Кыргызстан. Конституционная реформа: "защита от дурака" или все же геополитика? - Б.Эркимбаев
Бахтияр Эркимбаев, аналитическая группа "IZ-Дюжина"
На пресс-конференции, посвященной итогам ушедшего 2015 года глава государства Алмазбек Атамбаев заявил о своем твердом намерении провести конституционную реформу и полностью перейти на парламентскую форму правления. Необходимость такого перехода президент обосновал тем, что нынешние его полномочия достаточно весомые, и борьба претендентов за пост главы государства, учитывая возможную финансовую поддержку внешних игроков, в том числе и со стороны клана Бакиевых, может привести к гражданской войне внутри Кыргызстана.
Дословно глава государства сказал: "Знаете, есть такое понятие – защита от дурака. Должна быть защита от любого случая. Мы больше не должны чтобы в стране случилась какая-то смута или так далее. Страна дальше должна идти уверенно…". Алмазбек Атамбаев подчеркнул, что если Жогорку Кенеш отвергнет его предложение, то он обратится напрямую к народу, т.е. проведет референдум.
При этом президент принизил значение предстоящей для страны конституционной реформы, заявив "что не надо из чего-то делать фетиш", и назвал основной закон "регламентом работы страны", который несет для общества риски безопасности.
Принимая во внимание то, что практически все значимые политические события в Кыргызстане начиная с 1991 года были напрямую связаны с конституционной реформой, а именно с переходом республики на парламентскую форму правления, очень трудно согласиться с мнением главы государства, о том, что планируемая реформа всего лишь изменение регламента работы страны.
Так, все кыргызстанцы уже давно свыклись с официальной версией того, что во всех бедах нашей страны, произошедших с 1991 по 2010-й год включительно, виноваты президенты Аскар Акаев, Курманбек Бакиев и их окружение. Все это приобрело некий стереотип, согласно которому вся новейшая политическая история Кыргызстана есть результат ошибок двух президентов, и этим стереотипом сегодня активно пользуются как рядовые граждане, так и высшее руководство Кыргызстана.
Нисколько ни отрицая вины двух первых лиц государства, правление которых отличалось крайней бездарностью, использованием власти для удовлетворения личных корыстных интересов и отсутствием воли в продвижении интересов народа Кыргызстана, тем не менее, хотелось бы отметить, что корни наших бед кроются в большей степени в геополитике.
Одной из главных внешнеполитических задач США является установление либеральной демократии во всем мире, чего администрация Штатов никогда не скрывала. Провозгласив либеральные ценности универсальными, Вашингтон навязывает их практически всем государствам мира. При этом, наибольший успех для США представляет собой внедрение в той или иной стране парламентской системы правления наряду с сильным гражданским обществом.
Так почему же для США очень важно чтобы во всех государствах мира, в том числе и в Кыргызстане была установлена именно парламентская модель управления?
Все дело в том, что политическая система, выстроенная по либеральному образцу, является крайне уязвимой для осуществления внешнего управления. Власть в данном случае разделена на ветви и выстроена не по вертикали, а по горизонтали, т.е. децентрализована и рассеяна среди независимых групп и индивидуумов. Через своих агентов влияния, США активно воздействует на процесс принятия политических и экономических решений в таких странах.
Также следует отметить, что в условиях парламентской модели имущественная иерархия превращается во властную. То есть к власти приходят не компетентные и волевые люди, а люди обладающие деньгами и желающие увеличить свои капиталы. Мнения таких людей по тому или ному вопросу достаточно легко купить.
Даже если случается чудо, и к власти приходит человек, рьяно отстаивающий национальные интересы, то в условиях парламентской республики легко спровоцировать политический кризис и отправить руководство страны в отставку.
Вдобавок к этому в условиях отсутствия сильной центральной власти можно легко использовать противоречия между противостоящими политическими, национальными и религиозными группами, обострить их, и превратить страну в территорию управляемого хаоса.
Вообще итоговой задачей либерализма как идеологии является преодоление государства. В нашем случае, переход к полному парламентаризму будет означать, что население страны согласно с тем, что Кыргызстан перестанет существовать как государство.
За примерами далеко ходить не надо. Все мы сегодня становимся свидетелями того, как парламентские демократии Европы не могут самостоятельно принимать решения и противостоять наплыву мигрантов, которые несут реальную угрозу будущему существованию европейских государств.
Алмазбек Шаршенович на сто процентов прав, когда говорит о том, что интересы одного отдельно взятого "дурака" могут разрушить целую страну. Но причиной этому является как раз таки нынешняя политическая система, построенная по либеральному европейскому образцу. И если мы перейдем полностью на парламентскую систему то таких "дураков" окажется во сто крат больше и развалят страну они намного быстрее.
В либеральной идеологии главенствуют абсурдные принципы, что "частное может предшествовать целому", а "периферия может быть равна или даже важнее чем центр". Это означает, что интересы одного человека или определенной группы могут оказаться выше интересов целого народа или государства. И если США что-то нужно от такого государства, то соответствующие международные организации быстренько готовят отчет о нарушении прав пострадавшей группы, и под предлогом защиты демократии в отношении страны или ее руководства вводят санкции либо оказывают силовое воздействие.
Представьте себе, что какие-то отдельные органы вашего тела будут отстаивать только свои интересы и удовлетворять только свои потребности. Такой организм долго не протянет. А если вы насильно заставите их работать для того чтобы весь организм функционировал нормально, то к вам приходит здоровый детина либерал-демократ, и со словами "что же ты диктатор такой, права печени нарушаешь?!" бьет вас по голове молотком. Но хоронить то придется весь организм.
Вернемся к новейшей политической истории Кыргызстана. Исключение из политики США по внедрению парламентаризма составили лишь первые годы независимости Кыргызстана, когда властные полномочия были перераспределены в пользу президента Аскара Акаева. Так с 1993 по 1996 год Конституция Кыргызстана была изменена трижды, и Акаев получил почти неограниченные полномочия.
Однако это было сделано лишь для того, чтобы первый президент страны смог без всякого противодействия заложить основы для дальнейшего либерального развития Кыргызстана. Так за эти годы была внедрена частная собственность, проведена приватизация государственной собственности, внедрено либеральное законодательство, взяты обязательства перед международным сообществом по соблюдению основных прав человека, созданы условия для развития неправительственного сектора, финансово-кредитных учреждений, нетрадиционных религиозных течений и свободных СМИ.
После того как Аскар Акаевич блестяще выполнил возложенную на него Западом миссию по либерализации Кыргызстана, от него ждали только одного - внедрения многопартийной системы и парламентской формы правления.
С этого момента вплоть до 2010 года мы могли наблюдать как два наших президента Акаев и Бакиев пытаются торговаться с Западом, который, впрочем, на уловки не поддавался, и твердо гнул свою линию, максимально используя при этом все возможные каналы влияния.
На Аскара Акаева, который делиться властью не хотел, начали оказывать давление международные организации, оппозиционные политики, СМИ, НПО и т.д. Акаев пошел на уступки, проведя в 1998 году референдум, по результатам которого 15 из 45 мест в одной из палат Жогорку Кенеша - Законодательном собрании было предоставлено политическим партиям. В 2003 году первый президент провозгласил лозунг "Кыргызстан – страна прав человека".
Однако все эти меры были недостаточны и первому президенту не помогли. США вынесли политический приговор, и в результате "тюльпановой революции" 2005 года Аскар Акаев был смещен с поста президента и позорно бежал из страны.
После прихода к власти клана Бакиевых, Кыргызстан по логике США должен был наконец-то провозгласить парламентскую республику. Но Курманбек Бакиев, грубо говоря, кинул Америку, и вместо того, чтобы изменить Конституцию, и сменить форму правления, он просто оставил все как есть. Система личного обогащения была выстроена его предшественниками идеально, поэтому избавляться от "кормушки" в пользу построения парламентской республики Бакиевым был не резон.
Недовольные таким результатом США моментально организовали оппозицию, основными требованиями которой стали проведение безотлагательной конституционной реформы, отставка президента и создание коалиционного правительства.
Митинги не прекращались почти один год. В ноябре 2006 года Бакиев был вынужден пойти на проведение конституционной реформы. Однако уже в 2007 году ему удалось утвердить свой вариант конституции, которая формально провозглашала парламентскую систему правления, но фактически все ветви власти находились в полной зависимости от президента.
То обстоятельство, что Венецианская комиссия дала отрицательное заключение бакиевскому варианту конституции, указывало на то, что Запад такой расклад не устраивал и смещение Бакиева будет лишь делом времени.
Реванш Западу удалось взять лишь в 2010 году, после свержения режима Бакиева. Члены Временного правительства уже "ошибки" Бакиева не повторили. Все было сделано по указке Запада, подтверждением чему служит положительное заключение Венецианской комиссии. В июне того же года был проведен референдум, результатом которого стал переход Кыргызстана к парламентаризму. Но как оказалось точка в этом вопросе еще не поставлена.
По всей видимости, США снова чувствуют себя обманутыми. Ведь даже в условиях парламентаризма и сильного гражданского общества, главе государства Атамбаеву удалось прекратить существование базы НАТО в Бишкеке, вступить в ЕАЭС и денонсировать соглашение с США от 1993 года, т.е. принять решения, противоречащие интересам Вашингтона.
"Пожалуйста, предложите другой вариант", - сказал на той же пресс-конференции президент республики, что позволяет надеяться на то, что президент не настроен категорично в отношении конституционной реформы.
Наш вариант "защиты от дурака" заключается в том, что Президент, правительство и парламентское большинство должны отказаться от иллюзорных принципов либеральной демократии, и проводить единую внутреннюю и внешнюю политику, основываясь на идеологии реализма. Это означает, что интересы Кыргызской Республики как цельного государства и интересы народа Кыргызстана как единого организма должны быть главным приоритетом и стоять выше интересов отдельных личностей, политических, этнических, региональных или религиозных группировок.
Если в политике и экономике руководство будет основываться на реализме, то в культурной и духовной жизни общества нам надо опираться на традиционные ценности.
Необходимо резко усилить аналитическую составляющую процесса принятия важнейших государственных решений, путем создания целого ряда альтернативных аналитических центров. Причем финансирование этих центров в полном объеме должно осуществляться из государственного бюджета, а не за счет международных организаций. Ведь не секрет, что одним из самых эффективных государственных органов, если не единственным на сегодня является ГКНБ, во многом, благодаря тому, что там нет проектов международных организаций.
Печальный опыт бывшего украинского президента Януковича и всей Украины показывает, что главы постсоветских государств не должны доверять Западу, т.е. США и их сателлитам. Их слова и обещания ничего не значат, для них существуют только национальные интересы США. Поэтому нам нужно учиться у Соединенных Штатов не принципам иллюзорной демократии, а тому напору, тактике, стратегии, дипломатии и многоходовым комбинациям, которые они используют в достижении своих национальных интересов. Но при этом опираться мы должны на свои собственные национальные ценности.