партии и отнесенности её к данной идеологической позиции. 

 

Например, «Социалистическая партия «Ата-Мекен» не имеет  социалистической программы, а выступает часто с либеральных и националистических позиций. Абсолютное большинство партий не выражает в своём названии сути политической позиции и намерения бороться за интересы какой-то части общества. Наоборот, они стремятся представить дело таким образом, как будто борются за интересы всего общества или «кыргызского народа» (иногда проще – «кыргызов»); достаточно часто это принимает моноэтническую окраску. 
Политический класс КР является носителем нескольких идеологических концепций, смысловые начинки которых иногда не просто диаметрально противоположны, но конфликтогенны по определению. 

 

      При этом следует учитывать, что произошла идеологическая интоксикация народа, и возникло коренное противоречие общественного  сознания: любой конкретный вопрос крайне идеологизирован, что ведёт к неспособности решать накопившиеся вопросы и трудности; одновременно - в сегодняшней политической жизни население отторгает практически всё, кроме меркантилизма. 

 

        Вторая проблема. На всю псевдо-идеологическую мешанину в головах элиты накладывается другая, но уже геополитическая ценностная конструкция: Кыргызстан (вместе с ЦАР) растягивается в три разные стороны – российскую, западную и исламскую. При этом происходит ещё подспудное проникновение китайских проектов на территорию страны. Задача партий – объяснить народу объективные реалии и чего ждать от каждого внешнего воздействия, однако политическая элита этого не делает. Более того, именно поэтому Кыргызстан ранее неоднократно оказывался подвержен влиянию различных искусственных проектов извне, вплоть до разжигания «межэтнических» конфликтов. 
       

 

В результате «человеком с улицы» потеряна политическая ориентация, не говоря уже о политических ценностях, и общество сползло к меркантилизму как основной жизненной идеологии, замешанной на бедности и безработице. После июньских 2010 г. столкновений на юге страны к этому набору идей добавилось ещё стремление к порядку – любой ценой. Напрашивается вывод, что партийные программы, комплексы идей и т.п., которые не будут соответствовать этим двум установкам, будут избирателями отвергнуты.

 

Поэтому все партии, и основные претенденты на победу в первую очередь, обещают порядок в обществе, при этом некоторые партии развернули подкуп избирателей, учитывая меркантилистский настрой. Пожалуй, только СДПК, как партия власти, не стремится отметиться на этом поле. В то же время, партии «Республика – Ата Журт» (лидеры - Омурбек Бабанов и Камчибек Ташиев), «Бутун Кыргызстан Эмгек» (лидеры - Адахан Мадумаров и Аскар Салымбеков), «Бир Бол» (много лидеров из бывших губернаторов, вице-премьеров, и даже экс-премьер-министр)  выделяют для этого значительные  средства. Даже в отсутствие больших денежных средств партия «Ата Мекен» стремится раздавать материальные свидетельства своих электоральных надежд. А партия «Онугуу» положила раздачу материальных ценностей (тракторы, посевные семена и т.д.)  в основу своей стратегии на выборах. Называется это «стратегией конкретных дел», и декларируется: мы делаем малые дела, значит, сделаем и большие.

 

    Официально четыре основных претендента на победу позиционируют себя следующим образом:

 

СДПК 

 

   Идеология данной партии пытается соединить в себе представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и ценностей. Сама социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения. Здесь идеологи ставят перед собой задачу сделать современное общество обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, без умаления равенства всех членов общества. В ней также просматривается идея о постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения. По сравнению с либеральным или любым иным проектируемым государством, в программе СДПК государство обладает максимально высоким уровнем социальной ответственности перед населением. Партия ставит перед собой стратегическую цель - построение в республике подлинно демократического, правового, гражданского общества с высоким жизненным уровнем, с гарантией всем членам равных условий социальной защищенности. Что касается стержня партийной идеологии СДПК, то им здесь является предоставление гражданам политических свобод и перечень социальных обязательств, поставленных перед государством.
«Республика – Ата Журт»

 

    Вставая на защиту интересов предпринимателей, объявляя о свободе индивидуальной и групповой предпринимательской деятельности, партия приобрела черты либерализма. Более того, идея об умеренном государственном вмешательстве в экономические процессы (и только в целях стабилизации экономики), обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка, а также меры по обеспечению неприкосновенности частной собственности определяет некоторые программные приоритеты партии как социал-демократические. Партией также декларируется идея о перераспределении части доходов в интересах менее обеспеченных слоев населения, а Кыргызстан объявляется социально ориентированной страной. Все это позволяет политологам позиционировать партию как центристско-либеральную. Однако влияние партии «Ата Журт» появляется в привнесении идеологии умеренного национализма. Главное здесь - формирование у общества ответственности за судьбу кыргызского народа и его будущее. На этом базируется понимание патриотизма. Поэтому «объединённые республиканцы» уверяют, что любая хорошая идея должна быть тесно связана с историей, традициями, интеллектуальным наследием и менталитетом народа. Следовательно, идеология партии «Республика – Ата Журт» делает упор не на поиске  баланса между идеологиями правой или левой направленности. Она  разработана на основе понимания национальных интересов кыргызского народа. Во время избирательной кампании партия всё более сползает в популизм. Хотя надо отметить чётко простроенную программу, и её грамотную подачу избирателям.   

 

Социалистическая партия «Ата Мекен» 

 

    «Мы за рыночную экономику, но против рыночного общества»,  - заявляет лидер партии О. Текебаев. Идеологическая платформа партии «Ата-Мекен» основывается на социал-демократических ценностях, пропагандируя путь к повышению благосостояния и безопасности через расширение общественного контроля, социальной базы управления и ответственности чиновников. Вместе с этим идеологическая база дополнена такими социалистическими принципами как широкий общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и сбалансированная концепция бизнес этики. При этом надо учитывать практику партии, выводящую её в число популистских и националистических партий с либеральной или социалистической риторикой, и только. Поэтому партия «Ата Мекен», после долгого рассмотрения и присутствия в качестве наблюдателя, не была принята в Социнтерн, т.к. не смогла подтвердить социалистический характер программных установок и практики политической борьбы.  

 

«Онугуу – Прогресс»

 

    Позиционирует себя как правоцентристская партия. На своем официальном сайте лидеры партии заявляют, что выступают за порядок, законность, экономическое развитие и социальную справедливость. Приоритетами в своей деятельности партия считает безопасность граждан, соблюдение законов, равноправные отношения между властью, бизнесом и обществом, создание рабочих мест и справедливое распределение материальных благ.

 

    В принципе, к «прогрессистам» весьма близка по идеологии ещё 2 партии, имеющие возможность пройти 7%-ый барьер – партия «Бутун Кыргызстан  Эмгек» и «Бир Бол». В отличие от «Онугуу», первая партия добавляет важный пункт программы: возврат к президентской республике. 

 

        Другим партиям трудно пробиться в число претендентов на победу, и в следующем электоральном цикле большинство из них исчезнет. 
        По мнению ряда экспертов, неоконченный процесс развития партийно-политической модели в Кыргызстане, а также недостаточно высокий грамотности и информированности населения в вопросах партийного строительства, позволяет утверждать, что парламентские выборы будут представлять собой не столько столкновение партийных идеологий и программ, сколько голосование за отдельные политические фигуры. Персонификация политических процессов – общая тенденция для большинства стран постсоветского пространства и для государств Центральной Азии в частности.

 

    Неслучайно штаб СДПК демонстрирует максимальное спокойствие и уверенность. Высокий уровень поддержки президента Атамбаева среди населения страны, связанный и с одобрением его внутриполитического курса и особенно с интеграцией Кыргызстана в ЕАЭС, автоматически конвертируется в высокие рейтинги пропрезидентской партии. В значительной степени именно евразийский курс кыргызского руководства может обеспечить победу на выборах СДПК.

 

Таким образом, гораздо более важным критерием определения характера партий является не публично обозначенные программные цели, а ориентация партийных руководителей на различные геополитические проекты. 

Раздел 5. Влияние внешнеполитической ориентации партий на предвыборные расклады

 

Российский вектор

 

Традиционно приоритетным внешнеполитическим ориентиром для Киргизии является Российская Федерация. 
Сотрудничество Российской Федерации с Кыргызской Республикой носит характер тесного стратегического партнерства и отличается высокой динамикой развития политического диалога. Взаимодействие двух стран в качестве одной из главных целей преследует обеспечение стабильности в Центральной Азии в которой Россия имеет традиционные стратегические интересы. Россия последовательно оказывает экономическую и военно-политическую поддержку Киргизии в преодолении последствий тяжелых политических кризисов, которые республика неоднократно переживала за годы суверенного развития. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что стратегический характер взаимодействия двух государств проверен на прочность потрясениями и кризисами. 

 

В этой связи показательны слова президента Российской Федерации В.В. Путина: "Несмотря на все сложности, которые Киргизстан переживал в последнее время, прежде всего сложности политического характера, отношения с Россией развивались неизменно поступательно".
Для Киргизии военно-политическое сотрудничество с Россией как в рамках двусторонних связей, так и в формате ОДКБ и ШОС выступает  главным гарантом безопасности государственных границ. Россия является важнейшим торгово-экономическим партнером Киргизстана, что обуславливает объективную заинтересованность Бишкека в развитии экономической интеграции с РФ. Закономерным результатом тесного российско-киргизского экономического сотрудничества стало вступление Киргизской Республики в Евразийский экономический союз, завершившееся в августе 2015 года открытием границы между Киргизией и Казахстаном. В целях безболезненной адаптации Кыргызстана к стандартам и нормам ЕАЭС Россией и Казахстаном были выделены 300 млн. долл. на оборудование государственных границ КР. Для поддержки кыргызского бизнеса создан Кыргызско-российский фонд развития, объем которого должен составить 1 млрд. долл. 
Президент КР А.Ш. Атамбаев емко охарактеризовал потенциал российско-киргизских отношений: "Россия - наш главный стратегический партнер, с ней нас связывают общая история и общая судьба. Без России у нас нет будущего. Наше будущее будет в партнерстве с великой Россией".

 

Евразийский вектор руководства Кыргызстана делает возможной системную реконструкцию национальной экономики страны с переходом от доминирования торгово-посреднического сектора к приоритету производственных инструментов в аграрном, строительном, энергетическом направлении, а также в сфере легкой промышленности. Интеграционная политика дает практические результаты, что, безусловно, найдет отражение в итогах предвыборной кампании, прежде всего, в ожидаемо высоких показателях поддержки  пропрезидентской партии СДПК.
Социал-демократическая партия Кыргызстана последовательно реализует пророссийский курс,  подтверждением чего является не только реализация стратегии вступления Кыргызстана в ЕАЭС, а также вывод американской базы с территории страны. Важным показательным моментом в общественном сознании относительно пророссийской позиции СДПК является решительно проведённая премьер-министром Темиром Сариевым денонсация соглашения с США от 1993 г.,  предоставлявшего американцам особые права на территории страны. Партия Т. Сариева «Ак Шумкар» (отдельными представителями влившаяся в СДПК) всегда демонстрировала свое стремление к более тесному сближению с Россией. В данный момент «Ак Шумкар» не участвует в выборном процессе, всецело поддерживая партию президе