Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
А ведь всякому народу можно позавидовать, если на вершину власти возвел он мудрого, просвещенного и гуманного правителя.
Николай Суденко

Об изменениях в законодательстве для улучшения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

Создание инклюзивной среды и доступа участия в избирательном процессе для лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений работы Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

 

Основополагающие нормы по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями здоровья содержат:

 

- Конституция Кыргызской Республики;

 

- Закон Кыргызской Республики «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

 

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

 

- Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Законом Кыргызской Республики от 13 марта 2019 года № 34.

 

Законодательство Кыргызской Республики требует для лиц с ограниченными возможностями здоровья равных со всеми другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранения ограничений в их жизнедеятельности, создания благоприятных условий, позволяющих лицам с ограниченными возможностями здоровья вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, политической и культурной жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

 

Избирательные права лиц с ограниченными возможностями здоровья  также специально оговорены и в законодательстве о выборах.

 

Стратегией совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020 гг., одобренной Национальным советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики, предусмотрен широкий круг мер по улучшению условий обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

В целях реализации избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активизации их участия в избирательном процессе, 27 июня 2019 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики приняты ряд законов которые были подписаны и вступили в силу в августе 2019 года, в частности:

 

- конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики»;

 

- Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей».

 

Указанными изменениями в законодательство установлены следующие условия для улучшения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

1. Прежде всего введено понятие «избиратели с ограниченными возможностями здоровья» - это граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, выраженными в нарушении слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, приводящими к ограничению полноценного осуществления избирательных прав на общих условиях.

 

2. Требование об обеспечении доступности, включая удобные подъездные и пешеходные пути, специальные места для стоянки личного автотранспорта, размещение помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов, широкие проемы дверей, наличие пандусов (а в случае невозможности установки пандуса, оснащение кнопкой вызова помощи), настилов, тактильных указателей, достаточного освещения.

 

Адаптация помещения для голосования является важным компонентом инклюзивного принципа в выборном процессе.

 

 

Для организации голосования на территории республики образуются свыше 2300 участков, которые располагаются:

 

- 1633 участков - в зданиях учебных заведений;

 

- 334 УИК - в учреждениях культуры;

 

-206 УИК – в административных зданиях и муниципальных территориальных управлениях;

 

- 32 УИК – в учреждениях здравоохранения

 

93 УИК - в частном секторе.

 

 

Обеспечение доступности избирательных участков для ЛОВЗ будет иметь мультиэффект, как мера не только для выборов но и как мера обеспечивающая доступность для граждан учреждений образования, культуры, здравоохранения и административных учреждений, где расположены избирательные участки.

 

В настоящее время, во взаимодействии с Правительством Кыргызской Республики, местными госорганами и органами местного самоуправления реализуется план обеспечения доступности избирательных участков, по обустройству пандусами и перилами ведомственных зданий, где располагаются избирательные участки в целях создания безбарьерной среды для повышения участия ЛОВЗ в выборах Кыргызской Республики.

 

3. Для учета избирателей с ограниченными возможностями здоровья и составления карты потребностей граждан с ОВЗ по каждому участку, установлена обязанность для уполномоченных государственных органов по предоставлению сведений о фактической численности избирателей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 1 февраля и 1 августа каждого года в Центральную избирательную комиссию. Это позволит иметь информацию по каждому избирательному участку: количеству граждан с ОВЗ; специальных потребностей для реализации избирательных прав граждан с ОВЗ и т.д.

 

4. Предусмотрены новые требования к информационным материалам: при информировании граждан Центральная избирательная комиссия использует специальные форматы: аудио-, видеоформат (на цифровых носителях) с использованием сурдоперевода или субтитрирования, печать увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также материалы шрифтом Брайля или иными спецсредствами.

 

Следует отметить, что на последних выборах Центральная избирательная комиссия применила средства помощи гражданам со слабым зрением или отсутствием зрения: бюллетени-трафареты со шрифтом Брайля и специальные увеличительные лупы формата А4, отдельные кабины для голосования лицам использующим коляски для передвижения, методические пособия о понимании инвалидности для членов избирательных комиссий. Также граждане с ОВЗ могли использовать кнопки вызова, установленные у входа в здания, для того, чтобы воспользоваться помощью члена избирательной комиссии. Теперь эти меры стали законодательно обязательными для избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления.

 

5. Предусмотрены требования обязывающие кандидатов и политические партии публиковать и распространять часть агитационных материалов с использованием специальных форматов - не менее 1% от общего тиража агитматериалов.